Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 12:46, реферат
Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.
По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.
Введение…………………………………………………………………… 2
1. Концепция Габитуса П.Бурдье………………………………… . 3
2. Жан Пиаже и концепция аккомодации и ассимиляции…….. 4
3. Схожие черты концепций Бурдье и Пиаже…………………… 8
Заключение………………………………………………………………... 9
Литература……………………………………………………………….. 10
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Концепция Габитуса П.Бурдье………………………………… . 3
2. Жан Пиаже и концепция аккомодации и ассимиляции…….. 4
3. Схожие черты концепций Бурдье и Пиаже…………………… 8
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Центральными в
По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.
Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.
С другой стороны довольно весомый вклад в понимание когнитивного (или интеллектуального) развития (и даже эмоционального развития) был сделан швейцарским биологом Жаном Пиаже.
Теория Пиаже - это теория
развития, или теория изменений интеллекта
со временем. Как мы увидим, эти изменения
представлены стадиями, через которые
проходят дети в своем развитии которые
характеризуются разными
Пиаже 60 лет своей жизни, наблюдая детей и описав их развитие в более чем 200 книгах и научных статьях. Хотя Пиаже получил образование в области биологии и философии, он обратился к психологии, пытаясь понять, как развивается интеллект.
Из своих обширных наблюдений он создал детальную теорию развития.
Концепция Габитуса П.Бурдье
Французский социолог и философ П.Бурдье (1963 г.) выдвинул концепцию габитуса. Эта работа была направлена на изучение взаимодействие человека и социума.
Габитус есть
«Будучи внутренним опытом,
через который непрерывно осуществляется
закон внешней необходимости, несводимой
к непосредственному
Габитус функционирует как порождающий
механизм, способный спонтанно
Часто первоначально необходимый акт состоит в том, чтобы дать название или распознать ситуацию так, чтобы можно было соответствующим образом прореагировать на нее. Когда вам дают список бакалейных продуктов и стоимость каждого из них и спрашивают общую стоимость, то у нас есть схема, позволяющая распознать, что сложение является здесь подобающим арифметическим действием, а также другая схема, которая помогает нам выполнить этот процесс сложения и получить решение.
Жан Пиаже и концепция аккомодации и ассимиляции
Почти одновременно схожие идеи выдвигал швейцарский биолог Жан Пиаже. Пиаже и его последователи подозревали, что существуют некоторые схемы, структуры, которые являются основными ячейками, необходимыми для организации и функционирования человеческого ума. Пиаже (1952), а также Флавел (Flavell, 1963) дали определение схемы как «связанной, повторяемой последовательности действий, характеризуемой тем, что ее компонентные действия тесно взаимосвязаны и подчиняются основному смыслу». Вэдсворт (Wadsworth, 1989) предлагал представлять себе схемы как «каталожные» карточки, хранящиеся в определенной последовательности в мозгу, причем каждая говорит своему хозяину, как определять поступающие в мозг раздражители и как на них реагировать. [5]
У младенца имеется небольшое число маленьких «каталожных карточек», каждая из которых представляет собой рефлекторную схему, например схему хватания, сосания, тому подобные. Напротив, взрослые люди обладают множеством больших «каталожных карточек». Они и должны быть большими, чтобы можно было следить за жизненным опытом, связанным с каждой схемой и теми уточнениями поведения, которые, возможно, получаются из некоторых таких опытов. [6]
Схемы помогают людям поместить какой-то предмет или какое-то событие в определенный класс или категорию, принять решение, как действовать по отношению к этому предмету или как реагировать на это событие.
Количество и качество
этих «каталожных карточек»
Исходя из этого, можно сделать вывод, что схемы могут быть выработаны как неосознанно (рефлексивно), так и осознаваемо.
Согласно описанию, данному Пиаже, схемы, по-видимому, совершенно похожи на порождающие правила или процедурное знание, на утверждения типа «как сделать» или «если..., то...». Процедурное знание является представлением «последовательностей действия» в современной теории познания или обработки информации. Когда Пиаже, чья работа предшествовала появлению современной теории обработки информации, говорил о развитии мыслительных процессов у людей, он ссылался на увеличение числа сложности схем, усвоенных данным человеком. После того как человек овладевал этими схемами, они всегда были в его распоряжении, чтобы использовать их для действия, распознавания или реагирования на любой предмет или событие, которое ему или ей встречались. [7]
Пиаже постулировал наличие двух механизмов для выполнения адаптации. Первый из них, ассимиляция, — это процесс, используемый для включения новой информации в существующие схемы, которые достаточны, чтобы понять ее.
Это означает, что, когда кто-то встречает что-то новое, он или она стараются как-то обращаться с этим новым (т.е. распознать, что это такое, или как-то реагировать на это), используя существующую схему или план действия. В результате схема не претерпевает существенного изменения, но она увеличивается, чтобы включить в себя новый опыт и результат реагирования на него.
Ассимиляция несколько напоминает
бихевиористскую концепцию
В отличие от ассимиляции, второй адаптивный механизм, постулированный Пиаже, — аккомодация — представляет собой процесс, используемый для видоизменения существующей схемы с тем, чтобы суметь понять информацию, которая иначе оказалась бы совершенно непонятной при существующих схемах. На этот раз человек, приобретающий новый опыт, не может справиться с ним при помощи существующей схемы — ни одна из них не подходит для этого достаточно хорошо. Такой человек должен изменить существующую схему и создать новую с тем, чтобы суметь проявить адаптивную реакцию. Это напоминает концепцию процесса учения или решения проблем, когда-то, что известно, не работает в данной ситуации, надо попробовать что-то новое. [9]
Здесь явно видны сходства теорий Бурдье: организму требуется некоторое время, чтобы выработать новую «карточку»-габитус.
Ассимиляция и аккомодация — это процессы, которые дают людям возможность расти и постоянно адаптироваться к окружающей их среде, в том числе и социализироваться в обществе. Ассимиляция позволяет людям лучше использовать те схемы, которые у них имеются, а аккомодация помогает им изменить свои схемы так, чтобы они соответствовали новым ситуациям. [10]
Основой для развития увеличивающейся интеллектуальной способности ребенка является процесс уравновешивания. По мере того как возникает новый опыт, у маленького ребенка появляется мотивация развивать новые схемы, чтобы справляться с ним посредством аккомодации. Как только эти новые схемы будут развиты, ребенок получает затем мотивацию использовать их посредством ассимиляции. «Файл с каталожными карточками» постоянно расширяется, причем каждый новый этап развития закладывает основу для последующего развития, упорядоченного и постепенного. Поскольку равновесие всегда устанавливается лишь на мгновение и каждая новая встреча со средой обитания нарушает его, процесс уравновешивания или стремления достичь равновесия служит в качестве постоянного мотиватора интеллектуального развития на протяжении всего детства. [11]
Для Пиаже интеллект является сочетанием всех схем, имеющихся у человека. Эти схемы позволяют человеку поддерживать равновесие между собой и окружающей средой, с тем, чтобы адаптироваться к ней и справляться с обстоятельствами по мере того, как они возникают. Интеллект поэтому представляет собой регулирующую или адаптирующую силу и, как таковой, является результатом ассимиляции и аккомодации человека в окружающей среде. Более того, для Пиаже интеллект не представляет собой содержание или объем имеющихся у человека знаний. Скорее он представляет собой структуру или то, как организовано известное, чтобы его можно было использовать. Конкретные организационные структуры интеллекта - это схемы, структуры, образованные в результате ассимиляций и аккомодации. [12]
Такой взгляд на интеллект как на адаптируемость, или способность ориентироваться в меняющейся окружающей среде, сильно отличается от более привычного взгляда на него как на либо общие, либо специальные знания человека. Для Пиаже интеллект больше похож на процедурное знание или знание того, что нужно делать, чем на декларативное знание или просто знание фактов.
Поскольку интеллект является как результатом, так и основой для ассимиляции и аккомодации, можно ожидать, что с возрастом он будет значительно меняться. По мере того, как дети приобретают все больше опыта, они развивают у себя структуры, или схемы, которые помогают им адаптироваться к окружающей их среде. Пиаже делит развитие интеллекта на отдельные этапы, причем на каждом из них встречаются интеллектуальные проблемы в смысле достижения равновесия. [13]
Пиаже считает, что интеллектуальному развитию способствуют четыре фактора.
Первый фактор - наследственность, которая оказывает влияние на темпы взросления человека. Согласно Пиаже, взросление не вызывает развития интеллектуальных структур, оно скорее определяет область возможностей, имеющихся на какой-то конкретной стадии, т.е. определяет, может ли какая-то конкретная структура развиться на какой-то конкретной стадии, но не обязательно, что она там появится. Отсюда ясно, что взросление налагает широкие ограничения на интеллектуальное развитие. Оно обеспечивает потенциал для появления конкретных структур, но появятся они на самом деле или не появятся, зависит от следующих факторов.
Второй фактор - активный опыт, или действия ребенка, совершенные в окружающей его среде. Эти действия могут быть физическими или мысленными, причем они могут быть связаны как с предметами, таки с людьми. Дети, чье детство богато активным опытом, с большей вероятностью разовьют у себя те структуры, которые характеризуют каждую стадию, и пройдут через все четыре стадии, чем те дети, у которых был ограниченный или бедный опыт.
Третий фактор - социальное взаимодействие, или обмен идеями между людьми. Это особенно важно для развития идей, у которых нет физического эквивалента, которые нельзя соотнести с каким-то физическим предметом, нельзя видеть или слышать: например, идея свободы или справедливости. Развитие социально определенных концепций очень сильно зависит от социального взаимодействия.
Четвертый фактор - уравновешивание, которое мы уже ввели в рассмотрение. Согласно Пиаже (1977), процесс уравновешивания объединяет координацию между тремя другими факторами. Но помимо этого уравновешивание служит средством саморегулирования, которая дает человеку возможность обработать новую информацию либо посредством ассимиляции, либо посредством аккомодации и идти к равновесию с окружающей средой. [14]