Процесс урбанизации и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:26, доклад

Краткое описание

Город не сразу стал доминирующей формой поселения. Долгие столетия городские формы жизни были скорее исключением, чем правилом вследствие господства таких форм производства, основу которых составляли натуральное хозяйство и индивидуальный труд. Так, в эпоху классическою рабовладения город был тесно связан с земельной собственностью, с сельскохозяйственным трудом. В феодальную эпоху городская жизнь носила еще в самой себе черты своего антипода — земледелия, поэтому городские поселения были рассеяны по обширной площади и слабо связаны между собой. Преобладание деревни как формы поселения в эту эпоху обусловливал

Прикрепленные файлы: 1 файл

Процесс урбанизации и его особенности.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

Процесс урбанизации и его особенности

Город не сразу стал доминирующей формой поселения. Долгие столетия городские  формы жизни были скорее исключением, чем правилом вследствие господства таких форм производства, основу которых  составляли натуральное хозяйство и индивидуальный труд. Так, в эпоху классическою рабовладения город был тесно связан с земельной собственностью, с сельскохозяйственным трудом. В феодальную эпоху городская жизнь носила еще в самой себе черты своего антипода — земледелия, поэтому городские поселения были рассеяны по обширной площади и слабо связаны между собой. Преобладание деревни как формы поселения в эту эпоху обусловливалось в конечном счете слабым уровнем развития производительных сил, что не позволяло человеку сколько- нибудь далеко оторваться от земли в экономическом отношении.

Отношения между  городом и деревней начинают изменяться под воздействием развития производительных сил. Объективной основой этих процессов  было преобразование городского производства на базе мануфактуры, а затем и фабрики. Благодаря расширяющемуся городскому производству довольно быстро увеличивалась относительная численность городского населения. Промышленная революция в Европе в конце XVlIl-первой половине XIX в. в корне преобразовала облик городов. Наиболее типичной формой городского поселения становятся фабричные города. Именно тогда была открыта дорога к быстрому наращиванию «поселенческой» среды, искусственно создаваемой человеком в процессе его производственной жизни. Эти сдвиги в производстве вызвали в развитии расселения новую историческую фазу, характеризуемую торжеством урбанизации, которая означает рост доли населения страны, проживающего в городах и связанного главным образом с индустриализацией. Особенно высокие темпы урбанизации наблюдались в XIX в. за счет миграции населения из сельской местности.

В современном мире продолжается интенсивный процесс  формирования агломераций, конурбаций, мегаполисов, урбанизованных регионов.

Агломерация — скопление населенных пунктов, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и социально-культурными связями. Формируется вокруг крупных городов, а также в густонаселенных промышленных районах. В России в начале XXI в. сложилось около 140 крупногородских агломераций. В них проживает 2/з населения страны, сосредоточено 2/з промышленного и 90 % научного потенциала России.

Конурбация включает несколько срастающихся или тесно развивающихся агломераций (как правило, 3-5) с весьма развитыми крупнейшими городами. В Японии выделено 13 конурбаций, в том числе Токийская, состоящая из 7 агломераций (27,6 млн человек), Нагойская — из 5 агломераций (7,3 млн человек), Осакская и т.д. Сходным является введенный в США в 1963 г. термин «стандартный консолидированный ареал».

Мегалополис — иерархическая по сложности и масштабам система поселений, состоящая из большого числа конурбаций и агломераций. Мегалополисы появились в середине XX в. В терминологии ООН мегалополисом называют образование с населением не менее 5 млн жителей. При этом 2/з территории ме- галополиса могут быть не застроены. Так, мегалополис Токайдо состоит из Токийской, Нагойской и Осакской конурбаций протяженностью около 800 км вдоль побережья. В число мегалопо- лисов включены межгосударственные образования, например мегалополис Великих озер (США-Канада) или Донецко-Ростовская система агломераций (Россия-Украина). В России мегалополисом можно назвать Московско-Нижегородский район расселения; зарождается Уральский мегалополис.

Урбанизированный регион, который образуется сеткой мегалополисов, считается более сложной, крупномасштабной и территориально обширной системой расселения. К числу зарождающихся урбанизированных регионов относят Лондон-Париж-Рур, атлантическое побережье Северной Америки и др.

Основанием для  выделения подобных систем являются города с населением свыше 100 тыс. человек и более. Особое место среди них занимают города-«миллионеры». В 1900 г. их было всего 10, а сейчас больше 400. Именно города с миллионным населением перерастают в агломерации и способствуют созданию более сложных расселенческих и градостроительных систем — конурбаций, мегалополисов и сверхкрупных образований — урбанизированных регионов.

В настоящее время  урбанизация обусловлена научно-технической  революцией, изменениями в структуре  производительных сил и характере  труда, углублением связей между видами деятельности, а также информационных связей.

Общими чертами урбанизации в мире являются:

  • сохранение межклассовых социальных структур и групп населения, разделение труда, закрепляющего население по месту проживания;
  • интенсификация социально-пространственных связей, обусловливающих формирование сложных поселенческих систем и их структур;
  • интеграция сельской местности (как поселенческой сферы деревни) с городской и сужение функций деревни как социально-экономической подсистемы;
  • высокая концентрация таких видов деятельности, как наука, культура, информация, управление, и увеличение их роли в экономике страны;
  • усиленная региональная поляризация экономического градостроительного и, как следствие, социального развития внутри стран.

Особенности урбанизации в развитых странах проявляются в следующем:

  • замедление темпов роста и стабилизация доли городского населения в общем населении страны. Замедление наблюдается, когда доля городского населения превышает 75 %, а стабилизация — 80 %. Такой уровень урбанизации отмечается в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Дании и Германии;
  • стабилизация и приток населения в отдельные регионы сельской местности;
  • прекращение демографического роста столичных агломераций, концентрирующих население, капитал, социально-культурные и управленческие функции. Более того, в последние годы в столичных агломерациях США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и Японии наметился процесс деконцентрации производства и населения, проявляющийся в оттоке населения из ядер агломераций в их внешние зоны и даже за пределы агломераций;
  • изменение этнического состава городов вследствие непрекращающейся ми фации из развивающихся стран. Высокая рождаемость в семьях мигрантов значительно влияет на уменьшение доли «титульного» населения городов;
  • размещение новых рабочих мест во внешних зонах агломерации и даже за их пределами.

Современная урбанизация привела  к углублению социально-территориальных  различий. Своего рода платой за концентрацию и экономическую эффективность  производства в условиях урбанизации  стали постоянно воспроизводимая  в наиболее развитых странах территориально-социальная поляризация между отсталыми и передовыми районами, между центральными районами городов и пригородами; возникновение неблагоприятных экологических условий и вследствие этого ухудшение состояния здоровья городского населения, прежде всего малоимущих слоев.

Субурбанизация (бурный рост пригородной зоны вокруг больших городов), первые признаки которой появились еще перед Второй мировой войной, коснулась в первую очередь состоятельных слоев и явилась формой их бегства от социальных болезней большого города.

2/Пространство – совокупность субъектных аспектов жизненной среды – место жизни, существования человека как личности и индивидуальности в её информационном, социально-нормативном, диспозициональном, коммуникативном, ментальном измерениях (пространствах).

Можно сказать, что социологию пространства как предмет анализа основал  Георг Зиммель. Остановимся кратко на его рассуждениях по этому поводу.

Представляется, что  проблема разделения территории и пространства – одна из проблем перехода от традиционного общества к цивилизации, от территориально-хозяйственного типа социальности – к другому типу, которое Зиммель обозначает как «общественное единство».

Содержание жизни  сельского поселения преимущественно  исчерпывается «территориальными событиями» – хозяйственными делами на конкретной территории: земледельческой, охотничьей, пастбищной и т.п. Содержание жизни, события пространства большого города выходят по своему значению далеко за пределы его территориальных границ. В работе «Большие города и духовная жизнь» Зиммель отмечает, что  человек не исчерпан пределами его тела или области, которую он непосредственно заполняет своей деятельностью, но лишь суммой влияния, которое он оказывает во времени и в пространстве, — так и город равен совокупности оказанного им за его ближайшими пределами влияния. Это только и есть его настоящий объём, в котором выражается его бытие. Каждый человек наполняет своей субстанцией и деятельностью непосредственно свое место. Если между людьми нет взаимодействия, то пространство между ними — это, «практически говоря, — ничто». В то мгновение, когда оба они вступают во взаимодействие, пространство между ними оказывается заполненным и оживотворенным.

Пространство –  это, по Зиммелю, совокупность «точек вращения» — горожанин «вращается в разных кругах», соприкасаясь с различными социокультурными мирами. Граница — это не факт территории, а «социологический факт», обозначающий различие отношений между элементами одной сферы и элементами другой сферы жизни. Наличие общего пространства означает, что  соприкоснулись между собой элементы, ранее независимые. Пространство - место соединения разнородных духовных элементов: взглядов, ценностей, смыслов и т.п.

Зиммель указывает, что сначала  в городе не было единого городского пространства, но были, могли сосуществовать и соприкасаться разные общины. Именно их пространственно-символическое соприкосновение привело в конечном счете к тому, что образовалось то общее пространство города, в котором они могли рассчитывать на правовую защиту. В этом правовом пространстве как раз и возникает функциональное разделение общего пространства между отдельными цехами, имеющими, однако, определенные территории. Зиммель проводит различение между пространством и территорией. Можно ли считать, что место цеха — какая-то определенная улица или определенный район города, который исключительно, наподобие государства или города, занят этим цехом? По контексту рассуждений Зиммеля, это не так; хотя улицы кожевенников или каретников существуют, Зиммель указывает не на это, но на то, что в городе нет места для другого такого же цеха. Он говорит о городе как о пространстве, которое делят, в котором уживаются... и так далее. Точка пространства - место локализации отношений по поводу обмена взглядами, центр кристаллизации новых социальных связей, возникающих экстерриториально.

Одновременно с этим возникает  социальная дистанция. Дистанция предполагает интеллектуализм, интеллектуализм создает дистанцию между людьми. Сохранять или устанавливать дистанцию — значит быть социально компетентным, уметь уловить тонкие различия и т. п.

В пространстве города появляется феномен  «чужака» – тот, кто пришёл из другой жизни (пространства), а не только (и не столько) с другой территории. «Чужак» может проживать на той же территории, но не разделять пространство взглядов других. «Чужак» – тот, кто непонятен, тот, кто не разделяет наших взглядов. Чужак может работать с нами, но он на дистанции.  Он чужак потому, что – в другом пространстве.  «Чужак» – феномен городского общества. В традиционном сельском обществе пришлый с другой территории либо ассимилируется (культурно–символически и нормативно-поведенчески) с теми, с кем непосредственно проживает и работает, либо – полностью отторгается – в пространственном и территориальном плане.

Таким образом, основаниями различения двух видов «мест»: территориальных  и пространственных являются:

  • чувственная близость – интеллектуальная позиция и дистанция. Пространство – интеллектуальная сфера жизни, место возникновения и существования социальных различий;
  • индивидуально-психическое – духовно - символическое. Пространство место существования взглядов, значений, смыслов, объективированных в знаках и символах;
  • социальная статика (структура) - социокультурная динамика и мобильность. Пространство – место социокультурных инноваций.

Символическое пространство опредмечивается. Так формируется городская среда.

Историческое проживание, или даже временное, но концентрированное местонахождение определённых социальных групп, субкультур накладывает отпечаток на конкретную территорию. Речь идёт о «духе места» - о традициях и моделях поведения, доминирующих в определённой «местности», о стереотипах восприятия физических объектов конкретной территории. Это обстоятельство ставит задачу структурирования городского пространства покультурно-историческим единицам. В качестве первоначального примера можно назвать лондонский Сити. Небольшие города, как правило, тождественны одной единице. При дальнейшем росте населения и территории города вокруг первой центральной единицы начинают развиваться следующие единицы - меньшего размера и меньшей интенсивности. Крупные города складывались постепенно из таких социально-пространственных единиц. В Праге 14–15 веков существовало, по крайней мере, 5 единиц, да еще имеющих автономный статус самостоятельного города. Градчаны – верхний город с королевской резиденцией и высшей аристократией; Младостранский – нижний город; Старый город на другой стороне Влтавы с торговой площадью (Тыном), ратушей и собором; Юзефов город еврейской общины; Новый город, заложенный королем Карлом. Будапешт в действительности представляет собой два города: это Буда и Пешт. В современных городах Украины с населением 250 тысяч человек, как правило, имеются 2–4 единицы, включая одну центральную. В городах с населением 500 тысяч человек количество единиц увеличивается до 6–7. В городе с населением в 1 млн. жителей формируется уже 8–10 единиц, расположенных вокруг центральной единицы.

Эти свойства городского пространства позволяют горожанину наиболее эффективно и экономично, по сравнению с другими  формами поселения, найти удовлетворяющие  его условия и создать привлекательную  среду проживания.

Городское пространство также состоит из смысловых точек. Жизнедеятельность горожан протекает и упорядочивается в процессе осмысления материальных и идеальных условий жизни. Смыслы становятся точками жизненного пространства, а применительно к городу – точкой отсчета городского пространства. Главная функция любых точек отсчета заключена в том, что они оформляют некоторый порядок, в котором становится возможна некоторая траектория поведения и жизненного пути, таким образом, пространство превращается в обжитое осмысленное пространство города. Люди насыщают точки своими символами: храмами, властью, развлечениями, торговлей, жильем.

Виды социального пространства города

В изучении пространства можно выделить следующие виды: информационный, нормативный, поведенческий, коммуникативный и  ментальный.

Информация о работе Процесс урбанизации и его особенности