Специфика роли религии в формировании культуры современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 16:17, реферат

Краткое описание

Объект работы – современная молодежь как особая социальная группа.
Предмет – сущность и особенности религии и веры в современных условиях.
Цель – выявить специфику роли религии в формировании культуры современной молодежи.
Цель исследования предопределила необходимость решения основных задач в работе:
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
определить религиозные ценности молодежи;
обозначить особенности роли религии в формировании нравственного и культурного потенциала молодежи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Роль религии и веры в формир культур совр молодеж (25.06.13).doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой  и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии14.

Уважение к национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не означает готовности беспрекословно следовать  социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны?", ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам (верующие в Бога - 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие - 34,2%), а также конфессиональных групп (православных - 56,0%, мусульман - 60,0%, католиков 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов - 50,0%)15.

Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию  влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы  религиозные организации четко  определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции.

Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет  к государственно-церковным отношениям. Интересно, что верующая молодежь, как  и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма. Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых. Равенство же религий перед законом, независимо от их вероучения и истории поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%16.

Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога (17,4%), а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные силы (5,7%). За равенство религий выступает большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными показателями - около среднего значения по молодежной выборке 40,0%. Знаменательно, что аналогичный показатель также среди взрослого населения - 40,8%. Среди сторонников оказывать предпочтение традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0% (верующие в Бога) до 18,5% (неверующие).

В конфессиональных группах государственный  статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов при  полном отказе от этого респондентов - мусульман, католиков, протестантов, иудеев. Идея равенства религий нашла  более значительную поддержку у 37,0% православных, 44,0% буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев, 80,% мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались, естественно, представители этих же конфессий - 24,2% православных, 20,0% мусульман, 22,2% буддистов и только 14,3% протестантов17.

Для понимания роли религии в  мировоззрении молодежи важны, конечно, не только вербальные суждения. Убедиться  в том, что отношение к вере, восприятие ее норм и правил в системе  ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы на ряд вопросов, раскрывающих действительное место религии в повседневной жизни опрошенных.

На вопрос "С кем бы Вы могли  поделиться своими самыми сокровенными мыслями? " лишь 3,4% опрошенных назвали  духовного наставника. Небезынтересно, что среди верующих в сверхъестественные силы этот показатель составил 6,9%, то есть в два раза больше, чем в среднем. Видимо, это говорит о том, что в их жизни большую роль играют новоявленные идолы, гуру, современные "колдуны" и т. д.18

Примечательно, что верующая молодежь чуть менее пессимистично оценивает перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет.

В группе верующих больше проявляется  и патриархальное, исконно русское  понимание "правильности" (справедливости) норм социального общежития, что  продемонстрировали ответы на вопрос о том, как надо относиться к Закону. Среди склонных его соблюдать во всех случаях, даже если он не вполне соответствует сегодняшним реальностям, верующих в Бога и в сверхъестественные силы меньше, чем безразличных и неверующих (7,9% и 8,2% против 13,9% и 11,0%). Значительно ближе для верующих идея "не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет, - главное, чтобы это было справедливо" (соответственно 36,5% и 42,4% против 28,1% и 28,8%)19.

Вопрос о религиозности молодого поколения россиян показывает устойчивость фундамента российского общества, в том числе и в условиях кризиса. Несмотря на то, что молодое поколение россиян более рационально и гораздо более нацелено на активные стратегии, в целом оно привержено «структурам повседневности» России.

 

Заключение

Весь опыт XX века показал несостоятельность  односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого  или близкого отмирания, либо грядущего  возрождения былой мощи. Сегодня  очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и неотразимые изменения.

В современном обществе роль религии  противоречива. В историческом прошлом  преобладали ее положительные аспекты, но в историческом будущем они  могут сойти на нет, что приведет к исчезновению религии. Она станет не нужна ни отдельному человеку, ни обществу. Однако когда наступит это время, через сто или тысячу лет, сейчас сказать невозможно.

Религия имеет специфическую часть (веру в сверхъестественное) и неспецифическую (идеи, включенные и в другие духовные явления: нравственные, правовые, педагогические, медицинские, экологические и др.). Положительное и отрицательное в жизнь людей вносят обе части религии.

В современном обществе религия  существует в нескольких аспектах, зачастую имеющих разнонаправленный характер. Во-первых, это личностный, персональный религиозный опыт, определяемый во многом структурой религиозного сознания. Во-вторых, религия выступает в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции, не совпадающей с набором догматических постулатов того ли иного религиозного течения. И, наконец, это авторитет и легитимность религиозных организаций, государственно-церковные отношения, на специфику которых воздействуют и представления о религии в обществе.

Вопрос о религиозности молодого поколения россиян позволяет  вычленить соотношение традиций и новых ценностных систем, чья  специфика наиболее остро проявляется  в неспокойные времена. Именно молодежь может рассматриваться лакмусовой бумагой охранительного традиционного потенциала общества в перспективе. Насущен вопрос о значимости религиозного персонального опыта для нового поколения россиян, носящего по «умолчанию» предикат «более рационального». Ясное представление о структуре религиозного сознания именно молодых людей позволяет оценить и потенциал ювенальной политики религиозных организаций, способных избавить российское общество от «нормативной аномии». Не случайно религиозные организации, прежде всего Русская православная церковь, заговорили о необходимости привнесения гуманизма и нравственности в политику и экономику, о воспитании моральных начал у молодого поколения.

Религиозная “стратификация” молодежи оказывается чрезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского, так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопределения монополизируется более зрелыми возрастными группами.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе  представляет “голографическое” отражение  всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Зиммель Г. К социологии религии // Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Статут, 2012. – С. 89-90.
  2. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.
  3. Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. – 2011. - №5. - С. 95–103.
  4. Кузьмина А.В. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии и этнические процессы в современной России // Ab Imperio. - 2011. - №2. – С. 45-47.
  5. Кузьмина А.В. Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идентичности и религиозной практики // Вестник Российского университета дружбы народов (серия «История России»). - 2009. - №2. – С. 33-35.
  6. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 2011. – 521 с.
  7. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. - М.: Проспект, 2011. – 643 с.
  8. Молодежь и религия (социологическое исследование) // Алтайская правда. – 2013. - № 7. – С. 9.
  9. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной общественно-политической жизни современной России. - М.: Научная книга, 2011. – 567 с.
  10. Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. Современный мир и религия // Вопросы философии. – 2011. - №6. - С. 3–16.
  11. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт / Общественно-политический и научный журнал «Россия». – 2012. – №2. – С. 13-15.

 

1 Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт / Общественно-политический и научный журнал «Россия». – 2012. – №2. – С. 13-15.

2 Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. Современный мир и религия // Вопросы философии. – 2011. - №6. - С. 3–16.

 

3 Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной общественно-политической жизни современной России. - М.: Научная книга, 2011. – С. 89.

4 Зиммель Г. К социологии религии // Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Статут, 2012. – С. 89-90.

5 Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. - М.: Проспект, 2011. – С. 90.

6 Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 2011. – С. 133.

7 Кузьмина А.В. Интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии и этнические процессы в современной России // Ab Imperio. - 2011. - №2. – С. 45-47.

8 Кузьмина А.В. Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идентичности и религиозной практики // Вестник Российского университета дружбы народов (серия «История России»). - 2009. - №2. – С. 33-35.

9 Молодежь и религия (социологическое исследование) // Алтайская правда. – 2013. - № 7. – С. 9.

10 Кублицкая Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. – 2011. - №5. - С. 95–103.

11 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

12 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

 

13 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

14 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

 

15 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

16 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

 

17 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

18 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.

19 Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. – 2012. - №11. - С. 45–53.


Информация о работе Специфика роли религии в формировании культуры современной молодежи