Семья и брак в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:06, автореферат

Краткое описание

Учитывая актуальность проблемы, в данной работе ставится цель: обосновать важность и необходимость сохранения семьи как одного из факторов сохранения культуры и национальной культуры в частности.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи: 1) прежде всего, раскрыть понятия «семья» и «брак»; 2) проследить развитие семейных отношений в культурно-историческом контексте; 3) выявить функции семьи, показать ее значение и важность в развитии личности; 4) рассмотреть различные проблемы семьи и семейных отношений в современном обществе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 293.50 Кб (Скачать документ)
  1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между братьями сестрами, родными и коллатеральными.
  2. Пуналуальная семья. Она опиралась на групповой брак нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них, причем общие мужья необязательно были в родстве друг с другом, и наоборот. Именно эта форма группового брака, по мнению ученого, и стала фундаментом рода. С. И. Голод замечает, что в то же время реальность существования такой семьи мало кем была признана.
  3. Синдиасмическая, или парная, семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон.
  4. Патриархальная семья зиждется на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся, как правило, затворничеством жен. Характеристика патриархальной семьи – организация под властью отца известного числа свободных и несвободных людей для обработки земли и охраны стад домашних животных.
  5. Моногамная семья. Здесь в брак вступает отдельная пара раз и на всю жизнь. История моногамии на протяжении примерно трех тысячелетий обнаруживает постепенное, но неуклонное ее усовершенствование. Семье этого типа, настаивает социальный антрополог, суждено прогрессивно эволюционировать и дальше, пока не будут признаны равенство полов и равноправие брачных отношений. Представленный ряд брачных форм, по мнению Моргана, не отделен друг от друга резко очерченными границами. Напротив, первая форма переходит во вторую, вторая – в третью, третья – в четвертую, а четвертая – в пятую, в общем-то, не заметно.

Вторая концепция принадлежит Фридриху Энгельсу (1820–1895), которая была изложена в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была создана как продолжение труда Моргана, который, по мнению Энгельса, подтверждали Марксово материалистическое понимание истории и представление о первобытном обществе. [7]

Предваряя конкретный анализ семейных форм, Энгельс проясняет суть материалистического понимания истории: «Определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственно жизни». [46;5]  Это положение им далее конкретизируется следующим образом: производство средств к жизни (питание, одежда, жилище и необходимые для этого орудия) – с одной стороны; с другой – производство и воспроизводство самого человека. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и страны, обусловливаются обоими видами производства – степенью развития труда и семьи.  Этнографические свидетельства, собранные американским антропологом, как раз и подтверждали,  по убеждению автора, соответствие трех основных типов брака трем главным стадиям развития человечества. Дикости характерен групповой брак, варварству – парный, цивилизации – моногамия.  Проследим за Энгельсом исторический путь семьи. Трансформация семьи в первобытную эпоху видится теоретику исторического материализма в непрерывном сужении круга лиц (обоего пола), имевших право на сексуальные связи. Первоначально существовал групповой брак, так называемый промискуитет, соответствовавший низшей ступени развития общества. Он характеризовался беспорядочными половыми связями членов племени, когда все женщины принадлежали всем мужчинам, то есть носил фактический характер. Но уже в рамках группового брака имело место создание постоянных пар на более или менее продолжительный срок. За развитием рода и увеличением групп «сестер» и «братьев», последовало запрещение браков между кровными родственниками.

Благодаря последовательному исключению сначала прямых, затем более отдаленных родственников, а в последствии даже свойственников, всякий вид группового брака становится невозможным. Таким путем постепенно и на протяжение веков формируется парный брак. Последнему присущи похищение и покупка женщин, легкая расторжимость союза как по требованию мужчины, так и женщины, при этом за обеими сторонами сохраняется возможность вступления в повторный брак. Дети, что знаменательно, в обоих случаях остаются у матери. Инициативу перехода к парному браку  автор приписывает исключительно одному полу. Он связывает это с развитием экономических условий жизни, сопровождаемым разложением древнего коммунизма и увеличением плотности населения. Под влиянием этих условий прежние отношения между полами утрачивали свой наивный характер и казались женщинам унизительными и тягостными, что в свою очередь подталкивало их добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак исключительно с одним мужчиной. В дальнейшем, под влиянием тех же обстоятельств, уже мужчины прибегали к строгой моногамии – разумеется, только для женщин. [46;55]

Для превращения парного брака в моногамию, с точки зрения аналитика, нужны были новые предпосылки.  Энгельс полагает что, одомашнивание животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатств и породили в корне иные общественные отношения. Кому же принадлежали стада? – задается он вопросом. И отвечает: по меньшей мере, на пороге достоверной истории – главам семей, впрочем, так же, как и произведения искусства варварской эпохи, металлическая утварь, предметы роскоши и, конечно, людской скот – рабы. [46;57] Быстро растущее богатство, перешедшее в частное владение отдельных семей, нанесло сильный удар по обществу, основанному на парном браке и материнском роде. Но надо не забывать, что уже парный брак поставил рядом с матерью достоверного родного отца, что было новым элементом. Согласно существующему в тот период разделению труда в семье, на долю мужа выпадало добывание пищи и необходимых для этого орудий труда, а значит,  и право собственности на последние, следовательно, в случае расторжения брака он забирал их с собой. В то время как за женщиной оставалась ее домашняя утварь. К тому же  мужчина был владельцем главного источника пищи – скота, но дети не могли наследовать отцу,  так как  наследование велось  по материнской линии. Отсюда, настаивает теоретик исторического материализма, последнее должно было быть отменено, что реально и произошло. Для этого достаточно было простого решения: впредь потомство членов рода мужчин остается внутри него, тогда как потомство женщин исключается из него и переходит в род своего отца. Тем самым отменялось определение происхождения по женской  и право наследования по материнской линии и, напротив, вводилось определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии.

Первый результат установившегося порядка обнаруживается в формирующемся промежуточном типе семьи – патриархальном. В чем же главное отличие нового типа семьи? Моногамия отличается от парной семьи значительно большей прочностью брачных уз, они уже не могут быть расторгнутыми по желанию любой из сторон. Теперь исключительно муж может отвергнуть свою жену – развестись. 

Моногамия, по мысли Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические предпосылки – именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся  общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение достоверно известных детей, наследующих его богатство, – такова была конечная цель пожизненного единобрачия. Словом моногамия зарождается отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше – в качестве высшей формы этого союза. Больше того. Она появилась как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во все предшествовавшие времена противоречия между полами.

Пожизненное единобрачие, как отмечает последователь К. Маркса, несет собой как прогресс, так и относительный регресс. Рядом с пожизненным единобрачием шли в ногу и проституция и адюльтер, запрещенный, строго наказуемый, однако неискоренимый.

Каковы же перспективы семьи, по Энгельсу? Понимая пределы возможных предсказаний, он следует девизу К. Маркса: «Сомневайся во всем». Но одно ему представляется безоговорочным: «мы идем навстречу общественному перевороту, когда существовавшие до сих пор экономические основы моногамии столь же неминуемо исчезнут, как и основы ее дополнения - проституции». [46;81] По убеждению Энгельса, превращение вследствие социального переворота большей части частной собственности, в общественную, сведет к минимуму заботы о передачи богатства наследнику.

С изменением экономических условий  пропадет необходимость для известного числа женщин отдаваться мужчинам за деньги. Проституция исчезнет, а моногамия станет, наконец, действительной и для мужчин. И заключает автор оптимистически: как только отпадут экономические соображения, вследствие которых женщины мирились с неверностью мужчин, – забота о своем существовании и еще более детей – так их равноправие будет в большей степени способствовать действительной моногамии мужчин, чем полиандрии женщин.

Проанализированные выше работы объединяет представление о существовании группового брака на ранних этапах развития человечества. В противовес им советский ученый Л. А. Файнберг, опираясь на многочисленные исследования, выдвигает гипотезу о наличии регулирования брачных отношений у древнейших людей задолго до появления человека разумного, тем самым, отвергая теорию о беспорядочных половых связях (промискуитете), якобы практиковавшемся человеком на заре своей истории. По мнению исследователя, биологические предпосылки облегчили развитие, конечно, под воздействием  социальных факторов, прежде всего трудовой и охотничьей деятельности, таких институтов и норм поведения древнейших людей как коллективизм производства и потребления, регулирование половых связей в форме локально-групповой (но еще не родовой) экзогамии, то есть запрещения браков внутри определенной общественной группы, ведущая роль женщины  как стабильного ядра дородовой общины.

Суммируя, выделим основные положения эволюционистского подхода:

1) счет родства по матери предшествует  счету родства по отцовской  линии;

2) на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

3) эволюция брака состояла в  постепенном ограничении этой  свободы половой жизни;

4) эволюция брака заключалась  в переходе от группового брака к индивидуальному.

Теории Льюиса Моргана и Фридриха Энгельса являются классическими, и  большинство  ученых сегодня придерживаются предложенных ими точек зрения.

 

2. 3  Семья и брак  в процессе исторического развития  – эволюция семейно-брачных отношений.

 

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений,  но и само содержание этих отношений,  в частности,  между мужем и женой.  С возникновением моногамии это изменение в большей степени  носило качественный характер.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род. [8;8]

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины. 2) матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4)  гетеры – образованные и одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»);

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Приведем слова  Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения». [46;60]

С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными  обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.[8]

Европейский брак в средневековье и Возрождение. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

Информация о работе Семья и брак в современном обществе