Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:58, курсовая работа
Чиновничество в России — служащие российского государственного и муниципального аппарата. Чиновниками называют служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне . . Чиновничество в России имеет давнюю историю, а взгляды на функции чиновников менялись на протяжении истории. В командно-бюрократической системе Советского Союза чиновники существенным образом влияли на все стороны жизни в стране. Роль чиновников в политике, экономике и социальных сферах современной России особенно усилилась. Изучение состояния государственного аппарата России, особенно категории лиц, обслуживавших нужды государства, начиная от высшей бюрократии и заканчивая рядовыми полицейскими или низшими служителями различных ведомств, имеет бесспорно большое научное значение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………с. 4
1.ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО ЧИНОВИЧЕСТВА……
1.1.История возникновения и развития российского чиновничества……..с.5
1.2.Государственная служба: понятие, основные характеристики, особенности профессии……………………………………………………………………..с.12
2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКОГО ЧИНОВНИКА …
2.1.Социальный портрет российского чиновника как объект исследования…………………………………………………………………….с.18
2.2.Имидж российских чиновников в глазах граждан………………………...с.21
3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ…………………………...с.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………….с.36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………………………..с.38
Проблема представляется чрезвычайно сложной и не может быть решена только структурными преобразованиями и «чисткой кадров». В большинстве случаев специалисты в области государственного управления полагают исходной посылкой реформы государственной службы представление о несовершенстве системы. Из этого исходят авторы разрабатываемой в Администрации Президента РФ проекта Концепции административной реформы в России. Они стремятся исправить недостатки государственного аппарата на организационном и институциональном уровнях. Но все системы государственных органов состоят из людей, созданы людьми, функционируют благодаря служебной деятельности персонала, иными словами, «система» — это люди, кадры. Поэтому изучение психологии государственных служащих, их личностных свойств, профессиональных ценностей и установок, профессиональной культуры и этики является важным компонентом выявления факторов, которые необходимо учитывать при реформировании государственного аппарата.
Своекорыстие государственных служащих, факты разбазаривания и присвоения государственных средств, должностных и моральных нарушений оказывают деструктивное влияние на правовое пространство государства, на правосознание и поведение граждан, на моральные устои общества в целом.
Атрофия честности и неподкупности государственных служащих создает питательную среду для коррумпированности государственного аппарата. Все это дает основание для вывода, что в психологии современного российского чиновничества работа в государственном аппарате представляет собой не служение обществу, а получение привилегий и удовлетворение личных интересов за счет интересов общества.
По данным опроса, проведенного в конце 1998 г. агентством «РосБизнесКон-салтинг», только 36% россиян никогда не давали взяток госслужащим, а 27% делают это постоянно. По одному разу — подкупили чиновников 5% опрошенных, а более одного раза — 32% граждан России. При таком положении никакого примера правосознания и правопослушного поведения гражданам госслужащие давать не могут.
Представляет интерес взгляд на психологию чиновничества России со стороны. В 1997 г. независимый Центр стратегических и международных исследований представил доклад Конгрессу США, в котором говорится: «Официальная коррупция в России вполне может стать самой серьезной проблемой в области международных отношений. Российские средства массовой информации полны сообщений об армейских чинах, продающих государственное имущество, о руководителях ведомств, совершающих махинации в процессе приватизации, руководителях спецслужб, ведущих незаконное наблюдение за должностными и частными лицами. Во всех этих случаях служебное положение используется для личного обогащения и усиления своей власти. Эти нарушения получили такое распространение, что российский журнал «Экономика и жизнь» называет некомпетентность чиновников и взяточничество как их основные характеристики».
Не менее опасным и деструктивным для правосознания является «двойное сознание», двоемыслие, распространенное среди государственных служащих, которые нередко говорят одно, а делают другое. Оно приобретает порой форму заурядного лицемерия, той поразительной непоследовательности, когда чиновник стоит перед необходимостью постоянно противоречить самому себе, жить «двойной жизнью». Автор знаменитой утопии «1984» Дж. Оруэлл писал о гротескном мире, где господствует доведенное до абсурда «двоемыслие»: представлять истинное положение вещей и повторять заведомую ложь, придерживаться двух мнений, вполне отдавая отчет, что одно исключает другое, но с одинаковой убежденностью утверждать по принципу «что изволите» то, что угодно начальству. Это не может проходить безнаказанно для работников государственного аппарата, деформируя их психологию и образ мыслей.
В известной мере этот феномен является наследием административно-командной системы, стремления ее к фасадному благополучию «потемкинских деревень», прикрывающему социальное неблагополучие.
Лицемерное «двоемыслие», как и коррумпированность государственных служащих, ведет к отчуждению органов власти от населения, обострению социальных конфликтов, разрушению правосознания и утрате веры в возможность правомерного разрешения жизненных ситуаций.
Но положение не так уж безнадежно. По данным Агентства региональных и политических исследований, 60% граждан России верят в успех борьбы с коррупцией, в возможность изменить психологию и поведение государственного аппарата и поставить его на службу обществу и людям. В этом залог успеха демократических преобразований в России.
2.2. Имидж российского чиновника в глазах граждан.
Имидж российского чиновничества в глазах соотечественников просто ужасен, особенно в сравнении с тем, как они представляют образ чиновника в Западной Европе. Если ведущие качества западноевропейского чиновника с точки зрения российской общественности – компетентность, деловитость, культура и образованность, ответственность и надежность, творческий потенциал и неподкупность (среди восьми доминирующих качеств нет ни одного отрицательного), то портрет его российского коллеги прямо противоположен: безразличие к людям, продажность, равнодушие к интересам страны, безответственность и некомпетентность.
Создается замкнутый круг: с одной стороны, власть, чиновники игнорируют интересы и права граждан, с другой – большинство граждан платят им той же монетой. Мало того, что они рисуют крайне негативный образ родной бюрократии, они еще стремятся обходить стороной легальные или легитимные способы решения своих насущных проблем. Если есть возможность не общаться с госчиновником, она используется на 100%. «И только когда такой возможности нет, наш человек обращается в государственный аппарат», - отмечает Михаил Горшков (директор центра комплексных социальных исследований РАН).
Разумеется, сами чиновники видит себя совершенно иначе. Они-то уверены, что в глазах общества главными их качествами являются профессионализм, знание своего дела, трудолюбие и работоспособность.
Расходятся мнения и по поводу причин неэффективной деятельности бюрократии. Рядовые граждане уверены, что основная причина заключаются в безнаказанности. Далее следует недобросовестность и низкий моральный уровень. Чиновники, в свою очередь, на первое место ставят несовершенство законов, на второе – большую загруженность работой, и на третье – низкий уровень собственной зарплаты.
При этом, вот парадокс, по всем аспектам удовлетворенности жизни чиновники в несколько раз опережают основную массу населения. Они удовлетворены уровнем жизни, возможностью одеваться, питаться, содержательно использовать свой досуг, выезжать на отдых.
Это, кстати, приводит к тому, что молодые люди считают, что идти в чиновники престижно, а так как зарплата там «невысока», то волей неволей «придется брать взятки», и мне кажется, что это один из самых драматических и печальных моментов этой статьи.
Неэффективность чиновников рождает недоверие общества. Недоверие общества рождает определенный образ чиновничества. Люди, рвущиеся на чиновничьи должности – это люди, которые обладают набором личностных качеств, соответствующих этому образу: «Я должен быть готов на все, чтобы удержаться на нагретом месте», «маленькая зарплата означает возможность – и даже необходимость – дополнительного дохода» (каким являются взятки), «я должен сделать все, чтобы избежать ответственности, если же это невозможно, я должен сделать все, чтобы откусить как можно больший кусок пирога, пока гром не грянул». Изменить существующий порядок вещей можно, только полностью сменив систему рекрутинга (набора) на ответственные должности. В Китае и по сей день существуют многоуровневые экзамены, которые должен сдавать человек, претендующий на чиновничью должность. Может быть, законодателям стоит задуматься об этом.
По данным апрельского опроса ВЦИОМа, за прошедшие 10 лет кардинально переменилось мнение россиян о том, кто честнее – местные или федеральные власти. В 1999 году большее доверие вызывали первые, а в 2009-м люди больше доверяют последним. Если 10 лет назад в честность местных властей верили 33% против 14 за федеральные, то сейчас все наоборот. 34% – за федеральную власть и только 12 – за местную. С оценкой эффективности случилась та же история: в 1999 году 26% против 16 в пользу местных руководителей, а в 2009-м – 39% против 7 за правителей из далекой Москвы. Однако самая главная цифра совсем другая: примерно 40% граждан страны, как 10 лет назад, так и сейчас, не доверяют никому.
40% не доверяющих никому
россиян — это серьезный
Судам и милиции не доверяет
более 71% россиян.
Чемпионом по недоверию оказались суды
и правоохранительные органы.
Результаты многочисленных опросов, проводимых в разные годы, устойчиво показывают, что большинство граждан России по-прежнему относится к правоохранительным органам с недоверием и полагает, что не сможет отстоять законным путем свои права, если они будут нарушены правоохранителями. В частности, о недоверии к правоохранительным органам и российским судам заявили 71,9% участников опросов. 60,6% считают, что не смогут получить эффективную защиту со стороны органов прокуратуры и судов, если пострадают от произвола милиции. 61,3 % сообщили, что не верят в возможность восстановить свои права, нарушенные российскими судами. Только 14,7% из числа опрошенных россиян отметили, что проблема произвола правоохранителей в современной России является не слишком серьезной, и лишь 2% заявили, что такой проблемы в настоящее время не существует вообще.
Статистика — штука упрямая. Если в 2007 году только 17% граждан признались в том, что вынуждены были давать взятки, то в этом году их количество выросло до 29%. Эти данные представил Центр антикоррупционных исследований Transparency International – Russia (TI-R) в отчете «Барометр мировой коррупции-2009». Судя по данным опроса, чаще всего россияне вынуждены были давать взятки работникам правоохранительных органов – 30%. В сфере медицины и здравоохранения с необходимостью дополнительного вознаграждения работников столкнулись 19% опрошенных, в структурах, отвечающих за земельные отношения, – 16%, и 14% – в сфере образования. Отвечая на вопрос: «Какая из следующих публичных сфер, по вашему мнению, наиболее коррумпирована?», россияне назвали государственную службу – 84%, суды – 64%, Государственную Думу и политические партии – 62% и 61% соответственно, а также бизнес – 55%.
Давайте абстрагируемся от
личностей наших правителей, а также от
деления на местную и федеральную власть
и постараемся разобраться, почему такое огромное количество россиян
не доверяет нашим
властям?
Прежде всего, отношения к власти для рядовых граждан основаны на двух параметрах: это личный опыт общения с чиновниками низшего уровня и наблюдение за деятельностью чиновников высшего уровня через призму СМИ, в.т.ч. и телевидения. Что касается чиновников на местах, то один мой высокопоставленный коллега из мэрии Москвы презрительно назвал их «отбросами бизнеса». Действительно, нижний уровень госслужащих по уровню образования и интеллекта весьма примитивен. По сути, насос «частного предпринимательства» вымел из госструктур всех по-настоящему талантливых и деловых людей, оставив только тех, которым «некуда деваться». В свою очередь, оставшиеся постарались заполнить бреши вокруг себя подобными же ничтожествами, подавляя и изгоняя из своей среды честных и талантливых. Не удивительно, что наши граждане на уровне взаимодействия в повседневной жизни с этими представителями в 99% случаев получают отказ на свои законные требования. Дело в том, что одно из ключевых правил «нижнего чиновничья» гласит, что отказывая в 99% случаев, ты избегаешь рисков и ошибок, а значит почти стопроцентно прав с точки зрения выполнения своих функций и ничем не рискуешь. Т.е здесь, как в примитивной физиологии, функция порождает орган.
Чиновники низшего уровня вырастали из среды начальников отделов и управлений, оставаясь, по сути, и в 50 лет теми же «младшими инженерами», которыми они были всю жизнь. По принципу крысиного короля, эти люди — хитрейшие из хитрейших, что, собственно говоря, и делает борьбу с ними на местах такой сложной и запутанной. Собственно говоря, это одна из причин, почему с чиновничьим беспределом никто и не борется, предпочитая ежегодно принимать «на бумаге» все более и более грозные декларации и постановления.
Во времена правления Бориса Ельцина для меня как анекдот прозвучало, что из 46 человек ельцинского ГПУ (государственного правового управления), 35 не имело высшего образования. Сейчас ситуация на местах не сильно улучшилась, особенно в профессиональном плане.
Что же касается чиновников «высшего уровня», то это, безусловно, талантливые люди, но талант их лежит не в сфере профессионального менеджмента, а в сфере публичных выступлений как перед гражданами, так перед собственным руководством. Здесь на первый план выступают не профессиональные навыки, а навыки манипулирования людьми, навыки преподносить «жизнь как шоу». Как правило, это экстраверты. Люди подобного склада легко осваивают также профессию тамады, общественного организатора, артиста.
Недаром в США актер Рейган стал в свое время президентом, а актер Шварценеггер был выбран губернатором Калифорнии. В России же губернатором Алтайского края стал актер и юморист Михаил Евдокимов (погиб 7 августа 2005 года в автомобильной катастрофе под Бийском). А Михаил Швыдкой и сейчас абсолютно спокойно продолжает совмещать должность министра культуры и шоумена на ТВ. На мой взгляд, это какая-то насмешка над властью, не так ли?
В результате, мы живем в такой стране, где страшнейшие аварии и катаклизмы начинают показывать как шоу. И это по-настоящему страшно. Вспомним последнюю катастрофу на СШГЭС. «А угадайте, сколько людей осталось в нижнем затопленном зале?», «А сколько лет и денег займет восстановление станции?» — примерно так звучали новости с государственных каналов. И лишь спустя почти 2 месяца мы узнали, что катастрофа на СШГЭС произошла из-за пожара на Братской ГЭС, о чем нам не сообщил ни один чиновник и ни один телеканал.
По сути, задача чиновников верхнего уровня заключается в утешении граждан и руководства страны. Безмятежная жизнь высших чиновников протекает от катаклизма до катаклизма. Чиновники верхнего уровня, зная о неизбежности следующей техногенной катастрофы или аварии и неизбежной отставки после этого события, весь свой часто недолгий срок на посту посвящают не наведению порядка (который они в силу непрофессионализма не в состоянии навести), а исключительно личному обогащению путем лоббирования интересов родственников и знакомых.
Информация о работе Социальный портрет современного российского чиновника