Социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:49, контрольная работа

Краткое описание

Борьба окончилась не в пользу последних: в 1922 г. ряд представителей дореволюционной теоретической социологии, среди которых оказались Н.А. Бердяев и П.М. Сорокин, были высланы за пределы страны. Выехал за границу и С.Н. Булгаков. Классические традиции теоретической социологии были прерваны, и возрождение их в дальнейшем так и не состоялось. Тем не менее данный период характеризовался созданием значимых социологических теорий. В качестве примера отметим исследования А.А. Богданова в области теории управления.

Содержание

Развитие отечественной социологии труда в послереволюционный период ……………………………………………………………2
Сущность рынка труда в контексте социологического анализа..6
3. Анкета ……………………………………………………….……….17
4. Список использованных источников……………………………21

Прикрепленные файлы: 1 файл

1 ВВЕДЕНИЕ.docx

— 68.95 Кб (Скачать документ)

1. Главным источником роста производительности труда в постиндустриальном обществе становятся знания, распространяемые на все области экономической деятельности через обработку информации.

2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг. Подобно тому, как в эпоху перехода к индустриальному обществу сократилась сельскохозяйственная занятость в пользу промышленного производства, переход к постиндустриализму сопровождается относительным сокращением рабочих мест в промышленности при их увеличении в сфере услуг, которые в итоге будут составлять приоритетную долю в структуре занятости населения.

3. Для постиндустриальной экономики возрастает значение профессиональных групп, деятельность которых высоко насыщена продуцированием и обработкой информации и знаний, а их численность будет постоянно увеличиваться. Кроме того, занятость в области менеджмента будет расти быстрее, чем в прочих областях деятельности [4, с. 201].

Поскольку главной производительной силой становятся знания и информация, совершенно очевидно, что отраслевая структура промышленного производства изменяется в пользу преобладания отраслей микроэлектронной промышленности. С одной стороны, именно эти

отрасли производят продукт, способствующий автоматизации производственных процессов и информатизации общества, поэтому постоянное увеличение спроса на производимую ими продукцию приводит к увеличению доли занятых в данных отраслях промышленности. С другой стороны, отраслевые сдвиги в промышленности приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры занятых, заключающемуся в повышении доли высококвалифицированных рабочих и менеджеров, поскольку труд в этих отраслях характеризуется применением сложных технологий и высоким уровнем автоматизации. При этом снижается потребность в малоквалифицированных рабочих, занятых преимущественно ручным трудом.

Автоматизация промышленного труда  и внедрение информационных технологий приводят к резкому росту производительности труда в промышленных отраслях, следствием чего является относительное (а в некоторых случаях и абсолютное) сокращение занятости в

промышленности  и других отраслях, производящих товары, при одновременном ее увеличении в отраслях сферы услуг. Статистические данные говорят о том, что указанная тенденция характерна для всех индустриально развитых стран: к середине 1990-х годов доля занятых в сфере услуг в этих странах достигла 60-75 %. Приведенные цифры в полной мере свидетельствуют о формировании тенденций, характеризующих постиндустриальное общество [4, с. 284-290].

Определенный вклад в снижение уровня: промышленной занятости внес фактор подвижности капитала, который всегда стремится к месту наиболее эффективного вложения средств. При этом капитал намного более подвижен, чем рабочая сила. «В то время как капитал свободно течет в электронных цепях финансовых сетей, труд остается и останется в обозримом будущем сильно ограниченным институтами, культурой, границами, полицией и ксенофобией» [4, с. 225]. Поэтому

начиная с 1980-х годов промышленный капитал из индустриально развитых стран (США, Японии, Великобритании, Германии, Франции и др.) устремился в те страны, где рабочая сила обладает приемлемым уровнем квалификации и невысокой требовательностью к условиям труда и размерам его оплаты. На сегодняшний день к ним относятся государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Сингапур, Тайвань, Китай и др.). В этих странах производится значительная доля продукции известных западных и японских фирм. Очевидно, данная тенденция сохранится до тех пор, пока под воздействием глобализации отраслевая структура занятости и уровень жизни населения не приблизятся к современным западным стандартам. В настоящее же время подобное

перемещение капитала благоприятно влияет на ситуацию с занятостью в странах со средним уровнем экономического развития и ухудшает ее в индустриально развитых странах, поскольку снижает возможности занятости для представителей некоторых профессионально квалификационных групп, традиционно связанных с промышленным трудом.

Таким образом, совокупное действие указанных ранее факторов приводит к значительному расширению сферы услуг как по объему производства, так и по количеству занятых. В то же время сфера услуг чрезвычайно неоднородна и представляет собой конгломерат разнообразных отраслей. В частности, данная сфера представлена следующими отраслями и их группами:

1) отрасли, оказывающие услуги  производителям (банковский сектор, страховые, бухгалтерские и аудиторские компании, юридические фирмы и пр.);

2) отрасли по оказанию социальных услуг (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.);

3) отрасли, оказывающие распределительные услуги (транспорт, связь, оптовая и розничная торговля);

4) отрасли по оказанию бытовых  услуг (гостиницы, рестораны и бары, парикмахерские и косметические кабинеты и пр.)

Совершенно очевидно, что распространение высококвалифицированного труда характерно не для всех указанных отраслей сферы услуг. В частности, высококвалифицированный труд наиболее востребован в отраслях финансово-банковской инфраструктуры, а также в

отраслях по оказанию социальных услуг населению, таких как здравоохранение и образование. В то же время в сфере распределительных и бытовых услуг рядовым исполнителям не требуется такой же высокий уровень квалификации. В этих отраслях наряду с высококвалифицированным трудом широко распространены виды деятельности, требующие средней и даже низкой квалификации персонала. Например, механизация и автоматизация труда в торговле или в бытовом обслуживании еще не достигли степени распространения, характерной для промышленности, соответственно, в этих отраслях велика доля подсобного малоквалифицированного труда.

Учитывая быстрый рост занятости  в сфере услуг, можно считать, что тенденция увеличения доли и объемов высококвалифицированного труда, характерная для постиндустриального информационного общества, вступает в противоречие с тенденцией формирования значительной прослойки работников среднего и низкого уровней квалификации. Данная противоречивость не отвергает закономерностей развития постиндустриального общества, а уточняет их по мере становления последнего. Анализ складывающихся тенденций позволяет сделать вывод о том, что увеличение доли работников сферы услуг среднего и низкого уровней квалификации в общей структуре занятости имеет место, но при этом оно характеризуется более низкими темпами роста, чем увеличение доли высококвалифицированных работников (менеджеров и специалистов). Опыт индустриально развитых стран наглядно иллюстрирует, что интенсивность указанных структурных изменений весьма отличается при сохранении общих рассматриваемых нами тенденций в области занятости.

Гибкость занятости

Изменения отраслевой и профессионально-квалификационной структуры привели ко многим глобальным переменам в сфере занятости. Одной из важнейших стало повышение количественной гибкости, или гибкости занятости. Говоря о количественной гибкости в кон-

тексте  анализа занятости, мы подразумеваем возможность варьировать численность занятых как на микро так и на макроуровне в соответствии с требованиями экономической целесообразности.

Как уже отмечалось, под количественной гибкостью в сфере занятости понимают:

1) распространение нестандартных  форм занятости: неполной, вторичной, само занятости и др.;

2) активное использование нестандартных  режимов организации рабочего времени, к которым относятся: гибкое рабочее время, когда начало и окончание рабочего дня определяет сам работник; неполное рабочее время (день или неделя); деление одного рабочего места между двумя работниками и др.

Внедрение гибких форм занятости и режимов рабочего времени диктовалось логикой экономического развития, хотя непосредственным толчком к их распространению в индустриально развитых странах стали экономические трудности 1980-х годов, приведшие к росту безработицы. Возникла необходимость достижения компромисса между поддержанием приемлемого уровня занятости населения и обеспечением эффективности экономики. В этих условиях повышение количественной гибкости стало одновременно способом предотвращения

серьезных социальных потрясений и снижения нагрузки на экономическую сферу, которая бы неизбежно возникла в случае резкого увеличения числа незанятых.

Возникнув в качестве ответа на временные экономические затруднения, гибкость занятости укоренилась, а распространение ее превратилось в долгосрочную тенденцию по ряду причин.

Во-первых, повышению гибкости занятости способствует изменение отраслевой структуры. Если промышленное производство характеризуется преимущественно постоянной занятостью персонала на условиях полного рабочего времени, что обусловлено причинами технологического свойства, то для сферы услуг, напротив, характерно широкое применение как неполной занятости, так и нестандартных режимов работы. В разных отраслях сферы услуг данный процесс имеет свои особые проявления. Например, в некоторых отраслях социальных услуг (здравоохранение, образование) нестандартные режимы рабочего времени являются неотъемлемым элементом трудового процесса в силу специфики труда в данных отраслях. В сфере бытовых услуг, где велика доля малоквалифицированного труда, широко распространены неполная занятость и временная работа.

Несмотря на специфику отдельных  отраслей сферы услуг, для любой из них характерно повышение гибкости занятости по сравнению с отраслями промышленного производства, поэтому современное изменение отраслевой структуры в целом способствует распространению гибких форм и режимов занятости.

Во-вторых, значительное влияние на распространение гибкой занятости оказало расширение масштабов малого бизнеса. В статистике индустриально развитых стран к малому бизнесу относят предприятия с численностью работающих не более 20-25 человек. Большинство таких предприятий действует в сфере услуг (особенно торговых и бытовых), где сами по себе широко применяются гибкие формы занятости. Помимо этого, 95в малом бизнесе преимущественно распространены единоличные формы собственности и семейный бизнес, что свидетельствует о преобладании в этой сфере само занятости как формы гибкой занятости.

В-третьих, процесс информатизации, охвативший все без исключения отрасли экономики, активно способствует виртуализации рабочих мест. Современная информационно-коммуникационная техника (прежде всего, к ней относятся персональные компьютеры, включенные в локальную и глобальную сети) позволяет выполнять многие виды высококвалифицированных работ, не выходя из дома. К ним относится труд конструкторов, дизайнеров, финансовых и конторских работников и др.

Работа на дому дает возможность самостоятельно определять распорядок рабочего дня. Подобная гибкость делает надомный квалифицированный труд чрезвычайно привлекательным для работников, особенно для женщин, имеющих детей.

Наконец, распространению гибких форм занятости и режимов труда способствовало само вовлечение женщин в общественное производство. Уровень женской занятости в мире неуклонно растет. Так, за период с 1995 по 2000 г. доля работающих женщин относительно их общей численности возросла во всех странах Евросоюза, и увеличение это составило от 3 % в Великобритании и Франции до 12 % в Ирландии. Единственным исключением стала Швеция, где доля занятых

женщин  снизилась с 72,4 до 69,7 %

Повышение уровня занятости женщин оказало двоякое влияние на расширение масштабов гибкости занятости. С одной стороны, увеличение количества работающих женщин стало дополнительным фактором давления на рынок труда, что, в свою очередь, заставило искать способы снижения этого давления. Одним из таких способов стало распространение нестандартных форм и режимов занятости. С другой стороны, для самих женщин, особенно репродуктивной возрастной ка-

тегории, частичная занятость и гибкий график работы оказались наиболее приемлемыми по причине необходимости сочетать социальные роли матери и работника. Поэтому вовлечение женщин в производственную деятельность сделало актуальным и такие формы занятости и организации рабочего времени, как занятость неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, режим гибкого рабочего времени, надомный труд.

При этом тенденция повышения гибкости женской занятости коснулась как малоквалифицированных видов труда, так и работ высокого уровня квалификации.

Итак, расширение масштабов количественной гибкости приводит к тому, что «традиционная форма работы, основанная на занятости в течение полного рабочего дня, четко очерченных профессиональных позиций и модели продвижения по ступеням карьеры на протяжении жизненного цикла, медленно, но верно размывается» [4, с. 258].

Оценивая последствия расширения масштабов количественной гибкости в сфере занятости, стоит отметить, что для различных участников рынка труда они проявляются весьма неоднозначно. Так, на уровне экономики в целом повышение количественной гибкости можно отнести скорее к положительным моментам, поскольку посредством распространения нестандартных форм занятости и режимов работы решаются проблемы, возникающие по причине цикличности экономического развития. Количественная гибкость позволяет относительно безболезненно для общественной экономики регулировать численность занятых и объем производства в периоды спада и подъема, переводя часть работников в режимы неполной или полной занятости.

Информация о работе Социология труда