Сожительство: формы, тенденции, причины, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – разобраться в данном тематическом направлении, дать свою характеристику и оценку. Для этого были применены следующие методы:
-раскрытие происхождения и понятия сожительства;
-освещение основных черт сожительства;
-рассмотрение плюсов и минусов сожительства;
-произведение опроса людей по данной теме.

Содержание

Введение…………………………………………………стр.3
Глава 1……………………………………………………стр.5
§1 «Понятие брака»
§2 «Типы брака и их разновидность»
Глава 2……………………………………………………стр.16
§1 «Нерегистрируемые браки, или сожительства»
§2 «Сожители. Кто они?»
Глава 3…………………………………………………...стр.25
«Сожительство – как это видят люди»
Заключение………………………………………………стр.30
Список литературы……………………………………..стр.31

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение12.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

В российском обществе, то есть в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда выступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднительно (особенно для женщин) к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

Например, в России в 1950-е гг. доля повторных браков как для мужчин, так и для женщин не превышала 9%. В течение 1960-х гг. произошло практически удвоение этого показателя: в 1970 г. доля повторных браков составляла 15,1% среди всех браков мужчин и 11,8% среди всех браков женщин. В дальнейшем доля повторных браков устойчиво росла (отдельные исключения не в счет). В итоге доля вступивших в повторный брак достигла своего максимума для мужчин в 1997 г. (28,5%), а для женщин – в 1996 г. (27,8%), после чего она несколько снизилась, соответственно до 27,0 и 26,0% в 2002 г. При этом подавляющее большинство повторных браков было заключено после развода (более 80% всех повторных браков как для мужчин, так и для женщин). В крупнейших городах доля вступающих в повторный брак еще выше: например, в Москве: в 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% женщин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин. Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 1980-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера. Но в любом случае человек, как уже сказано, становится возможным брачным партнером для других людей только по достижении установленного законом или обычаем брачного возраста.

Брачный возраст – это минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускают вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий данной страны.

Брачный возраст в Российской Федерации, установленный законом, – 18 лет для мужчин и для женщин. Согласно Статье 13 Семейного кодекса РФ, органы местного самоуправления при наличии уважительных причин вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак тем, кто достиг возраста 16 лет.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены порядок и условия, при которых вступление в брак может быть разрешено, в виде исключения, до достижения 16 лет.

«Статья 13. Брачный возраст.

1. Брачный возраст устанавливается  в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации».6

Во втором отношении, т.е. в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также существуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом – практически повсюду, преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

Вступление в брак означает, с социологической точки зрения, смену одного из социальных статусов, которыми обладает каждый человек, в данном случае – смену брачного статуса, или брачного состояния. Демография как наука о воспроизводстве населения интересуется как самим массовым процессом формирования брачных союзов (и их распадом), т.е. массовым процессом смены брачных статусов – брачностью, разводимостью, овдовением, – так и распределением населения по брачным статусам, т.е. брачной структурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

§1 «Нерегистрируемые браки, или сожительства».

 

Внеся ясность в то, что же такое брак, описав его структуру и виды, я непосредственно перехожу к самой теме моей курсовой работы.

Нерегистрируемая брачность занимает существенное место в демографическом анализе. Причина этого заключается в том, что реальный и эффективный брак, независимо от его юридической формы, связан с рождением детей, причем современная тенденция как в России, так и в странах Запада, со-стоит в увеличении числа детей, рождающихся вне законного, легитимного, официально зарегистрированного брака, в росте, тем самым, внебрачной рождаемости. О самой внебрачной рождаемости речь будет идти позже, в главе о рождаемости, здесь же необходимо дать определение нерегистрируемой брачности, или сожительства и сказать несколько слов об ее показателях.

«Сожительство – это половой союз, не оформленный в соответствии с брачным законодательством данной страны. Сожительство, незаконный брак, обиходное, ненаучное наименование полового союза, не оформленного в соответствии с брачным законодательством».7

Мотивы, согласно которым люди юридически не оформляют свои отношения, могут быть различными. Соответственно можно выделить следующие типы (категории) сожительств и сожительствующих:

  • «эмоционально захваченные» (emotionally involved), но еще не готовые к браку;
  • собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;
  • живущие вместе по экономическим причинам (бедняки);
  • рассматривающие сожительства как постоянную альтернативу браку.

Если первые три категории не отрицают брак как таковой и даже полагают, что они как бы «проверяют» себя перед принятием серьезного решения о вступлении в брак, то четвертая категория включает в себя людей, которые не желают вступать в брак по тем или иным причинам, вплоть до якобы принципиальных, «философских». Многие люди, живущие в сожительствах, до этого уже состояли в легитимном браке, но их опыт брачной жизни оказался неудачным, и им пришлось развестись. И они не хотят вновь «рисковать», опасаясь вновь пережить драму развода, но ничего не имеют против постоянных сексуальных отношений с партнером, которого они любят.

«Многие люди отказываются от регистрации брака прежде всего потому, что не верят в его пожизненный характер и не хотят создавать себе сложности с разводом и последующим разделом имущества… Они хотят сохранить за собой полную свободу разрыва с партнером в случае, если любовь с одной или обеих сторон пройдет… …Крайне сомнительны утверждения о том, что брак и семья в наше время просто принимают какие-то новые формы: такие формы отношений между мужчинами и женщинами существуют испокон веков и при этом никогда не считались ни браком, ни семьей. Подобные «семьи» совершенно неспособны обеспечить ни воспроизводство населения, ни нормальное воспитание подрастающих поколений». 8

Во второй половине XX в. на распространенность сожительств сильное влияние стала оказывать семейная политика, а именно введение разного рода пособий и льгот в отношении женщин, воспитывающих детей без мужа. Выяснилось, что подобные меры стимулируют рост сожительств и внебрачной рождаемости.

 

§2 «Сожители. Кто они?».

 

Уровень сожительств резко возрос в последние годы. Сожительства в большей мере распространены среди лиц с низким образованием, а также среди тех, чьи родители не состояли в браке или их брак не был успешным. Среди всего населения в возрасте до 45 лет доля лиц, когда-либо живших в незарегистрированных брачных союзах, равна 25% (27% среди мужчин и 24% среди женщин). При этом в возрасте 19–24 года эта доля равнялась 25%, в возрасте 25–29 лет и 30–34 года – 34%, в возрасте 35–39 лет – 18% и в возрасте 40–44 года – 11%. Среди белых она была равна 25%, среди негров – 29% и среди испано-язычных – 21%. Если среди лиц, имеющих более 12 лет обучения, доля сожительств была равна 26%, то среди обучавшихся менее 12 лет – 31%, а среди тех, кто учился 12 лет, – 24%. Эта доля среди тех, чьи родители не состояли в браке или их брак не был успешным, составляла 32% против 22% у тех, родители которых состояли в «нормальном» браке.

Основным показателем распространенности нерегистрируемых браков могла бы стать доля состоящих в таковых среди всех считающих себя женатыми или замужними. Однако статистическая оценка этой доли представляет значительные трудности. Как уже неоднократно отмечалось, брачное  состояние можно фиксировать только во время переписей или специальных обследований населения. Но в большинстве случаев практически невозможно установить, является ли брак, о котором сообщает счетчику респондент, зарегистрированным или нет. Причина этого – в принципе самоопределения, когда сообщаемые сведения не требуется подтверждать никакими документами. Поэтому данные ранних (до 2002 г.) отечественных переписей населения не позволяют судить ни о величине нерегистрируемой брачности, ни о ее динамике. Лишь микроперепись 1994 г. дала первые сведения о распространенности в России нерегистрируемой брачности.

Программа переписи 2002 г. также предусматривала выяснение юридического статуса брака, что позволило практически впервые получить данные об официально не зарегистрированных браках по всему населению, а не по выборочной совокупности, как это было в 1994 г.

Достаточно надежную оценку распространенности сожительств и факторов и мотивов, определяющих выбор этой формы брачной жизни, могут дать данные специальных социологических исследований. Например, в США такого рода исследования на базе общенациональной выборки (CPS – Current Population Survey) проводятся в марте каждого года. Данные этих исследований свидетельствуют о постепенном росте распространенности сожительств в США. Если в конце 1980-х гг. в нелегитимных браках жили 2,3 млн пар, или 4% всего населения страны, то в 2000 г. уже 3822 тыс. домохозяйств (3,7% всех домохозяйств) представляли собой домохозяйства сожителей. В этих домохозяйствах жили 9207 тыс. человек, или 3,3% всего населения страны. Однако эти данные, по мнению авторов процитированного выше доклада, являются заниженными, поскольку, во-первых, не все состоящие в нелегитимных брачных союзах партнеры образуют домохозяйства и, во-вторых, в ситуации интервью многие респонденты не готовы определить себя как сожителей предпочитая называть себя «соседями», «друзьями» и т.п.

В отечественной статистике первая попытка зафиксировать долю незарегистрированных браков имела место в ходе подготовки переписи населения 1970 г. В 1967 г. в трех районах СССР была проведена пробная перепись, охватившая почти 230 тыс. человек. Она показала, что в незарегистрированных браках состояли от 9 до 13% опрошенного населения, состоящего в браке. К сожалению, в самой переписи 1970 г. не только не выяснялся законный статус брака, но и сам вопрос о брачном статусе был поставлен крайне неудачно.

Следующей попыткой учесть незарегистрированные браки была микроперепись 1994 г. Ее результаты показали, что доля состоящих в незарегистрированных браках является сравнительно низкой: лишь 6,5% мужчин и 6,7% женщин, состоящих в браке, по их словам, не зарегистрировали его. При этом наибольшая доля сожительств была зафиксирована в самых молодых возрастах: в возрасте 15–19 лет более 12% женщин, состоящих в браке, отметили, что их брак официально не зарегистрирован.

Как было сказано выше, лишь перепись 2002 г. позволила впервые в России зафиксировать уровень нелегитимной брачности для всего населения, а не на основе выборочной совокупности, хотя бы и такой, как микроперепись 1994 г.

Перепись 2002 г. показала, что за 8 лет, истекших после микропереписи, доля сожительств выросла в полтора раза – до 9,79% среди мужчин и до 9,7*% среди женщин. В городских поселениях эти доли оказались соответственно равны 9,04 и 8,95%; в сельской – 11,81 и 11,82%(табл. 5.11).

При этом, как видно из таблицы 5.11, доля незарегистрированных браков уменьшается от младших возрастов к более старшим, что, помимо прочего, говорит о более толерантном отношении молодых поколений к этой форме брачно-семейных отношений.

Тем не менее пока еще рано говорить о радикальном изменении модели брачного поведения населения России. На основании данных микропереписи 1994 г. и переписи 2002 г. можно достаточно уверенно предположить, что никакого особенного увеличения этой доли по сравнению с предыдущими переписями не произошло.

По авторитетному мнению В.А. Борисова и А.Б. Синельникова, данные микропереписи 1994 г. опровергают высказываемую многими гипотезу о том, что в России, подобно странам Западной Европы, происходит замещение регистрируемой брачности сожительствами. Если бы дело обстояло таким образом, то доля состоящих в незарегистрированных браках в более молодых возрастах была бы гораздо выше, чем в старших возрастах. В реальности же лишь в возрастной группе 16–17 лет эта доля является высокой (36,4% для мужчин и 30,1% для женщин), во всех же остальных возрастах она практически такая же, как и во всем населении.

«…Масштабы распространенности незарегистрированных браков не идут ни в какое сравнение с масштабами сокращения частоты заключения зарегистрированных браков. Таким образом, в условиях нашей страны статистика регистрации отражает реальное снижение брачности, а не переход от «законных» браков к «незаконным»».9

Правда, некоторые авторы полагают, что данные микропереписи 1994 г. занижают реальную распространенность незарегистрированных браков в стране. Основание для такого мнения видится в отмеченной многими исследованиями либерализации отношения к незарегистрированным бракам, причем более молодые респонденты показывают большую терпимость по отношению к этому явлению. Так, по данным В.В. Бодровой, в опросе 1994 г. доля осуждающих незарегистрированный брак среди лиц старших возрастов превышала 60%, а среди лиц моложе 25 лет эта доля была равна 18%.

Информация о работе Сожительство: формы, тенденции, причины, последствия