Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 16:35, контрольная работа
Данная работа посвящена изучению социологической концепции немецкого социолога Георга Зиммеля. В работе будут рассмотрены основополагающие понятия, на которых строится социальная концепция, т.е. формальная социология. Также необходимо отметить то, как Зиммель определял социологию. Затем на основе определенных понятий в работе изложена непосредственно сама формальная социология. В третьем разделе показано применение формальной социологии к анализу некоторых социальных явлений. Такая логика построения работы позволит постепенно проследить путь формальной социологии от ее возникновения до конкретного применения к анализу социальных феноменов.
Необходимо отметить
те методы, которыми исследуются
чистые формы обобществления. Зиммель
считает, что у всех
Без критики не обходиться ни одна работа, ни одно исследование. Критика отражает то, что не показал автор или показывает это в другом свете, с другой точки зрения. Критика необходима т.к. без нее не будет улучшения, не будет прогресса.
Как только социологическая
концепция Г. Зиммеля
Возможно, проблема заключается в том, что Зиммель рассматривал форму и содержание как категории познания. Например, в своей работе "Введение в науку о морали" Зиммель говорил, что "…категории содержания и формы - одни из самых относительных и субъективных во всей области мышления. Что в одном отношении форма в другом содержание, и при ближайшем рассмотрении понятийная противоположность между ними часто в противоположность более общей и более частной определенности". По этой причине ему представлялось возможным проводить различия и делать предметом социологии только форму, и, именно поэтому его критиковали за не историчность. Мы видим, что в его работах форма является категорией познания, а не определяет специфического и конкретного содержания, и не определяется им. Таким образом, индивид может, исходя из своих субъективных предпочтений, поменять форму и содержание местами, в зависимости оттого, что для него обще, а что является частным. Этот момент служил основанием критики концепции Э. Дюркгеймом. Он рассматривал форму и содержание не как разные элементы реальности, а как факты, которые имеют одну и ту же природу (предметом социологии Эмиля Дюркгейма были социальные факты). И различаются только по степени универсальности, в том смысле, что форма более универсальна, чем содержание. Исходя, из всего этого можно сказать, что если абстрагированная форма может быть содержанием, то это содержание также становиться абстрагированным. А если следовать такой логике рассуждений, то исследование социальных феноменов на основе категорий формы и содержания, сразу же является бесполезной т.к. уже подход оказывается не укорененным в социально - исторической реальности. Вот поэтому формы в концепции Зиммеля подвергаются критике в не историчности.4
Охарактеризовав социологию
как науку о формах, Зиммель
не мог не обратиться к
Таким образом, надо
отметить, что Зиммель постоянно
обращался к содержанию в
Человек, будучи существом социальным
и действующим в обществе все
- таки не лишен своего внутреннего
мира и своих внутренних переживаний.
Психологические процессы, происходящие
во внутреннем мире человека, напрямую
связаны с его реальной, повседневной
жизнью. Если индивид в повседневной
жизни терпит неудачи, или его
преследуют проблемы, то это выражается
в его внутренних переживаниях. Если
он не может добиться своей цели,
приложив все силы и умения, то он
чувствует психологический
Таким образом, можно сделать вывод, что в социальном воплощении этих двух противоположностей Георг Зиммель находит природу такого феномена как подражание. Подражание можно определить как переход от групповой к индивидуальной жизни. Подражание дает индивиду возможность вести вполне осмысленную деятельность в то время когда в ней нет ничего осмысленного. Подражание включает в себя два противоположных явления - действия со смыслом и бессмыслие. Оно дает индивиду уверенность в том, что он в своих действиях не одинок и соответственно не будет осужден окружающими . Подражание, в некотором смысле, переносит ответственность с индивида на группу, участником которой является. Он является участником группы и поэтому представляет интересы группы и не несет ответственности за свой выбор. Подражание возникает тогда когда существует потребность в личной обдуманной деятельности, но отсутствует способность воплотить ее в реальную индивидуальную деятельность. Таким образом, подражание выступает принципом созидательным в тех случаях, когда возникает довольство только вхождением во всеобщность, а в тех, когда в реальности ищут что - то особенное подражание выступает скорее как принцип отрицательный, препятствующий.
Этим описаны условия
моды как постоянной
Например, если, в общем, наша
одежда соответствует нашим
Общественные формы, поведение, стиль все постоянно изменяется под давлением моды, но мода находит себе применение только в высших сословиях. Как только ее начинают принимать низшие сословия, так сразу она перестает быть модой и появляется что-то новое, т.е. модное. Таким образом, высшее сословие дифференцируется от низшего сословия и диктует условия моды, а низшее в свою очередь стремится быть похожим на высшее. А это доступно именно в моде, потому что она наиболее доступна для подражания.
Зиммель писал о том, что
вещи могут создаваться, чтобы стать
модными. Вещь, которая вышла из моды
в одной группе может стать
модной в другой и тогда можно
сказать, что экзотическое происхождение
моды способствует сплочению группы
т.к. она сформирует одинаковый взгляд
на предмет у всех членов группы
тем самым, создав значимую форму
социализации. Таким образом, достаточно
выгодно изготавливать
Сущность моды состоит в том, что моды придерживается всегда только часть группы. Остальная часть находится на пути к ней. В тот момент, когда мода принята всей группой, т.е. одежда и стиль поведения, например, уже усвоен всеми, это уже перестает модным. Следовательно, она относится к явлениям того типа, которые направлены на все большее распространение и реализацию, но когда она достигает своей цели, то находит в этом свой конец. Моде свойственно стремится к экспансии, ей надо завоевать всю группу, однако как только ей это удается, то она уже уничтожена сама собой.
Зиммель полагал, что современный мир все более сдвигает психологические акценты с центра на начало и конец. Быстрый темп жизни говорит не только о потребности в быстрой смене качественных содержаний, но и формальной привлекательности границ. Все больше становится акцент на приход и уход, начало и конец, встречи и расставания. Проблемой моды не является проблема бытия и небытия она, по своей сути, является и бытием и небытием одновременно. Акцент границ проявляется в том, что мода одновременно нова и стара. Уже само появление модного предмета предполагает его быструю смерть. Соответственно если по каким-то объективным причинам предмету объявлена долгая жизнь, то его никто не назовет его модным. Этот предмет со временем появиться у большинства и не будет являться дифференцирующим фактором. Мода развивается не только в материальном мире, но и в духовном. Стабильные, несомненные убеждения, отходят на второй план, уступая место новым, нестандартным решениям и идеям. Следовательно, Зиммель акцентирует на том, что мода привлекательна в приходе и уходе.
Человек, являясь основным
носителем моды, испытывает удовлетворение
от потребления модной вещи. Он осознает
свою значимость как обладатель этой
вещи, а также осознает общность
с теми, кто располагает аналогами.
Постоянно, в отношении модной вещи,
существует группа, которая стремится
к ней. Таким образом, в стремлении
к моде проявляется сочетание
одобрения, т.е. одобряется стремление
к ней и зависти к тем, кто
ее уже достиг. Модный человек вызывает
зависть в качестве индивида и
поощрения в качестве представителя
определенного вида. Однако эта зависть
здесь имеет определенную окраску.
Созерцаемое содержание не дает представление
о том, кто им владеет тем самым
чистое содержание вещей отделяется
от проблемы владения ими, делая возможным
то, соучастие во владении, которое
осуществляет зависть. Однако, завидуя
предмету или человеку, мы не целиком
исключены из него, мы уже определились
в отношении к нему, соотнесли
его с другими важными для
нас ценностями. По отношению к
тому, чему мы завидуем, мы находимся
и ближе и дальше, но не остаемся
равнодушными. Зависть позволяет
измерить дистанцию, т.е. отдаленность
или близость, а нейтральность
находится вне этой противоположности.
По мнению Зиммеля содержания моды
достижимы и поэтому она
Информация о работе Основное содержание монетарной концепции Г. Зиммеля