Русские меценаты и их вклад в развитие отечественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:57, реферат

Краткое описание

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.
Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего века были купцами - старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

Содержание

1. Введение
2. Основные задачи Меценатов
3. Роль русских меценатов в развитии отечественной культуры
4. Наиболее выдающие меценаты конца XIX – начала XX века
5. Заключение
6. Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Русские Меценаты и их вклад в развитие отечественной культуры.docx

— 53.43 Кб (Скачать документ)

Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина- гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра. М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников( под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так, и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.

Основу крупнейшего в мире музея русского искусства - Третьяковской галереи составила коллекция купца Павла Михайловича Третьякова (1832 -1898), переданная им в 1892 г. в дар Москве. Главный фасад галереи создан по проекту художника В.М. Васнецова.

Имя Третьякова Павла Михайловича (1832 - 1898 г.г.), человека одаренного, самобытной русской натуры, вышедшего из старинной, но сравнительно небогатой семьи купцов из Замоскворечья, является одним из величайших в истории меценатства России.

Значение и масштабы его меценатской деятельности беспримерны. Дело служения национальным интересам он превратил в основную цель своей жизни, видя в этом своего рода миссию, возложенную на него Провидением. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Инфра - М, 2005. - С.135.

В.В. Стасов, выдающийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.» Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был прежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства - не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней

Руси.

Деятельность русского купца-мецената П.М. Третьякова обессмертила его имя. И все же основная его заслуга не в дарении на благотворительные цели нескольких миллионов рублей (в этом он был не одинок), а в том, что как предприниматель-коллекционер своей целенаправленной меценатской деятельностью не только являл пример, но и утверждал новое направление предпринимательского меценатства. Всё это давало новый импульс и способствовало дальнейшему развитию российского искусства, культуры страны.

Со временем не отдельные представители торгового предпринимательства, а целые династии, купеческие семьи постепенно приобщались к меценатской деятельности. Так, известной династией купеческих меценатов являлась семья Щукиных, которая относилась к элитной части московского купечества, получила известность не только в России, но и внесла крупный вклад в западноевропейскую культуру. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Инфра - М, 2004. - С.138.

Ее родоначальником был Петр Иванович Щукин (1853-1912 г.г.), автор интересных воспоминаний о купеческой Москве, происходивший из старообрядческого купечества Калужской губернии. Во второй половине XVIII столетия он переехал в Москву, где стал заниматься торговлей. Московские писцовые книги с 1787 года упоминают купеческий род Щукиных.

Основатель династии являлся одним из самых известных меценатов и коллекционеров. Уже к концу XIX века П.И. Щукин имел замечательное собрание древнерусского искусства, изделий народных промыслов, рукописей и книг, для которых построил специальное здание на Малой Грузинской улице, дом № 15. Коллекция насчитывала около 15 тысяч экспонатов. В 1905 году автор передал её в дар Историческому музею.

Его современники, например, А.П. Бахрушин, относили П.И. Щукина к серьезным знатокам, коллекционерам, которые не собирают «ничего, предварительно не собравши об этом предмете целую библиографию и не изучив его по книгам». Он отличался от других тем, что не только собирал, но и популяризировал собранные сокровища. Например, им было составлено подробное описание экспонатов его музея, а самые интересные документы коллекции он полностью перепечатывал в издаваемом им «Щукинском сборнике». Всего вышло десять томов этого сборника. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М.: Инфра - М, 2005 - С.140.

Уникальное щукинское собрание привлекало к себе историков и филологов, художников и скульпторов, архитекторов и искусствоведов, и просто любителей старины. Здесь писал свои этюды для картины «Степан Разин» Суриков, Серов делал копии с персидских миниатюр для занавеса балетных спектаклей Дягилева, Аполлинарий Васнецов срисовывал со старинных планов Москвы изображение боярских теремов.

Высоко ценил щукинскую коллекцию выдающийся художник В.В. Верещагин. «Ваше собрание, - писал он меценату в 1894 году, - может быть поучительнее Третьякова, если вы проведете развитие родного искусства от грубейшего орнамента до изображения в живописи и скульптуре родных людей, природы и истории их». И высказывал надежду, что Щукинский музей «будет целою наглядною школой русского искусства».Думова Н.Г. Московские меценаты. - М.:Прогресс, 2006. - С.19.

Сергей Иванович Щукин (1854 - 1936 г.г.), брат П.И. Щукина, был не менее знаменит своей меценатской деятельностью и коллекционерством, играл заметную роль в деловой жизни. Он имел звание коммерции-советника, купца первой гильдии, входил в совет Московского учетного банка, являлся совладельцем и директором текстильных фирм «Э. Циндель» и «Даниловская мануфактура», и руководителем семейного предприятия Щукиных.

К началу первой мировой войны его коллекция насчитывала 221 картину, в том числе 50 работ Пикассо, 38 - Матисса, 13 - Моне, 3 -Ренуара, 8 - Сезанна, 16 - Гогена, 16 -Дерена, 4 - Дени, 7 - Руссо. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989. - С.30. Она стала редчайшей по своей ценности музеем новой французской живописи, которому не было равного ни в Европе, ни в самой Франции. Можно сказать, что вся французская живопись начала XX столетия -- Гоген, Сезанн, Моне, Дега -- находилась в Москве, у Щукина. По мнению исследователей, в значительной степени благодаря деятельности С.И. Щукина, эстетические взгляды которого опередили свое время, в нашей стране имеется прекрасное собрание импрессионистов -- подлинные художественные ценности, сотворившие ему всеевропейскую славу Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М. :Инфра - М, 2005. - С.140-141. (в настоящее время -- в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Государственном Эрмитаже).

С.И. Щукин, находясь в эмиграции, откровенно и без сожаления заявлял, что он «собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны остаться там». Там же. - С.142.

Младший брат С.И. Щукина, Дмитрий Иванович (1855-1932 г.г.), также являлся крупным коллекционером и меценатом -- самым большим энтузиастом собирательства из всех Щукиных. Искусство было для него всем, что составляло смысл его жизни.

Собранная им библиотека книг, альбомов и журналов по искусству не имела равных себе во всей Москве. Другим коллекционерским увлечением его являлись эмали. Со временем у него образовалась ценнейшая коллекция старой живописи, основу которой составляло собрание произведений голландской школы и других западноевропейских художников XVI-XVIII веков. Среди них были работы Брегеля, Лукаса Кранаха - старшего, Моленара, Ватто, Бруше, Фрагонара, Терборха, Т. Лоуренса и др. - всего 604 полотна. Многие из них в настоящее время находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М. :Инфра - М, 2005. - С.152. «После Октябрьской революции -писала Думова Н.Г.,- когда коллекция была национализирована и передана в Музей изящных искусств на Волхонке, Дмитрий Иванович не расстался со своим детищем и работал в музее хранителем отдела до конца своих дней». Думова Н.Г. Московские меценаты. - М., 1992. - С.61.

Не менее знаменитыми своей меценатской деятельностью, чем Щукины, были предприниматели Морозовы. Наибольшую известность среди них как крупнейший представитель искусства, и прежде всего Художественного театра, приобрел Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905 г.г.).

Происходил он из рода русских текстильных капиталистов Морозовых. По образованию химик, друг Максима Горького, сочувствовал и помогал революционерам, являлся меценатом Художественного театра, основанного в Москве в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем - Данченко. Его пожертвования стали важнейшим финансовым источником деятельности этого театра.

Согласно основным принципам деятельности Художественного театра, сформулированным меценатом и зафиксированным в уставе созданного товарищества, театр должен обязательно сохранять характер общедоступного с ценами на билеты более низкими, чем в большинстве других драматических театров, а «репертуар театра должен придерживаться пьес, имеющих общественный интерес».

Выдающаяся роль С.Т. Морозова в поддержке Художественного театра не единственный пример меценатской деятельности семьи Морозовых.

Это был не только покровитель искусств, платящий по счетам, но и человек, относящийся к реконструкции театра, как к своему собственному кровному делу. Для него это означало, что он сам «пилил, забивал и красил» и даже разрабатывал особую технику световых сценических эффектов.

С окончанием строительства К.С. Станиславский, передавая С.Т. Морозову благодарность и признание общественности, отмечал: «Для общества Вы построили себе рукотворный памятник, но для нас, свидетелей Вашей деятельности, Вы завершили сегодня памятник не рукотворный. В сегодняшний день, радостный для нас и искусства, я приветствую Вас как щедрого русского мецената, избравшего область искусства для идейного служения обществу. Я радуюсь и тому, что русский театр нашел своего Морозова, подобно тому как художество дождалось своего Третьякова». Болезнь, а затем смерть С.Т. Морозова, по словам К.С. Станиславского, оторвали от театра кусок сердца. И в юбилейные даты и по другим поводам его вспоминали с глубокой благодарностью как «бескорыстного друга искусства». Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.Инфра - М, 2005. -С.63.

В 1923 году во время гастролей МХТа в США К.С. Станиславский рассказывал американцам о роли С.Т. Морозова в судьбе театра, о его «меценатстве с чисто - русской широтой». Американские богачи, субсидировавшие театральные предприятия, не могли, по словам Константина Сергеевича, «понять этого человека. Они убеждены, что меценатство должно приносить доходы». Многое давало меценатство С.Т. Морозову: интерес к жизни, приближение к искусству, общение с творческими людьми, возможность дарить им радость. Но оно не приносило ему ни доходов (напротив, огромные расходы), ни душевного покоя.

После смерти С.Т. Морозова материальное положение театра резко изменилось к худшему. Надежды на улучшение финансового положения театрального коллектива, его перспективы развития связывались с меценатством российских предпринимателей.

Им стал талантливый двадцатичетырехлетний Тарасов Николай Лазаревич - армянин, выходец из известной в Москве семьи богачей, получивший после смерти отца трехмиллионное состояние.

Судьба щедро одарила его: хозяин нефтеносных земель, член правления «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых», совладелец большого торгового дома в Екатеринодаре, пайщик многих акционерных компаний и предприятий, красивый, элегантный, эрудированный, наделенный изысканным вкусом. С именами его и его друга армянина Никиты Балиева, ставшего в России первым конферансье, связано создание артистического кабаре МХТа «Летучая мышь», триумф спектакля «Царь Федор» во время гастролей в Германии, творческие находки в спектакле «Синяя птица» и много других интересных творческих исканий в многолетней летописи театра. Недаром К.С. Станиславский, движимый чувством благодарности, назвал этот театр « театром Морозова и Тарасова». Значение этих меценатов в истории МХТа, конечно, несопоставимо, как и оказанная ими театру материальная поддержка. Их объединяла искренняя любовь к Художественному театру. Оба они оставались до конца его верными, испытанными друзьями. Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.Инфра - М, 2005. - С.101. Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. И даже когда наша страна возродится, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры, и цель каждого из них была служить людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее выдающие меценаты конца XIX – начала XX века

 

В истории отечественного меценатства немало ярких страниц. А лучшие традиции отечественного меценатства многие историки называют явлением, представляющим значимость и актуальность не только для России, но и всего мира. Меценат - изначально имя приближенного императора Августа, который выполнял его дипломатические, политические, а также частные поручения. Но именно покровительство Мецената поэтам сделало имя нарицательным.

С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.

Информация о работе Русские меценаты и их вклад в развитие отечественной культуры