Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:01, контрольная работа
Социальная напряженность предстает как специфический духовный феномен, превращающий массовые общности в субъекты социального действия. Снижение или рост социальной напряженности могут быть результатом спонтанного или ситуативного изменения обстоятельств.
Такое состояние (диагностируемое на обыденном уровне как психологический стресс и «вакуум» мировоззрения) рассматривается людьми как ненормальное, связывается ими, с одной стороны, с «поверхностными» экономическими и политическими кризисами, отражающими коренные нарушения в деятельности социальных институтов (прежде всего института власти), и, с другой стороны, вынуждает людей предпринимать попытки к действиям (или, в предельном случае, сами действия), которые способствовали бы нормализации состояния (для подавляющего большинства членов общества – это возврат к прежнему стабильному состоянию, но не в политическом, а в индивидуальном, прагматическом смысле).
Изучение скрытой социальной напряженности предполагает прежде всего анализ установок, намерений (социальных ценностных диспозиций) и эмоционального состояния людей [8, c. 79].
Таким образом, социальная напряженность определяется такими моментами как:
— рассогласованием между идеальным (нормативным) и реальным образами социального порядка в сознании большинства членов общества;
— дисфункцией общественного сознания, проявляющейся в эмоциональном стрессе, мировоззренческой неопределенности (трансформации социальных ценностных установок) и распространении отклоняющихся форм поведения;
— стремлением устранить рассогласование на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, которое проявляется в нарастании готовности к действиям, рассматриваемым как вынужденное поведение, направленное против существующего социального порядка ради достижения желаемого состояния;
— вовлеченностью в этот процесс значительной части общества.
Таким образом, мы пришли к выводу, что социальная напряженность – это нормальное естественное состояние общества, а вот ее отклонение от нормы вызывает негативные явления и ситуации, рост или падение уровня социальной напряженности приводит к проявлению либо агрессии и бунта, либо к скрытой форме социальной напряженности, такие как суициды, наркомания и т.д.
2.2. Классификация очагов социальной напряжённости
Очаги высокой социальной напряженности классифицируются по таким основаниям:
Выделены следующие виды очагов высокой социальной напряженности:
Одним из мощных факторов, вызывающих недовольство населения, является состояние экологии. Однако в период социальной напряженности эта проблема отходит на задний план, хотя, по существу, не утрачивает своей актуальности. В любой момент проблема экологии может заявить о себе в полный голос и самым неприятным образом.
В итоге отмечу, что социальная напряженность имеет во многом очаговую природу. Напряженность, возникнув на одном из предприятий, легко распространяется на всю отрасль (забастовка на предприятии может привести к напряженности во всем юроде, а с одной шахты перекинуться на все остальные).
В связи с этим надо иметь в виду, что очаги социальной напряженности имеют динамичный характер. Они возникают и исчезают. Продолжительность существования очагов социальной напряженности зависит от причин, их породивших, от стихийного или преднамеренного характера возникновения, от позиции и эффективности действия властей и других обстоятельств.
Социальная напряженность носит не только очаговый, но и стратификационный характер. Социальную напряженность различных категорий населения вызывают два основных фактора: высокие цены и социальные изменения.
Однако далеко не все испытывают социальную напряженность. Ее переживают те, кто не может адаптироваться к социальным изменениям из-за высоких цен, низкой зарплаты, пенсии или стипендии; из-за страха потерять работу, статус или из-за «переломного» синдрома, т.е. невозможности изменить сложившуюся картину мира, стереотипы, взгляды и убеждения, словом, это лица, испытывающие когнитивный диссонанс.
Дифференциация общества в условиях рынка неизбежна. Но тот характер, который приобрела она в России, должен вызывать большую тревогу. Поляризация слоев (стратов) по материальному положению настолько резка, что является колоссальным конфликтогенным фактором.
Причем расслоение происходит в отношениях «Мы-Они», неизбежно рождаются образы «свой» - «чужой» (враг), что заставляет смотреть друг на друга словно через прицел. Это обстоятельство связано со стереотипизацией восприятия, когнитивным диссонансом. Сказанное можно проиллюстрировать таким примером. На вопрос анкеты: «Как бы вы отнеслись к поджогу коммерческого магазина, где товары низкого качества продаются по непомерно высоким ценам?» - 28,9% опрошенных ответили: «Одобрил бы поджог, радуясь, что частников наконец-то наказали».
Один из важнейших факторов социальной напряженности в условиях перехода к рыночным отношениям - безработица. Высвобождение работников государственных предприятий и организаций происходит под воздействием следующих обстоятельств:
Однако это только видимая часть «айсберга» фактической трудовой незанятости, ибо не учитывается так называемая скрытая безработица. В первую очередь скрытый вид безработицы поразил предприятия ВПК. Но из-за ухудшения экономической конъюнктуры, роста взаимных неплатежей это явление начало распространяться и на часть гражданских предприятий, руководство которых, как и директора предприятий ВПК, вынуждено сокращать рабочую неделю, отправлять своих работников в длительные отпуска без оплаты и идти на другие меры.
Однако прямой связи между уровнем жизни и степенью социальной напряженности не существует. К социальным изменениям быстрее всех приспосабливается молодежь. Поэтому решающую роль в процессе адаптации личности к рынку играют ее социально-психологические характеристики, связанные с изменениями статуса. Например, при сравнении такого основного индекса социальной тревожности, как неудовлетворенность жизнью, полученного из ответов опрошенных на вопрос анкеты, максимальный показатель оказался не у пенсионеров, а у «производственников», которые материально обеспечены лучше, чем пенсионеры и студенты. Дело в том, что «удовлетворенность неудовлетворенность» жизнью как субъективная категория обусловлена очень большим количеством разнородных факторов, в том числе и сопоставлением прошлого и настоящего положения, прежнего уровня реальной зарплаты с ее сегодняшним уровнем. Так, угроза потерять работу у «производственников» во многом объясняет большую степень социальной напряженности, конфликтности, в частности, с предпринимателями.
Если анализировать влияние средств массовой информации на состояние социальной напряженности, то можно отметить следующее:
1) в период кризиса,
как правило, наблюдается
2) печать формирует «
Большое значение в развитии социальной напряженности имеет характер взаимодействия между властью и оппозицией. В данном случае принципиальным является то, что социальная напряженность начинает выступать в качестве инструмента политической борьбы. Речь идет о социально-политической напряженности, которая сказывается на состоянии общей напряженности.
Со стороны оппозиции для оказания давления на власть используются пикетирование, блокирование, забастовки, акты гражданского неповиновения и т.п. Оппозиция старается отыскать какой-либо предлог, как правило, ошибки со стороны властей, чтобы, используя повод, втянуть в орбиту событий как можно больше людей. При таком сценарии развития социальной напряженности проводится агитационная работа, формируется образ «врага», используются и различные способы психологического воздействия. Его структура такова:
Со стороны власти социальная напряженность используется для того, чтобы направлять недовольство в определенное русло, например для отвлечения общественного мнения от истинных проблем и переключения его на псевдопроблемы.
Итак, динамика социальной напряженности во многом определяется силой власти, консолидацией оппозиции, скоординированностью её программ и действий, наличием общепризнанного; лидера и другими моментами.
2.3. Средства массовой информации, как источник социальной напряженности региона
Функцию организаторов социальной коммуникации в "воображаемом сообществе" выполняют региональные СМИ, медиатексты которых должны создавать единое смысловое пространство, влияя на качественные характеристики социальных связей. Однако массмедиа сталкиваются с проблемой адекватного отражения действительности, создания информационной модели реальности.
Удовлетворяя потребности жителей региона в получении необходимой информации об имеющих общественное значение фактах и событиях местного и глобального значения, важнейших политических, социально-экономических и культурных процессах, массмедиа в большей степени ориентированы не на создание системы эффективных отношений в регионе, а на достижение интересов органов власти и бизнес структур.
Вместе с тем, реально, транслируемые массмедиа публикации могут воздействовать на формирование чувства неприязни к различным социальным группам и институтам, способствуя росту социальной напряженности, "этнизации" общественного пространства.
СМИ являются основным ресурсом
и эффективным средством
В качестве примера приводятся
цитаты из региональных СМИ накануне
выборов депутатов
Создание подобных текстов вызывает негативное отношение как к людям, их создающим, так и к тем, о ком пишут, подрывая, таким образом, доверие к СМИ и властным структурам.
Второй темой социальной напряженности в регионе могут быть межэтнические, межконфессиональные конфликты. Как показывают результаты контент-анализа медийные тексты могут содержать некорректные заголовки и анонсы, при этом журналисты используют в сообщениях инвективную и жаргонную лексику.
Использование "языка вражды" в медийных текстах, несомненно, вызывает отрицательное отношение к СМИ, отражается на степени доверия реципиентов к информационным сообщениям. Под "языком вражды" понимаются любые некорректные высказывания в адрес этнических и конфессиональных групп или их представителей. Например, на страницах газет всё же чаще встречаются такие выражения: "грузино-чеченские бандиты", "афганские террористы", "лица кавказской национальности", "лица арабско-азиатской национальности", "цыганское счастье", "иноземцы заселили полстраны" (8.11.2005 "Комсомольская правда").
Информация о работе Источники социальной напряжённости в России