Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:52, контрольная работа
Советский театр сделал огромный вклад в мировую театральную культуру. Слом времени, перемена эпох, революция- сделали огромный толчок для деятелей искусства. Художники, писатели, режиссеры стремились открывать новые виды искусства в новой стране. И многих эта страна отблагодарила… кого лишением свободы, кого смертью. Но идеи их живы! Они вплелись в мировое творчество, невзирая на запреты и преграды. Один из ярчайших деятелей того времени был Всеволод Эмилевич Мейерхольд, Таиров А Я. и многие другие
Введение .......................................................................................................3
Таиров Александр Яковлевич......................................................................4
Мейерхольд Всеволод Эмильевич..............................................................7
Товстоногов Георгий Александрович ......................................................10
Гончаров Андрей Александрович ............................................................13
Эфрос Анатолий Васильевич ....................................................................20
Заключение ...................................................................................
Товстоногов Георгий Александрович – один из самых замечательных режиссёров российского театра, педагог, теоретик театра, народный артист СССР, доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда, он внес огромный вклад в развитие искусства. Как человек дарования, он один из режиссёров, определивших пути развития отечественного театра второй половины XX века. В своем творчестве он сочетал историзм художественного мышления, глубокий психологизм, открытую театральность. Сформировал труппу крупных мастеров.
Его сценическая деятельность началась с 1931 г в Тбилисском Русском ТЮЗе, где под руководством своего учителя Н.Я. Маршака начал вырабатывать профессиональные критерии, художественный вкус, изучал организацию театрального дела. По окончании ГИТИСа в 1938 году стал режиссером Тбилисского Русского драматического театра им. Грибоедова и поставил: «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова, «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «Школа злословия» Р. Б. Шеридана, «Ночь ошибок» О. Голдсмита, «Голубое и розовое», «Бешеные деньги» А. Н. Островского, «Лёнушка» Л. М. Леонова, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Лисички» Л. Хелман, «Офицер флота» А. Крона, «Давным-давно» А. К. Гладкова и др.
Григорий Александрович преподавал в Тбилисском театре, институте с момента его основания, где поставил: «Много шума из ничего» У. Шекспира; «Лжец», «Бабьи сплетни», «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Мещане» М. Горького и др. Художник широкого кругозора, ненасытной любознательности, редкой целеустремлённости, Товстоногов вбирал в своё творчество самые разные истоки и пласты искусства - славянского, грузинского, западноевропейского, «укладывая» их на прочном фундаменте с юных лет глубоко усвоенной русской культуры. По приезду в Москву в 1946 - первые годы были трудны, драматичны для Товстоногова, тогда он узнал, что такое отсутствие работы, случайные постановки, творческое одиночество. В 1947 он становится художественным руководителем Московского Гастрольного реалистического театра, где поставил «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому и др., а в 1948 году он становится режиссером ЦДТ. Крупный успех спектакля «Где-то в Сибири» И. И. Ирошниковой, в котором прозвучала неприкрашенная правда времени и человеческих судеб, имел большое значение в биографии Товстоногова.
Одно из принципиальных направлений творчества Товстоногова — героический спектакль, в котором предмет режиссерского исследования — нравственные истоки подвига, природа человеческого мужества и стойкости поворачивается разными гранями, раскрывается на многообразном материале прозы и драматургии, через страницы революции, военной истории, публицистику антифашистской драмы, где масштабный ход сценического повествования, судьбы народной соединён с тщательным доскональным исследованием судьбы человеческой: «Из искры...» Ш. Н. Дадиани (в 1949 г. удостоена Государственной премии СССР), «Дорогой бессмертия» по «Репортажу с петлей на шее» Ю. Фучика – (Государственная премия СССР в 1952), «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука - все в Театре им. Ленинского комсомола; «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского ( Ленинградский театр драмы им. Пушкина; Ленская премия 1958), «Гибель эскадры»; «Поднятая целина» и «Тим Дон» (Государственная премия СССР в 1978) по М.А.Шолохову; «Правду. Ничего, кроме правды!» Д.Н. Аля, «Беспокойная старость», «Три мешка сорной пшеницы» по В.Ф. Тендрякову, «Перечитывая заново...» по произв. Корнейчука, Погодина, М. Ф. Шатрова и В.Т. Логинова, «Оптимистическая трагедия», «Рядовые» А. А. Дударева и др. Время один из главных героев спектаклей Товстоногова. В истории он находил истоки противоречий, развившихся в современности; в обращении к классическому наследию сочетал подлинный историзм с волнующей новиз-ной сценического истолкования, жизненной первозданностью и остротой. Работа Товстоногова над классикой оказала огромное воздействие на современный театр, сознание. Среди наиболее значительных постановок: «Гроза» А. Н. Островского в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, «Помпадуры и помпадурши» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (Ленинградский театр Комедии), «Идиот» по Достоевскому, «Варвары», «Мещане», удостоенная Государственной премии СССР в 1968), «Дачники» и «На дне» М. Горького, «Три сестры» и «Дядя Ваня» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Балалайкин и К0» по «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Товстоногов вел большую педагогическую работу с режиссерами, актерами. С 1957г. Товстоногов преподавал в ЛГИТМиКе, будучи профессором, заведовал кафедрой режиссуры. Г.А. Товстоногов сочетал в своей преподавательской деятельности не только практику, но и научно-исследовательскую работу. Им написаны замечательные книги с изложением теоретических и практических сведений, ставших настольными книгами: «Современность в современном театре» (Л., 1962), «О профессии режиссёра» (М., 1966), «Круг мыслей» (Л., 1972), «Классика и современность» (М., 1975), «Зеркало сцены» (Л., 1980, 1984; в 2 тт.). Крупнейший режиссер и педагог Г.А. Товстоногов проявлял большой интерес к постановке театрализованных представлений и праздников на стадионах и в концертных залах. Образное решение большинства эпизодов в этих представлениях ярко подтверждает мысли Товстоногова об основном признаке современного стиля: «Искусство внешнего правдоподобия умирает, весь его арсенал выразительных средств должен уйти на слом. Возникает театр другой поэтической правды, требующий максимальной очищенности, точности, конкретности выразительных средств. Любое действие должно нести в себе огромную смысловую нагрузку, не иллюстрацию. Тогда каждая деталь на сцене превратится в реалистический символ». Товстоногову были свойственны ясность сценических решений, большое драматическое и эмоциональное напряжение, динамичность и действенность в воплощении интеллектуально-философских идей. Сочетая в трактовке драматически произведений глубину, смелость, порой парадоксальность психологических решений, пристальное внимание к точным подробностям душевной жизни персонами с постановочным размахом, яркой и открытой театральностью, и в практической, и в научно-теоретической работе Товстоногов стремился к разрешению общетеатральных, общекультурных проблем. Например, искал пути соединения принципов К.С. Станиславского и Б. Брехта в «Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Короле Генрихе IV» Шекспира, претворил идею жанровой полифонии в спектаклях по пьесам Горького, дал образцы сложного взаимопроникновения достоверного и условно-поэтического, драматических и музыкальных театров в «Истории лошади» по «Холстомеру» Л.Н. Толстого, в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина.
В различное время, вступая в творческие контакты с такими крупными актёрами, как Р. А. Быкова, Н. Н. Ургант, В. И. Гафт, О. П. Табаков, И. В. Кваша, А. В. Мягков, П. И. Щербаков, И.О. Горбачёв, Ю. В. Толубеев, А. Б. Фрейндлих, Е. В. Перов и др., Товстоногов огромное внимание уделял созданию сильного и цельного актёрского ансамбля.
За годы работы в
БДТ воспитал труппу
Творческое наследие Г.А.Товстоногова охватывает широкий комплекс практических и теоретических проблем современного театра. Они были отражены и в его литературном наследии, в котором призывал учеников и последователей продолжать начатую им работу по исследованиям закономерностей сценического творчества, использованию их в практике театральной работы. Эстетика и методология сценического творчества Товстоногова получили огромное распространение в мире искусства.
Гончаров Андрей Александрович
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР
Родился 2 января 1918 года в селе Синицы Зарайского района Московской области. Отец - Гончаров А.И. Мать - Гончарова Л.Р. Супруга - Жуковская Вера Николаевна (1920-1992), профессиональная актриса, работала в Театре на Малой Бронной. Сын - Гончаров Алексей Андреевич (1951 г. рожд.).
Дед Гончарова по материнской линии служил управляющим графа Келлера, которому принадлежало село Синицы. Здесь родился и рос сам Андрей. Все его детство связано с рекой и лесом. Наверное, поэтому Андрей Александрович очень хорошо знал деревню и бесконечно любил русскую природу. Многие годы каждое лето он проводил на берегу Оки, на даче в деревне Притыки. Здесь научился плавать, дважды тонул, но, преодолев со временем страх, переплыл реку в первый раз в возрасте семи лет.
Потом семья Гончаровых переехала в Москву и поселилась в доме в Брюсовском переулке. Отец вел уроки фортепиано в Филармоническом училище (будущем ГИТИСе, ныне - Российской академии театрального искусства). Параллельно работал концертмейстером в Большом театре. Мама была профессиональной актрисой, правда, с не очень счастливой сценической судьбой. Работа ее не удовлетворяла. Денег семье постоянно не хватало, и для того, чтобы как-то пополнить семейный бюджет, она организовала детскую театральную студию, в которую ходили многие ребятишки из соседних домов.
С юных лет приобщаться к искусству начал и Андрюша. С трехлетнего возраста начал учиться игре на фортепиано под руководством отца, а потом активно занимался в маминой студии. Играл в ее спектаклях все главные роли, читал массу стихов.
Однажды в мамину студию привели пятилетнюю девочку, Веру Жуковскую, мечтавшую стать актрисой, и мальчик... влюбился. Несмотря на возраст, влюбился серьезно, по-настоящему. Как нередко говорил Андрей Александрович, его судьбу определили две женщины: мать и супруга Вера Николаевна.
В школе Андрей учился не слишком удачно, особенно не любил математику, геометрию и вообще точные науки. Зато увлекался литературой, посещал школьный театральный кружок, в котором вместе с ним занимались Л. Целиковская, Л. Леонидов и известный впоследствии театровед Вл. Блок. Не пропускал ни одной театральной премьеры, знал и пел наизусть оперный репертуар Большого театра. Часто бывал в Театре Ф. Каверина, видел все спектакли Мейерхольда, но больше всего полюбил Малую сцену МХАТа на Тверской, где формировалась тогда Вторая студия Художественного театра. В постановках театра играла замечательная плеяда русских актеров: Н. Хмелев, А. Тарасова, В. Орлов, А. Степанова, О. Андровская. Б. Ливанов, Н. Комиссаров.
Первая попытка поступить в ГИТИС на режиссерский факультет в 1936 году окончилась неудачей - требовался двухлетний стаж работы в театре. Однако замечательный артист В. Белокуров, заметив Андрея на режиссерских экзаменах и по достоинству оценив его задатки, предложил ему попробовать свои силы на актерском курсе, который тогда набирал В. Топорков. Поскольку выбора не оставалось, Гончаров сдал экзамен и был принят.
В то время Василий Осипович Топорков ходил репетировать к Станиславскому домой, в Леонтьевский переулок, и после рассказывал студентам все, что говорил ему Константин Сергеевич, показывал этюды, которые они делали. "Один-единственный раз посчастливилось побывать на репетиции самого Константина Сергеевича, вспоминал Андрей Александрович, и эта репетиция в Леонтьевском осталась в памяти на всю жизнь".
Много позже А.А. Гончаров говорил: "Умение работать с человеком, с артистом - самое важное для режиссера, первый урок этому я получил на репетиции Станиславского".
Проучившись год на актерском курсе, Гончаров решил вновь поступить на режиссерский факультет. На этот раз попытка оказалась удачной. Андрей попал в одну из групп, которую возглавил Н.М. Горчаков. Николай Михайлович к тому времени был уже известным режиссером, одним из ближайших помощников Станиславского и Немировича-Данченко и только начинал свою педагогическую деятельность. Таким образом группа будущих режиссеров стала его первыми учениками, и занимаясь со студентами, он многому учился сам.
Андрей был самым молодым на курсе. Все его однокашники были на пять-шесть лет старше. По этой причине его многие серьезно не воспринимали как режиссера. Зато как актера хвалили и даже предлагали роли. Поэтому в 1940 году, когда пришло время дипломного спектакля, Андрей, чтобы не уезжать из Москвы, решил устроиться в какой-нибудь театр актером. Найти работу сразу не удалось. Помогла начинающему режиссеру Мария Николаевна Овчинникова, которая преподавала на курсе Горчакова актерское мастерство. Она познакомила Андрея со своим мужем, Василием Александровичем Орловым, бывшим в то время заведующим труппой МХАТ, и тот решил показать Гончарова В.И. Немировичу-Данченко.
После просмотра Гончарову сообщили, что он принят. Однако руководитель курса Н.М. Горчаков, каким-то образом узнав о случившемся, подошел однажды к Андрею и произнес: "После того, как защитите диплом - можете поступать хоть в дворники! А сейчас вы отправитесь не в МХАТ, а на периферию - ставить дипломный спектакль". И Гончаров отправился в Иваново, в местный драмтеатр.
Началась Великая
В 1942 году Гончарову предложили
стать директором и режиссером Первого
фронтового театра, образованного при
Всероссийском театральном
Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года Первый фронтовой театр ВТО представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота. Последний выезд Гончарова в действующую армию связан со 2-м Белорусским фронтом, где театр выступал в городах Домброво и Белосток.
В конце 1944 года Гончаров получил приглашение Горчакова, вернувшегося в Театр Сатиры, стать его помощником. Его первой постановкой стала уже знакомая ему "Женитьба Белугина", работу над которой он начинал сначала под руководством Б.Г. Добронравова. Однако Борис Георгиевич заболел и репетировать молодому режиссеру пришлось самостоятельно. Премьера прошла успешно, и Гончаров стал штатным режиссером Театра Сатиры, где поставил еще несколько спектаклей, в том числе: "Вас вызывает Таймыр" А. Галича и К. Исаева (1948) и "Женихи" осетинского драматурга А. Токаева в переводе замечательного комедиографа В. Шкваркина (1951).
В это же время Гончарова пригласили на преподавательскую работу сначала на актерский факультет к В.А. Орлову, а потом на режиссерский к Н.М. Горчакову. В ГИТИСе Андрей Александрович работал до последних дней, был профессором, заведующим кафедрой.