Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 09:27, курсовая работа
Аналогичная ситуация складывается и вокруг социального диагноза. Его наличие предполагает, что необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия.
Разные практики терапевтической деятельности, направленные на помощь человеку, имеют свою специфику, которая зависит от характера проблемы: например, психическое нарушение, поведенческие и межличностные проблемы, проблемы самореализации личности, определение социального статуса, жизненных стратегий и т. п.
Введение
Глава I. Сущность и содержание социальной терапии.
1.1. Сущность социальной терапии.
1.2. Виды социальной терапии.
1.3. Основные , функции, цели и задачи социальной терапии.
Глава II. Социальная терапия и методика её осуществления.
2.1. Подходы и методы социальной терапии.
2.2. Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы.
2.3. Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов).
Заключение.
Литература.
Семейная терапия – это деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист должен стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, старается пробудить их к более гибкому поведению. При этом в основном используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия семьи.
И, наконец, особое место среди различных методов и форм социальной терапии как технологии социальной работы занимает терапевтическая община. Эта форма работы широко используется за рубежом, а в последние годы начинает получать распространение и у нас, в России.
Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих программ лечения алкоголизма. При лечении алкоголизма главную терапевтическую роль в группе играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Попадающим в такие группы людям предоставляется возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели.
В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. В целом пребывание человека в такой группе предполагает его желание следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой.
Многие специалисты также считают, что создание терапевтических общин, или коммун – это один из лучших способов лечения наркоманов. В этом случае терапевтическая коммуна – представляет нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Иногда их деятельность курируют психологи и социальные работники.
Чаще всего социальная терапия связанна с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной сфере, нуждающихся в определенной коррекции и активизации их жизненных стратегий, в том числе через обучение их активным стратегиям взаимной помощи и самопомощи. Нуждающимися в социальной терапии могут быть люди с ограниченными возможностями или с девиантным поведением, малообеспеченные люди, пожилые люди, люди, в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус и т.д.
Социально-терапевтическая и коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, должна быть направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств, а также, по возможности, смену социального окружения, переключение их интересов на интересы, связанные с пребыванием в более благоприятной социальной среде. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в социальной терапии лиц, отбывающих или отбывших срок наказания в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.
Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении.
Так, например, в
вежливости без привычки
Таким образом, можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.
Следующая глава посвящается рассмотрению того, как проводится социальная терапия в деятельности стационарных социальных учреждений в отношении пожилых граждан и инвалидов.
Понятие социальной терапии
в современной научной
В переводе с греческого слово «терапия» буквально означает «забота, уход, лечение». По традиции, берущей свое начало еще со времен становления древнегреческой медицины, употребление этого термина было неразрывно связано с деятельностью врача, как основного субъекта терапевтического воздействия. Объектом же терапевтического воздействия в таком традиционном взгляде на понятие терапии являлся больной, т.е. человек, нуждающийся в лечении. Таким образом, понятие терапии, начиная с древнегреческого периода и вплоть до XVI-XVII веков носило исключительно медицинский характер.
В XVII-XIII веках постепенно произошел отказ от такого узкого и однозначного подхода к использованию понятия терапии. Европейское общество обнаружило у себя множество социальных язв (бедность, бродяжничество и т.п.), для устранения которых требовалось оказывать широкое социальное воздействие, по смыслу подобное лечению, которое проводит врач в отношении больного. Постепенно в европейском общественном сознании сформировалось понимание социальной терапии, как необходимого воздействия, осуществляемого силами общества и направленного на устранение или коррекцию конкретных социальных проблем. Социальная терапия, по аналогии с медицинской моделью, стала означать врачевание каких-либо социальных явлений, отношений и т.п. [21]
В 1870-е годы в США, а затем и в других западных странах, начала активно развиваться профессиональная социальная работа. Для ее эффективного перехода на профессиональные рельсы социальным работникам требовались новые, подкрепленные научными достижениями технологии, формы и методы работы, качественно отличающиеся от тех методов, которые использовали прежние добровольцы стихийной филантропической и благотворительной деятельности. [6]
Период поиска социальной работой научно осмысленных форм и методов работы совпал по времени с появлением новых научных методов, предложенных родившимися примерно в эти же годы психотерапией и психологией. И поэтому совокупность психотерапевтических и психокоррекционных методов и приемов была сразу же включена в арсенал технологий практической социальной работы. Так возникло понимание социальной терапии как технологической социальной процедуры, по цели, задачам и используемым методам тесно связанной с коррекцией, а в отношении к конкретному клиенту – с психокоррекцией. [21]
В 1915 г. вышла работа Мери Ричмонд «Научная социальная работа», в которой автор предложила осмыслить сложившиеся формы благотворительности и социальной помощи нуждающимся с позиций тех методов и приемов, которые приходится использовать социальным работникам при решении социальных проблем. В работе М.Ричмонд красной нитью проходила мысль о том, что социальная работа по своей сущности является морально-терапевтической деятельностью, а основными ее элементами являются такие же элементы, какие используются в практической психологии и психотерапии: постановка диагноза социальных проблем, затем терапевтическое воздействие и, наконец, процедура оценки качества проделанной работы. [22] Так начались закладываться основы психосоциального подхода в социальной работе.
С этого времени практическая социальная работа все чаще стала осуществляться в команде, в которую, наравне с медиками и социальными работниками, стали включаться и психологи. [2] При этом на последних возлагались особые надежды, связанные с тем, что именно психологи сыграют главную роль в решении задач по исправлению и коррекции поведения людей, оказанию им помощи в самоутверждении и восстановление их социального статуса.
Для большинства молодых психологов связь прикладной психологии с решением социальных проблем общества была очевидна. Однако такая социальная направленность абсолютно не укладывалась в каноны классического психоанализа, который в эти годы был практически основным оружием психологов (как указывает Арнольд А. Лазарус, даже сами термины «психотерапия» и «психоанализ» в то время фактически считались синонимами) [9]. Психоанализ по своей сути не предназначался для решения социальных проблем и обращения к широким социальным массам. Наоборот, его спецификой было отвлечение от внешнего мира и обращение к индивидуальности, к внутреннему миру человека.
Поэтому классический психоанализ был не способен справляться с теми проблемами, которые ставила перед ним общественная ситуация. Однако в психоанализе присутствовало то, чего остро не хватало социальной работе, в которой на тот момент было слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А как раз этим чаще всего и объясняли низкие результаты социальной терапии в те годы. Поэтому в 1920-30-е годы и вплоть до конца 1940-х гг. в социальной работе существовал значительный крен в сторону психотерапии и, прежде всего, психоанализа. В практике социальной работы сложился даже специальный термин - social casework, указывающий на проведение индивидуальной социальной работы с одним клиентом, где основным методом является терапевтическое воздействие на клиента (а не группу) чисто психологическими техниками. [4]
Симбиоз психоаналитиков и социальных работников в США просуществовал относительно недолго. Уже в 1930-е годы, сразу же после Великой депрессии, наметилось размежевание среди тех психоаналитиков, которые в своей практике стремились оставаться в рамках классического психоанализа, и между теми психологами, которые стали осознавать узость и жесткость психоаналитической схемы при работе с клиентами социальным служб, среди которых чаще всего были наиболее бедные слои населения. Так, например, Вильгельм Райх – последователь и ученик самого Фрейда, путем долгих попыток применить методы психоанализа к возникающим социальным проблемам, в конце концов пришел к выводу о бесполезности таких попыток: «В индивидуальной терапии никакой пользы нет! Конечно, вы можете делать деньги и помогать тут и там. Но с точки зрения социальных проблем, проблем душевной гигиены, никакой пользы нет» [31].
Постепенно в социальные службы
стало приходить новое
Работа в социальных службах стимулировала разработку новых технологий и методов. Того же К.Роджерса работа с трудными подростками, по большей части происходившими из бедных семей, для которых психоаналитическая модель была явной неадекватной, привела к мысли о необходимости создания теории клиенториентированной терапии. В целом заметное присутствие в социальной работе в эти годы методов психологии привело к оформлению в теории социальной работы концепции психосоциального подхода, ставившей во главу угла проведение социальной терапии на микро-уровне, т.е. на уровне индивидуальной терапии и коррекции личности и поведения клиента.
В этот же период начал развиваться интерес к групповой работе как технологии социальной работы. В США возникновение этого интереса привело к образованию в 1936 г. Национальной ассоциации по изучению групповой работы. Вскоре под эгидой этой ассоциации начал издаваться журнал «Группы в образовании, рекреации и социальной работе». [24]
После второй мировой войны социальные предпосылки социальной работы резко изменились. Значительная доля работы социальных работников оказалась связанной с оказанием помощи по залечиванию душевных травм, нанесенных войной, по адаптации и социальной реабилитации солдат, прибывших с войны, восстановлению нарушенных войной их социальных и семейных связей. Работая над этими задачами, многие специалисты независимо друг от друга начали приходить к убеждению, что содействие индивиду в оптимальной адаптации эффективнее происходит при выходе на его ближайшее социальное окружение, прежде всего - семью. К середине 1950-х годов в социальной работе окончательно утвердился новый вид социальной терапии с малой группой - семейная терапия.