Структура социальной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:07, реферат

Краткое описание

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
История изучения социальной мобильности……………………….5
Понятие и типология социальной мобильности…………………...8
Каналы социальной мобильности…………………………………..11
Проблемы социальной мобильности………………………………16
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………….21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 125.18 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Институт (факультет) малого и среднего бизнеса

 

 

                                                      

           Реферат

по дисциплине

«Социология»

на тему

«Структура социальной организации»

 

 

 

 

 

Выполнила:

ст. гр. МНб-110

Безбородова Е.С.

 

Приняла:

Нечаева И.И.

 

 

                                                           Владимир 2012г.

Содержание:

 

 Введение…………………………………………………………………….3

  1.     История изучения социальной мобильности……………………….5
  2.      Понятие и типология социальной мобильности…………………...8
  3.      Каналы социальной мобильности…………………………………..11
  4.      Проблемы социальной мобильности………………………………16

 Заключение…………………………………………………………………20

 Список использованной литературы…………………………………….21

 

 

Введение.

 

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти  перемещения легко ощущаются  и идентифицируются, например, при  переезде индивида из одного места  в другое, переход из одной религии  в другую, изменение семейного  положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его  перемещении в социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения  индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в  связи с ростом престижа, увеличением  или уменьшением возможностей использования  власти, изменением дохода. Вместе с  тем такие изменения в позиции  человека в конечном итоге сказываются  на его поведении, системе отношений  в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях. В связи  с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов  в социальном пространстве, которые  получили название процессов мобильности.

Актуальность темы заключается  в том, что социальная мобильность  служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом  обществе. Всякое социальное перемещение  происходит не беспрепятственно, а  путем преодоления более или  менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места  жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают  в другом. Они буквально разрываются  между несхожими культурами и  стилями жизни. Средний гражданин  в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть  сразу через несколько ступеней. Причинами служат такие факторы  мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства. Сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа.

 

 

 

1. История изучения социальной мобильности.

 

Изучение социальной мобильности  было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 г. книгу «Social Mobility, Its Forms and Fluctuation». Он писал: «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Со временем эти поиски привели к синтезу всех областей знания, в наиболее полном виде представленному в фундаментальном труде ученого «Человек. Цивилизация. Общество» (1947 г.).

Наибольшее влияние на формирование мировоззрения Питирима Сорокина оказали взгляды таких  социологов, как М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Э. Дюркгейм. У них Сорокин заимствовал идею эволюции.

          В ряде малоизвестных исследований Домар совместно с Фуре показали, как количественно изучать социальную мобильность в допросную эпоху. Их первые исследования были посвящены изучению социальной структуры двух районов Парижа первой половины XIX в. Нотариальные свидетельства о смерти предоставили данные для таблиц межпоколенной профессиональной мобильности, а свидетельства о браке – данные о социальных сетях, позволив представить в табличной форме профессии женихов в сравнении с профессиями свидетелей. Позже они детально разработали эту тему. В 1959–1961 гг. они провели то, что в ретроспективе является поразительно современным исследованием. Более 2500 парижских нотариальных свидетельств о браке с 1749 г. изучались несколькими способами с целью рассмотрения межпоколенной брачной мобильности и мобильности социальной сети. Этому новаторскому подходу не удалось спровоцировать лавину подобных исследований. Старания Домара и Фуре по большому счету забыты даже французскими историками. Количественное изучение социальной мобильности в допросную эпоху всерьез началось с книги Тернстрома о карьерной и межпоколенной мобильности рабочих в Ньюберипорт, Массачусетс, в 1850–1880 гг. Она проложила путь к новой исследовательской области. Тернстром внес вопросы о социальной мобильности и социальной стратификации в повестку дня историков и предложил способы ответов на эти вопросы. Десять лет спустя Тернстром провел еще одно исследование на данных по Бостону в 1880–19700х гг. 21 Оно было сконцентрировано на социальной структуре всего города, а не одной социальной группы, и освещало вопросы, касающиеся мобильности, этнической и расовой принадлежности, религии. По сравнению с ранней работой данное исследование было более совершенным технологически.

В нем была предпринята  попытка разделения общей и относительной  мобильности, и оно опиралось  на самые современные технологии ведущих социологов (таких как  Блау и Дункан). С этого времени  сфера исторических исследований социальной мобильности в США и Канаде процветает.

Тем не менее оказалось  трудно сравнить результаты разнообразных  исторических исследований и сформировать более широкое представление  о моделях и тенденциях мобильности. Это отмечается в обзоре американских и европейских источников. Одна американская критически настроенная женщина  исследователь выразила свою озабоченность  следующим образом: «Скорее представляя  собой историческое бухгалтерское  дело или даже счетоводство, чем  статистическую проверку гипотез, большая  часть работы основана на имплицитном  предположении о том, что разумный взгляд на классифицированные в стандартные  комплексы категорий данных автоматически  приведет к значимым обобщениям. Вкупе  с множеством уникальных решений  проблемы данных эта тенденция фактически гарантировала несопоставимость результатов  одного исследования конкретного случая с результатами другого». Эта критика  отчасти справедлива, но ее можно  опровергнуть. Во-первых, она справедлива  только для пионеров в области исследования социальной мобильности, так как просто требуется время, прежде чем появится достаточно исследований, на основании которых можно делать обобщения или еще раз сравнивать данные. Во-вторых, с использованием современных социологических методов изучения мобильности можно расширить знание локальных моделей и тенденций мобильности и повысить сопоставимость данных. Эти методы, однако, не панацея. Некоторые проблемы являются следствием своеобразия характеристик исторических массивов данных или отсутствия консенсуса среди исследователей (например, относительно классификаций профессий), и они могут продолжать препятствовать проведению сравнений. Итак, исторические данные хорошего качества существуют, равно как и процедуры преобразования сырых данных в таблицы, возрастает и осознание важности понимания исторического контекста. Тем не менее в исторических исследованиях существуют слабые места, включающие множество классификаций профессий, что препятствует сравнениям, заметен и недостаток подходящих методов для проверки интересных гипотез, особенно касающихся моделей относительной мобильности и временных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и типология социальной мобильности.

 

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано  или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Существует два основных типа социальной мобильности:

  • Горизонтальная;
  • Вертикальная.

Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается  переход индивида или социального  объекта - из единой социальной группы в другую, расположенную на одном  и том же уровне. Перемещение некоего  индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства  в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе  или при повторном браке, с  одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального  статуса, — все это примеры  горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно  перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях "перемещение" может происходить без каких-либо заметных изменений социального  положения индивида или социального  объекта в вертикальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении  индивида или социального объекта  из одного социального пласта в другой.

В зависимости от направления  перемещения, существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уж о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно, и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма, проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае падениё напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Случаи индивидуального  проникновения в более высокие  пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в  объяснении. Следующие исторические примеры могут служить в качестве иллюстраций. Историки кастового общества Индии сообщают нам, что каста  брахманов навсегда находилась в  позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние  два тысячелетия. В далеком прошлом  касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, а, как оказывается, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение  ранга касты брахманов через  все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. До принятия христианства Константином Великим статусы христианского  епископа или христианского служителя  культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков  социальная позиция и ранг христианской церкви в целом поднялись. Вследствие этого возвышения представители  духовенства и, особенно, высшие церковные  сановники также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к относительному понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Другой пример — группа легистов во Франции. Появившись в XII веке, эта группа быстро росла по своему социальному значению и положению. Очень скоро в форме судейской аристократии они вышли на позицию дворянства. В XVII и особенно в XVIII веке группа в целом начала "опускаться" и, наконец, вовсе исчезла в пожарище Великой французской революции. То же происходило и в процессе восхождения аграрной буржуазии в средние века, привилегированного Шестого корпуса, купеческих гильдий, аристократии многих королевских дворов. Занимать высокое положение при дворе Романовых, Габсбургов или Гогенцоллернов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. "Падение" династий привело к "социальному падению" связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо особо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены в целом были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в ракурсе чистой экономической стратификации. Так, до наступления эры "нефти" или "автомобиля" быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов. Все эти примеры иллюстрируют вторую коллективную форму восходящих и нисходящих течений в социальной мобильности.

 

3. Каналы социальной мобильности.

 

Доступность путей для  социальной мобильности зависит  как от индивида, так и от структуры  общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен  к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах  амбиции молодых людей могут  находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах  молодежь может воспользоваться  сотней путей для достижения высшего статуса.

Одни пути достижения высшего  статуса могут быть закрыты в  связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить  свои таланты. Однако для того чтобы  полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает  проблема вхождения в новую субкультуру  группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями  новой социальной среды. Для преодоления  культурного барьера и барьера  общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни.  Недостаточно просто зарабатывать  и тратить большие деньги в  том случае, когда индивид сравнялся  в доходах с представителями  более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного  уровня ему необходимо принять  новый материальный стандарт, соответствующий  этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины  и т.д. - все должно соответствовать  новому, более высокому статусу.  Материальная бытовая культура - это и не очень заметный, но  весьма значительный способ приобщения  к более высокому статусному  уровню. Но материальный образ  жизни - только один из моментов  приобщения к новому статусу  и сам по себе, без изменения  других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного  статусного поведения. Ориентированная  на вертикальную мобильность  личность не будет принята  в более высокий социально-классовый  слой до тех пор, пока не  усвоит образцы поведения этого  слоя настолько, чтобы следовать  им без каких-либо усилий. Образцы  одежды, словесные обороты, проведение  досуга, манера общаться - все это  подвергается пересмотру и должно  стать привычным и единственно  возможным типом поведения. Детей  часто готовят специально к  усвоению поведения, характерного  для высокого социально-классового  слоя, обучая их музыке, танцам  и хорошим манерам. Правда, не  все аспекты субкультуры социального  слоя или группы могут быть  освоены в результате преднамеренного  обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить  процесс принятия индивидом субкультуры  более высокого социального слоя.

Информация о работе Структура социальной организации