Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:33, контрольная работа
Наиболее общей и сложной социальной системой является общество. Общество – это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Элементами столь сложной социальной системы являются люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).
Введение.
Понятие социально-экономической структуры общества и социальной стратификации, цели и типы социально-экономической структуры общества.
Социально-экономическая структура современного российского общества, перспективы формирования среднего класса.
Заключение.
Список используемой литературы.
Стабильность общества связана с социальной стратификации. Чрезмерное «вытягивание» последнего чревато серьезными социальными катаклизмами, восстаниями, несущими хаос, насилие, тормозящими развитие общества. Утолщение профиля стратификации, прежде всего за счет «усечения» верхушки конуса – явление повторяющееся в истории всех обществ. И важно, чтобы оно осуществлялось не за счет неконтролируемых стихийных процессов, а путем сознательно проводимой государственной политики.
Описываемый процесс имеет и обратную сторону. Уплотнение профиля стратификации не должно быть чрезмерным. Неравенство – не только объективная данность социальной жизни, но и важный источник социального развития. Уравнение в доходах, в отношении к собственности. Власти лишает человека важного внутреннего стимула к действию, к самореализации, самоутверждению, а общество – единственного энергетического источника развития.
Плодотворной представляется идея о том, что стабильность социальной структуры общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя или класса. Занимая промежуточное положение, средний класс выполняет своеобразную связующую роль между двумя полюсами социальной структуры общества, снижая их противостояние. Чем больше (в количественном отношении) средний класс, тем больше у него шансов влиять на политику государства, на процесс формирования фундаментальных ценностей общества, мировоззрения граждан, избегая при этом крайностей, присущих противоположным силам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения.
Социальная мобильность
– это изменение людей или групп социального
статуса, места, занимаемого в социальной
структуре общества. Термин «социальная
мобильность» был введен в социологию
в 1927 году П.А. Сорокиным, который рассматривал
социальную мобильность как любое изменение
социального положения, а не только переход
лиц и семей из одной социальной группы
в другую. В зависимости от возможности
(невозможности или затруднительности)
социальных перемещений П. Сорокин выделяет
два типа социальных структур: 1) закрытый,
в котором социальные перемещения невозможны
или затруднены; 2) открытый, характерный
для современного классового общества.
В открытых социальных структурах имеет
место социальная мобильность – совокупность
социальных перемещений людей в обществе,
связанная с изменением их статуса (см.
рис.).
Типы (виды) мобильности: 1) вертикальная
– перемещение человека или группы по
"социальной лестнице" вверх (восходящая
мобильность) или вниз (нисходящая мобильность)
(первое может быть связано с повышением
квалификации, назначением на более высокую
должность, получением более высокого
дохода, второе – с увольнением, банкротством
и т.д.); 2) горизонтальная – изменение социального
положения на равноценное (переезд из
одного города в другой, переход с одного
предприятия на другое без изменения должности
и уровня заработной платы и т.д.); 3) межпоколенная,
когда дети достигают иного статуса, чем
их родители, например, у родителей статус
рабочих, а их сын, получив высшее образование,
стал инженером; 4) внутрипоколенная, когда
человек (или возрастная группа) один и
более раз изменяет свой социальный статус
на протяжении жизни (бедняк разбогател
– его статус повысился, затем обанкротился
– его статус понизился); 5) межклассовая,
когда человек или группа совершают межклассовые
перемещения (был крестьянин – стал рабочий,
был рабочий – стал предприниматель);
6) внутриклассовая – повышение или понижение
социального статуса в пределах одного
и того же класса (был мелким предпринимателем
– стал банкиром); 7) индивидуальная; 8)
групповая и др.
Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, которые влияют на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать в сложившейся системе социального общества.
Например: к середине ХХ столетия такой группой стали менеджеры крупных предприятий. Неслучайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция «революции управляющих», согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже где-то вытесняя класс собственников.
Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по социальной лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит «размывание» социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших и предопределявших их устойчивое место в социальном обществе.
Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной структуры общества. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы. Падение социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы «выправляется», она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором – нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту в социальном обществе.
Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во- первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной структуре общества. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов.
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более или менее удачливые. Дело в том, что человек, отправившийся в трудный путь «наверх», идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной структуре общества, но и поменяет социальную профессиональную группу. Круг профессий, имеющих вертикальную структуру, как например, в артистическом мире – звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками; ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший карьеру, дослужившись до министерского портфеля, порывает со своим местом в социальном обществе и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель падает «вниз», теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
В обществе социальные институты регулируют движение по вертикали, своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяют проверять каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он попадает. Так, система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного «социального лифта», который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на «высшие этажи» социального общества.
Однако использования движущей силы какого-либо социального института для подъема «наверх» не всегда бывает достаточно. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть всю свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато потерей связи со своим прежним социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился, или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.
Французские социологи П. Берту и Р. Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей.
Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения человека и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
Феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами.
Наиболее серьезной проблемой стала резкая деформация стратификационной системы нашего общества в период 90-х годов. Большинство исследователей отрицательно оценивает стратификационные изменения в российском обществе, происходившие в 1980-х - первой половине 1990-х годов, так как в это время отмечалось стремительное расслоение, массовая нисходящая социальная мобильность и в то же время началось формирование группы собственников.
Во второй половине 1990-х годов социологические исследования позволили получить довольно сложную картину социальной дифференциации и стратификации россиян. Так, к верхнему социальному слою относится политическая и экономическая элита, высшая бюрократия, к среднему — мелкие частные предприниматели, представители бизнес-профессий, финансисты, интеллигенция, работники торговли, сервиса, квалифицированные рабочие, к нижнему — технические служащие, люди без квалификации и профессии.
Что же сейчас представляет собой социально – экономическая стратификация российского общества. Преодолев системный кризис 1990-х годов, Россия вышла на траекторию последовательного и устойчивого развития, динамично укрепленная государственными, политическими и общественными институтами, которые опираются на поддержку гражданского большинства.
За годы реформ российское общество сложилось как новая социальная реальность. Как показывают результаты анализа стратификации, в основе которого лежит специальный индекс уровня жизни, разработанный учеными ИС РАН по данным общероссийских исследований 2003 - 2007 гг., в обществе сложились минимум 10 социальных слоев (страт), обладающих собственными устойчивыми и при этом обособленными интересами, уровень и качество жизни которых принципиально различны.
В рамках выявленной модели стратификации выделяются первые нижние две страты, объединявшие весной 2008 г. 16% россиян. Это именно та доля населения, которая по своему реальному уровню жизни находится за чертой бедности. Третья и четвертая страты представляют малообеспеченных, в составе которых выделяются две подгруппы. Третья страта - это первая подгруппа малообеспеченных, носит промежуточный характер и объединяет россиян, балансирующих на грани бедности (16%). Данную группу для краткости называют еще нуждающимися.
Во вторую подгруппу малообеспеченных входят представители четвертой страты. Они охватывают часть россиян, которые живут, на классическом для России уровне малообеспеченности, объединяя более четверти населения страны (27%). Именно уровень жизни, характерный для данной страты является и «срединным» для данного региона проживания, и модальным, т.е. наиболее типичным. Поэтому данную часть населения можно именовать как собственно малообеспеченные.
Страты с пятой по восьмую, объединяющие не менее трети населения, представляют средние слои: они заметно различаются между собой и могут рассматриваться как относительно благополучные на общероссийском фоне. К этому следует приплюсовать представителей девятой и десятой страт, которые по меркам общественного мнения могут называться богатыми, хотя объективно они принадлежат к верхним слоям среднего класса (6%-8%). В совокупности представители с пятой по десятую страту составляют благополучное население страны.
В итоге в России весной 2008 г. 59% населения характеризовалось тремя параметрами уровня жизни: «ниже черты бедности», «на грани бедности», и в состоянии «малообеспеченности», а 41% - представляли относительно благополучные слои населения.
Серьезным вызовом государственной социально-экономической политике выступает наличие в стране высокой доли малообеспеченных, значительная часть которых балансирует на грани бедности (нуждающиеся). При первых же признаках замедления экономического роста эта группа может «сползти» в бедность, поскольку не имеет никакого «запаса прочности» (как в плане имеющегося имущества, так и сбережений).
В последние годы, несмотря на рост текущих доходов, положение малообеспеченных по реально значимым параметрам для поддержания уровня жизни (наличие недвижимости, социальных сетей и т.п.) ухудшилось, сократилось использование необходимых для человеческого капитала социальных услуг. Малообеспеченные россияне достаточно редко используют платные социальные услуги, то есть они не осуществляют инвестиции в себя и своих детей, и за последние годы использование подобных услуг ими снизилось еще больше.
В то же время, за последние пять лет доходы малообеспеченных (как, впрочем, и других групп населения) заметно выросли. Возросла и оценка ими своего материального положения, появилась возможность нормально питаться и одеваться, а также приобретать товары длительного пользования.
Экономическое поведение малообеспеченных россиян в целом можно охарактеризовать как пассивное. В первую очередь это связано с тем, что вопрос о свободных деньгах вообще не стоит как для большинства нуждающихся, так и для собственно малообеспеченных россиян, и экономически рациональные стратегии распоряжения своими деньгами остаются для них недоступными. Наиболее распространенным способом распоряжения свободными средствами малообеспеченных является откладывание денег на "черный день". Виды кредитования, как ипотека, покупка автомобиля, медицинские услуги, получение образования пока мало распространены среди малообеспеченных слоев населения. Зато они активно используют потребительские кредиты на покупку бытовой техники, мобильных телефонов, компьютеров. Средние ежемесячные доходы малообеспеченных россиян за период с 2003 по 2008 год выросли более чем в два раза. Однако абсолютные показатели сами по себе не так информативны, поскольку за это время значительно выросли и цены. Вот почему более интересен вопрос не о номинальных, а о реальных изменениях, произошедших в жизни малообеспеченных россиян за данный период.
Информация о работе Социально-экономическая структура общества