Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 00:31, контрольная работа
Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч.— Logos —
наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.
Введение__________________________________________________3
Предмет социологии_________________________________________7
Объект социологии__________________________________________19
Бибиографический список____________________________________25
Важный шаг в этом направлении сделал один из родоначальников немецкой профессиональной социологии Фердинанд Теннис (1855-1936). На разных этапах своей научной деятельности он занимался анализом социальной статистики, провел обширные эмпирические исследования условий жизни низов г. Гамбурга, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. В рамках своей концепции социологии он, наряду с теоретической и прикладной социологией, выделил эмпирическую социологию как описательную дисциплину. Она опирается на индуктивный метод и использует понятия теоретической социологии в качестве общих установок. По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей. Но содержание этой воли, ее источники им не были выяснены.
Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. Объективный метод в социологии предполагает существование социальных фактов как способов действий, распространенных во всем обществе и принудительных по отношению к индивиду; их можно выявить, опираясь на теоретически обоснованные способы получения эмпирических данных. Исследование Дюркгеймом типов и причин самоубийства стало образцом теоретически ориентированного эмпирического исследования.
В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур типизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеальными типами) и другими способами. Исследование Вебером роли протестантизма и его этики в развитии капитализма продемонстрировало высокую продуктивность такого подхода.
Одновременно в немецкой социологии сформировался и крайний вариант методологизма: метод социологии как замена ее предмета, или формальная социология Георга Зиммеля (1858-1918). Предметом социологии он считал чистые формы становления социального, или обобществления, образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества. Это вполне реальные формы: господство, подчинение, соперничество и др. Но, по Зиммелю, изучение специфического содержания этих форм - дело частных общественных наук. Социологию же они должны интересовать как таковые, в чистом виде. Более того, социология должна сосредоточиться на процессе абстрагирования чистых форм. Но это, по сути, дело не социологической, а философской методологии. Таков неизбежный результат попыток свести предмет социологии к методологии.
Третий этап развития социологии предстает как зрелая теоретико-методологическая классика (от первой мировой войны до 70-х годов XX в.). На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее либеральных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному развитию самих социологических теорий, методик, техник и процедур эмпирических исследований. Ключевыми субъектами этого этапа стали американские, западноевропейские и российские социологи. В этом этапе можно выделить три формы.
Первая из них - фундаментально-теоретическая наследница ранней классики — исходит от реально существующего объекта и теоретически вычленяет предмет под четким контролем развитой методологии. Сюда прежде всего относится российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968). На крутом переломе российской истории и своей личной жизни П.Сорокин создал двухтомную «Систему социологии» (1920 г.). Затем, в начале американского периода своего творчества, Сорокин разработал теорию и методологию измерения социальной мобильности. Этот его опыт стал образцом зрелого единства предмета и методологии социологической науки. Таким образом, по Сорокину, предметом социологии является общество как реальная совокупность взаимодействующих людей, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах социальной мобильности.
Классик американской социологии XX в. Талкотт Парсонс (1902-1979) в своих теоретико-методологических исследованиях полагал, что предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества и выявляемые с помощью структурно-функционального подхода. В этом определении, не принадлежащем самому Парсонсу, а полученном из его характеристики собственных исследований, предмет социологии замыкается на методологию структурно-функционального анализа. А сама эта методология опирается на исходное положение о таком соотношения теории и эмпирических фактов, в котором истинная теория соответствует фактам, а факт есть эмпирически проверяемое утверждение о явлениях в терминах концептуальной схемы. Концептуальная же схема строилась Парсонсом как максимально универсальная.
Во многом единомышленник Т. Парсонса, Роберт Мертон (1910- 2003), однако, обращал внимание на слабости высоко абстрактных теорий. Он предпочитал теории среднего уровня или диапазона действия, где теоретико-методологические предпосылки четче соотносятся с эмпирическими данными. Это он блестяще показал при анализе социальной обусловленности аномии. Мертон был одним из лидеров Колумбийской школы социологии (Департамент социологии, Колумбийский университет, Нью-Йорк), для которой как раз и стала характерной теснейшая взаимосвязь теоретических, методологических и эмпирических исследований. Другим ее лидером был Поль Лазарсфельд (1901-1976), который внес выдающийся вклад в комплексное использование количественных и качественных методов исследований, в разработку математических методов анализа эмпирических данных (латентный анализ, вторичный анализ, контент-анализ и др.). Высокого уровня теоретико-методологической зрелости достигла также британская Школа социальной антропологии. Э. Вестермарк, А.Р. Рэдклифф-Браун, Б.К. Малиновский продемонстрировали изобретательность и виртуозную технику получения теоретико-методологически обоснованных данных о жизни людей в примитивных обществах (на территориях британских колоний).
Вторая форма зрелого этапа классики - проблемно-прикладная. Ее образцом признана Чикагская школа американской социологии (первый в США департамент социологии, организованный уже при создании университета в Чикаго, 1892). Ее активная деятельность началась еще перед первой мировой войной и охватывает несколько поколений выдающихся социологов: первое - А. Смолл, У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Гиддингс, Ч. Кули; второе - Р. Парк, Э. Берджесс; третье - У. Огборн, С. Стауффер, Э. Шилз; четвертое - Г. Блумер, М. Яновиц и др. Школа существует и в настоящее время. Предмет её исследований – социальные проблемы, жизненно значимые для населения Чикаго и всего американского общества. Социальная ситуация и установки личности, урбанизация и семья, социальная дезорганизация, отклоняющееся поведение, преступность и др. Они разработали оригинальные методики и техники эмпирических исследований, многие из которых стали стандартными и широко применяются в мировой социологии. Этому способствовала поддержка со стороны правительственных органов как заказчиков исследований.
Подобную социологическую грамотность продемонстрировали также правительственные круги и местные органы власти послевоенной Англии. По их заказам социологи (Т. Маршалл и др.) провели несколько серий проблемных эмпирических обследований. Их результатами стали регулярные обзоры по проблемам демографии, планирования городского и сельского" "строительства, положения бедноты и роли.
Методологически ориентированное исследование предмета стало принципом деятельности немецких социологов Франкфуртской школы (40-60-е годы). Образцом их работы служит теоретико-эмпирическое исследование «Авторитарная личность» (1944-1950), выполненное под руководством Теодора Адорно (1903-1969). Предметом исследования стали черты личности, предпочитающей авторитарный режим; их изучение опиралось на теоретико-методологические концепции неомарксизма и потребовало разработки специальных методик для получения необходимых эмпирических данных.
В российской социологии период ранней теоретической классики начался с середины 60-х годов XIX века, т.е. с началом новой эпохи в истории российского общества (отмена крепостного права, развитие капитализма, ранняя либерализация), и продолжался до 90-х годов этого столетия. На небольшом отрезке времени сформировались и противоборствовали несколько разных концепций: гуманистически ориентированная «субъективная школа» П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского; географический детерминизм Л.И.Мечникова; сциентистски («чисто научно») ориентированное понимание социологии как учения об обществе и его законах Н.И.Кареева; социал-демократическая интерпретация марксистской социологии Г.В.Плехановым.
Независимо от этих концепций, под давлением практических задач общественной жизни России, происходило накопление значительных массивов эмпирических данных, характеризующих состояние и динамику социально-экономической сферы общества. Основным звеном создания достаточно представительной совокупности данных стала земская статистика, которая велась с 1865 г. по программе, разработанной учеными и практиками. Значительный вклад в решение задач репрезентативной выборки внес А.А.Чупров. Большую роль сыграла первая всеобщая перепись населения России (1897 г.). Появились теоретически ориентированные эмпирические исследования.
С 90-х годов XIX в. наблюдается соединение социологической теории с эмпирией. В России возникает ранняя теоретико-методологическая классика, достигшая к 1917г. значительного развития. Это, с одной стороны, марксистская социология: академичная, в работах М.И.Туган-Барановского, и пролетарски-революционная, в работах В.И.Ульянова-Ленина. С другой стороны, быстро развивается сциентистски-либеральная социология, представленная работами М.М.Ковалевского, Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокина. Двухтомная «Социология» (1910) М.М.Ковалевского становится учебником, его автор открывает первую в России кафедру социологии. Основано Русское социологическое общество (1916).
С утверждением советской власти было насильственно прервано развитие эмпирически обоснованной социологии. Эмпирические данные теперь были сведены к официальной статистике, а социологическая теория - к историческому материализму. Лишь с середины 50-х годов XX в. советским ученым было позволено собирать эмпирические данные для подтверждения политики партии и правительства. Но уже в первой половине 60-х годов появляются несколько профессионально выполненных эмпирических исследований, ориентированных на разработку фундаментальных проблем социального развития советского общества. Их результаты получили отражение в книгах: «Брак и семья в СССР» (1964, А.Г.Харчев), «Рабочий класс и технический прогресс» (1965, отв.ред. Г.В.Осипов), «Копанка 25 лет спустя» (1965, Г.В.Осипов, В.Н.Шубкин и др.), «Человек и его работа» (1967, отв. ред. А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов) и ряд других. Появились учебные пособия по методологии и методам социологических исследований. Начался зрелый теоретико-методологический этап в развитии российской социологии. Это было подтверждено активным участием ее представителей в VI (Франция, г. Эвиан, 1966) и VII (Болгария, г. Варна, 1970) конгрессах Международной социологической ассоциации.
В конце XX - начале XXI столетия возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений. Среди приверженцев и разработчиков этого подхода - французы Ален Турен и Пьер Бурдьё, англичане Маргарет Арчер и Энтони Гидденс.
Возникли вопросы: как быть с классическим
пониманием предмета социологии? Оно отвергается
или же сохраняется, но нуждается в дополнении,
развитии? Социологическому сообществу
предстоит дать конструктивные ответы
на подобные вопросы. Иначе будут размываться
объект и предмет социологии как науки.
Таким образом, предмет социологии историчен,
он изменяется, становится более сложным
и противоречивым, изменяется и ее объект.
Реален ли предмет социологии?
Общая социология давно столкнулась с этой методологической проблемой и двумя противоположными способами ее решения: социальным реализмом и социальным номинализмом.
Социальный или социологический реализм утверждает, что общество есть реальность особого рода (sui generis), отличная и даже независимая от реальности составляющих его индивидов. Такой позиции придерживались основатели социологии, наиболее отчетливо она была выражена у «социологиста» Э.Дюркгейма. Признавая, что общество возникает в результате взаимодействия индивидов, он доказывал, что после своего возникновения общество живет уже по собственным законам.
Напротив, социальный или социологический номинализм (от лат. nomen, имя) считает, что реальны лишь составляющие общество индивиды, а само общество не образует особой реальности. Ярким представителем этого подхода был противник Дюркгейма, «психологист» Габриэль Тард (1843-1904). Для него социология тождественна интерпсихологии, а подражание (в форме обычая, моды) составляет основу социальности. Его подход импонировал русской субъективной школе, свободной, однако, от крайностей психологизма в социологии.
Но есть и третья позиция. П.Сорокин пришел к такому решению: «Общий вывод из всего сказанного о социологическом реализме и номинализме таков: ни то, ни другое из этих течений неприемлемо. Каждое из них, в пылу спора, выставляет такие положения, которые либо логически абсурдны, либо эмпирически неверны. Общество или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов" .
Таким образом, общая социология имеет дело с двумя исходными утверждениями: 1) общество есть реальность особого рода; 2) реальны индивиды и их межиндивидуальные отношения. Если одно из них принимается без доказательств, то оно становится методологическим постулатом, который определяет характер общей теории: или социологический реализм или социологический номинализм. Принять без доказательств одновременно оба утверждения невозможно: их совместимость неочевидна, следовательно, нуждается в доказательствах. Возникает вопрос о способах доказательства.