Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 09:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ социологических трудов Л.Вирта.
Задачи работы:
Уточнить определение и основные характеристики городского образа жизни и урбанизма.
Охарактеризовать работы социологов в период Чикагской школы.
Рассмотреть проблему городского образа жизни и урбанизма в работах Л.Вирта.
Изучить влияние урбанизма на личность в работах Л.Вирта.
Важная особенность современной культуры – перевес объективного духа над субъективным. Большие города – главная арена этой, перерастающей все личное, культуры. В зданиях, технике и искусстве, формах общественной жизни и государственных институтах, науке, изменении предметов домашнего обихода проявляется обезличенный дух, перед которым отдельная личность бессильна, за ежедневным ростом которого субъект не успевает. Личность отстает все дальше и дальше от преобладающей объективной культуры. Жизнь большого города не зависит от населяющих его отдельных личностей. Значение большого города определяется тем влиянием, которое он оказывает за своими пределами.
В европейской культурной традиции, начиная с христианства и вплоть до начала XX века, длительное время преобладал отрицательный образ города как места разрушения традиционных моральных ценностей, атомизации индивидов.
Безусловно, ослабление социального контроля в городе приводит к распространению девиации, как отрицательной, так и положительной. В отношении к городу, на наш взгляд, различаются два аспекта: 1) прагматический – отношение к городскому пространству с точки зрения пользы (развития бытовой инфраструктуры, структуры занятости, рекреации, состояния окружающей среды); 2) аксиологический – отношение к образу жизни с позиции системы ценностей личности и групп.
Как отмечал Г.Зиммель, «все равно, относимся ли мы с симпатией или антипатией к отдельным явлениям, — большой город выходит из той сферы, по отношению к которой мы обладаем правами судьи. Так как это право с начала до конца принадлежит истории, клеточку которой мы в преходящем бытии составляем, то наша задача не обвинять и не оправдывать, но понимать»9.
Получается, что у М.Вебера и Г.Зиммеля городская проблематика присутствует в контексте рассмотрения положения рабочего класса в капиталистическом обществе. Большой город в этой связи, промышленный или торговый, рассматривается в качестве места, где в наиболее концентрированной форме протекает классовая борьба.
Настоящий расцвет городской социологии произошел в период чикагской школы. Основными разработчиками именно городской проблематики в рамках данной школы стали Р.Парк, Э.Берджесс и Л.Вирт.
Мы посчитали нужным отметить роль чикагской школы в создании социологии города.
Наиболее известной из всех социологических теорий городского развития, получивших институциональное закрепление, является чикагская экологическая школа. Не случайно деятельность выдающихся социологов – представителей этой школы Р.Парка, Э.Берджесса, Л.Вирта – связана с США и Чикаго начала и середины ХХ в. В это время Чикаго, как и много других американских городов, переживал бурный рост индустрии, приток иммигрантов из Старого Света и массированный приток населения из сел и малых городов Америки. За 50 лет с 1850 по 1900 гг. население этого города практически удваивалось, а в отдельные периоды и утраивалось, каждые десять лет, достигнув к двадцатым годам XX в. двух миллионов семисот тысяч человек. Этому городу был присущ весь спектр проблем быстрорастущих городов: перенаселенность, бездомность, высокий уровень девиаций и т.д. Однако едва ли не решающую роль в появлении школы все – таки сыграло наличие в Чикаго одного из крупнейших университетов, на факультете социологии и антропологии которого были сосредоточены ученые, заинтересованные городской проблематикой.
Основателем и лидером чикагской экологической школы на этапе ее расцвета явился американский социолог Р.Парк, организовавший первый в США Центр городских исследований. Его вклад состоял в развитии уникального направления, названного экологией человека, в котором соединились его представления о связях между территориальным сообществом и экологической средой его обитания, основанные на аналогиях из биологии. Общество понималось им как организм, проходящий в своем развитии четыре стадии: экологическую (пространственное, физическое взаимодействие), экономическую, политическую и культурную. По мере продвижения к культурному порядку, усиливаются социальные связи, ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия и общество достигает оптимальной «соревновательной кооперации» и «согласия». Здесь вступает в силу формула «общество как взаимодействие».
Правда, хочется заметить, что в работе «Город как социальная лаборатория»10 раскрываются взгляды социолога на город как социальную среду, в которой формируется новая городская культура и городской образ жизни человека. Социальные проблемы в основе своей он рассматривает как проблемы города, ибо город и городская среда представляют собой последовательную и в целом успешную попытку человека преобразовать мир в соответствии со своими желаниями. Городское сообщество всегда было «плавильным котлом» рас и культур, регионом возникновения новых институтов по мере упадка и исчезновения старых. Город всегда был неиссякаемым источником материала для изучения человеческой природы, поскольку он всегда был источником и средоточием социальных изменений. Один из главных фактов, который делает город предпочтительным местом для исследования социальной жизни и придает ему качество социальной лаборатории, – то, что в городе любое качество человеческой природы не только наглядно проявляется, но и усиливается. Город, согласно теории социолога, усиливает, простирает и выставляет напоказ человеческую природу во всех ее разнообразных проявлениях. Именно это делает его наилучшим из всех мест для раскрытия потаенных человеческих сил и изучения человеческой природы и общества.
Ученику Р.Парка, американскому социологу Э.Берджессу удалось создать прикладной вариант социально – экологической теории для исследований города – графическое приложение экологического подхода к городам – теорию концентрических городских зон11. В рамках программы по изучению локальных сообществ Чикаго и на основе социально –экологической теории он выдвинул гипотезу «концентрических зон». Зональная гипотеза описывает механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и так называемых «локальных сообществ». Основным методом определения «зон» явилось картографирование. На основании разработанной им «Карты социальных исследований города Чикаго» (1923 – 1924) было выделено 75 «естественных зон» и более трех тысяч локальных сообществ, которые затем исследовались методами включенного наблюдения, интервью анализа документов. Значительную роль в проверке зональной гипотезы отводилась данным переписи населения. Проведенная Э.Берджессом на основании переписей 1930 и 1934 гг. классификация районов Чикаго сохраняет свое практическое значение до сих пор.
В рамках чикагской экологической школы работал еще один ученик Р.Парка – всемирно известный социолог Л.Вирт. Который будет подробно рассмотрен в следующей главе данной курсовой работы.
Итак, социологи чикагской экологической школы видели в городе естественную социальную лабораторию, в которой посредством эмпирических методов, возможно, изучать «человеческую природу» и содержание общественной жизни.
Задачи школы концентрировали внимание на двух направлениях: создании генеральной теории общества и проведении интенсивных конкретных исследований, описывающих в деталях различные социальные процессы, происходящие в городе, во взаимосвязи с их пространственными характеристиками. Городская общность рассматривалась в виде сложной мозаики разных социальных групп, каждая из которых претендовала на определенную территориальную зону. Пространственная организация города была представлена в виде концентрических зон, каждая из которых принадлежала особой социальной группе. Изменение в соотношении сил между группами приводило к очередному переделу городской территории. Основной предмет изучения составляли миграционные процессы, межэтнические отношения и явления социальной дезорганизации общества. Методы городской социологии – сбор статистической информации, картографирование, интервью и включенное наблюдение.
Таким образом, М.Вебер стал основоположником социологией города, которую впоследствии стал изучать Г.Зиммель. А социология города, в свою очередь, получила настоящий расцвет лишь в период чикагской школы. Где ученые стали уже не только разрабатывать теоретические концепции, но и проводить исследования на жителях Чикаго, которые стали подтверждать теории Р.Парка, Э.Берджисса и Л.Вирта.
Глава 2. Проблема городского образа жизни
и урбанизма в работах Л.Вирта
2.1. Городской образ жизни и урбанизм в работах Л.Вирта: определение, последствия
В рамках чикагской экологической школы работал еще один всемирно известный социолог Л.Вирт, ученик Р.Парка. В 1938 г. им была опубликована одна из наиболее известных в социологии статей «Урбанизм, как путь (образ) жизни» (Urbanism, as way of life)12.
Урбанизм (лат. urbаnus – городской) – совокупность присущих населению города норм и правил поведения, обусловленных высокой концентрацией населения и особенностями городской субкультуры13.
В часто цитируемом очерке ученый дал определение урбанизма исходя из трех характеризующих это понятие черт: размера территории городов, плотности и гетерогенности населения. Большинство городских общностей были крупными, густонаселенными и гетерогенными. По примеру К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера и других мыслителей Л.Вирт исследовал, каким образом названные факторы воздействуют на формирование мировосприятия жителей городов. Он придавал главное значение двум факторам: 1) психологическим эффектам городской жизни; 2) их воздействию на социальную структуру (и соответственно на индивида, поведение которого формируется под ее слиянием).
Мы рассмотрели более внимательно факторы урбанизации14.
Размер территории города. Еще со времен «Политики» Аристотеля признавалось, что возрастание в поселении количества жителей, превосходя некоторый предел, оказывает воздействие на отношения между ними и на характер города. Большая численность населения, как уже указывалось, предполагает более широкий диапазон индивидуальных различий. Кроме того, чем больше индивидов участвует в процессе взаимодействия, тем больше их потенциальная дифференциация. Следовательно, у членов городского сообщества можно ожидать гораздо более широкого диапазона колебаний личностных черт, родов занятий, культурной жизни и идей, чем у жителей сельской местности.
Отсюда
можно непосредственно
Как правило, горожане встречаются друг с другом в очень частных ролях. В удовлетворении жизненных потребностей они, разумеется, зависят от большего числа людей, чем сельские жители, и, следовательно, связаны с большим числом организованных групп; но они меньше зависят от конкретных лиц, и их зависимость от других ограничивается крайне узким аспектом круга деятельности другого. Именно это имеется в виду, когда говорят, что город характеризуется вторичными, а не первичными контактами. Контакты в городе, даже если происходят лицом – к – лицу, являются безличными, поверхностными, мимолетными и сегментарными.
Можно прийти к выводу, что в сообществе, численность индивидов в котором превосходит предел, при котором каждый может близко знать любого другого и все могут собраться в одном месте, возникает потребность в опосредованной коммуникации и в выражении индивидуальных интересов посредством делегирования.
Плотность населения. Высокая концентрация населения в ограниченном пространстве, как и большая его численность, имеет определенные последствия.
Например, как отмечали Ч.Дарвин в отношении флоры и фауны, а позже Э.Дюркгейм в отношении человеческих обществ15, рост численного состава популяции при неизменной площади ареала (т.е. возрастание плотности) обычно вызывает дифференциацию и специализацию, ибо только таким образом ареал может поддержать существование возросшего числа особей. Стало быть, плотность усиливает диверсификацию людей и их деятельностей и возрастание сложности социальной структуры, вызываемые ростом населения.
Плотность населения, цены на землю, арендная плата, досягаемость, санитарные условия, престиж, эстетическая привлекательность, отсутствие таких досадных неудобств, как шум, смог и грязь, определяют, насколько желательными будут те или иные ареалы города в качестве мест проживания для разных сегментов населения. Место и характер работы, доход, расовые и этнические характеристики, социальный статус, обычаи, привычки, вкусы, предпочтения и предрассудки — вот некоторые важные факторы, под влиянием которых происходит отбор городского населения и его распределение по более или менее обособленным районам проживания. Таким образом, разные элементы популяции, населяющие компактное поселение, сегрегируются друг от друга в той степени, в какой несовместимы их запросы и образы жизни, и в той мере, в какой они друг другу антагонистичны.
Гетерогенность населения. Социальное взаимодействие между столь разнородными личностными типами, происходящее в городской среде, ведет к разрушению жестких кастовых барьеров и к усложнению классовой структуры, создавая тем самым более сложную и дифференцированную схему социальной стратификации, чем та, которая обнаруживается в более интегрированных обществах. Группы, к которым обычно принадлежит индивид, скорее, тангенциальны по отношению друг к другу или различным образом пересекаются.