Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 21:24, реферат
Цель формирования самостоятельного института брака в системе семейного права - скомбинировать взятые из сфер справедливости и морали с целью общественной и индивидуальной пользы определенные положения.
Являясь частью семейного права, институт брака представляет собой некоторую систему, включает в себя определенные семейно-правовые принципы, фундаментальные понятия, приемы, способы и средства (положения), связывающие эту систему воедино, формирование которой подвержено, во-первых, влиянию собственных традиционных положений, во-вторых, воздействию международных стандартов в этой сфере общественных отношений, в-третьих, заимствованию зарубежного опыта.
------------------------------
<19> См.: Бержель Ж.Л. Указ. соч. С. 75.
Традиционно в общей теории права в качестве структурных подразделений права выделяют отрасли права, подотрасли права, институты права, субинституты (подынституты) права и нормы права, называя совокупность этих составляющих системой. Брак как правовой институт входит в систему такой отрасли права, как семейное право.
Система права (в одних источниках система права отождествляется с правовой системой, в других - различается <20>) формируется не по произвольному усмотрению людей, отдельных коллективов или государства, а обусловлена системой общественных отношений и складывается постепенно в процессе естественно-исторического развития. Право по своей природе связано с фактами социальной жизни. Однако право не всегда следует пассивно за эволюцией фактов. Эффективность права зависит от его соответствия потребностям социальной жизни. Право как сложный социальный организм едино, но вместе с тем оно характеризуется внутренней расчлененностью. М.Н. Марченко отмечал, что необходимость подразделения системы права на различные составляющие части существовала в обществе всегда <21>.
------------------------------
<20> См. о соотношении категорий "система права" и "правовая система": Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международных и национальных правовых систем. Владивосток, 2005.
<21> См.: Марченко Н.М. Теория государства и права. М., 2005. С. 565.
Г.Ф. Шершеневич объяснял деление отрасли на составные части - "отделы" тремя причинами: теоретической, педагогической и практической. В своей работе "Общая теория права" ученый писал: "С теоретической стороны в нормах права наблюдается внутреннее различие по их характерным чертам, которое требует соответствующей классификации. С педагогической стороны огромный, все нарастающий материал права не допускает одновременного изучения его без деления на части. Наконец, с практической точки зрения то обстоятельство, что разным органам управления, особенно судам, приходится иметь дело с различными группами норм, побуждает найти все более или менее твердые основания для разграничения подведомственности. Все эти причины вызвали в науке ряд попыток к разделению права" <22>.
------------------------------
<22> Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1912. С. 513 - 514.
На наш взгляд, интересна позиция С.П. Маврина о неактуальности самой проблемы деления права на самостоятельные отрасли, "поскольку ее решение не оказывает никакого практического воздействия на эффективность правотворчества и правоприменения" <23>.
------------------------------
<23> Маврин С.П. Метод
правового регулирования и
Конструирование отраслей права происходит не по произвольному желанию законодателя или ученых, в их основе лежит сложившая система общественных отношений. Но на формирование отраслей права оказывают влияние и субъективные факторы (например, лоббирование корпоративных интересов - нотариусов, страховщиков и т.п.).
Общепризнано, что отраслеобразующими факторами являются предмет и метод правового регулирования. А также поскольку специально-юридические признаки отражают регулятивные особенности отрасли права и в этом качестве вся их совокупность составляет специфику отраслевого метода правового регулирования, то и к его характерным чертам наряду с другими относятся принципы и функции отрасли права <24>. Выделяют в общей теории права такое свойство отрасли, как законодательная обособленность - наличие, как правило, собственного кодифицированного акта. Семейное право выражено в таком базовом источнике, как Семейный кодекс Российской Федерации <25> (далее - СК РФ).
------------------------------
<24> См.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. N 1. С. 25 - 34.
<25> См.: Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. (в ред. 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2008. N 17. Ст. 1756.
Итак, первый отраслеобразующий фактор - это особый предмет правового регулирования. Действительно общественные отношения, составляющие предмет семейного права, имеют определенные особенности, отличающие их от круга общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, и прежде всего частного права. На предмет семейного права указывает семейное законодательство. Исходя из положений, закрепленных в ст. 2 СК РФ, предмет семейного права можно определить как основанные на браке, родстве, усыновлении, опеке и попечительстве, принятии на воспитание детей личные неимущественные и имущественные отношения, складывающиеся между членами семьи (супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками, а в случаях, предусмотренных законом, и между другими лицами). Многие специалисты семейного права отмечают, что основной акцент в семейно-правовом регулировании сделан на личные неимущественные отношения между членами семьи, а регулирование имущественных отношений в семье носит зависимый характер, отодвинуто на задний план и, вообще, призвано обслуживать личные неимущественные отношения <26>. Хотя такая точка зрения на соотношение личных неимущественных и имущественных отношений, составляющих предмет семейного права, является главенствующей, однако нельзя считать ее абсолютно верной. В качестве аргумента можно привести сравнительно малый удельный вес в семейном праве правовых норм, регулирующих личные неимущественные отношения. Еще Г.Ф. Шершеневич писал, что введение юридического элемента в личные отношения членов семьи представляется неуместным и не достигающим цели <27>. Большинство семейно-правовых норм составляют нормы, регулирующие именно имущественные отношения между членами семьи, например это отношения собственности супругов, алиментные обязательства и др.
------------------------------
<26> См., например: Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1965; Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972; Рясенцев В.А. Семейное право. М., 1971; Матвеев Г.К. Советское семейное право. М., 1985; Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2010.
<27> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 406.
А.М. Нечаева, аргументируя свою позицию относительно самостоятельности и независимости семейного права в системе права, приводит следующие доводы.
1. Семейное право отвечает всем требованиям, предъявляемым к отрасли права как таковой.
2. Предмет семейно-правового регулирования не только обозначен семейным законодательством, но и содержит в качестве своей основы все характерные для семейно-правовых отношений признаки.
3. Ядро семейно-правовых
отношений составляют их
4. Соображения экономического
свойства не превалируют при
регулировании семейных
5. Методы регулирования
семейных и гражданских
6. Для гражданских
7. Семейное право в
отличие от гражданского несет
большую воспитательную
8. Внедрение экономических
начал в семейное право
9. Нормы гражданского и семейного права преследуют принципиально разные цели, поэтому разная степень заинтересованности государства в их осуществлении.
10. Семейное право по сути своей тяготеет к праву естественному. Оно ближе к человеческой природе, имеющей свои ценности. Большинство его предписаний непосредственно касается прав каждой личности, которыми она наделяется со дня рождения, что составляет одну из главных особенностей человеческого бытия <28>.
------------------------------
<28> См.: Нечаева А.М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики. М., 2007. С. 36 - 37.
Анализируя точку зрения А.М. Нечаевой относительно самостоятельности и независимости семейного права, следует признать ее тщательно аргументированной и абсолютно верной. В качестве вывода можно заключить следующее, что предмет семейного права как "суверенной" отрасли права в системе частного права представлен прежде всего личными неимущественными и производными от них имущественными отношениями, лишенными товарно-денежного характера, складывающимися между определенными лицами: супругами, родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, а также другими членами семьи.
Метод семейно-правового регулирования как второй отраслеобразующий фактор также имеет особенности, что доказывает самостоятельность семейного права как отрасли права. Метод семейно-правового регулирования специалистами также определяется по-разному, отсутствует единый подход. По мнению М.В. Антокольской, одной из особенностей семейного права, позволяющей отграничить его от права гражданского, традиционно считалось то, что семейные отношения регулировались императивным, а гражданские - диспозитивным методом <29>. В.Ф. Яковлев считает, что "метод семейного права по содержанию воздействия на отношения является дозволительным, а по форме предписаний - императивным. Сочетание этих двух начал и выражает его своеобразие. Вследствие этого семейно-правовой метод может быть обозначен как дозволительно-императивный" <30>. Диспозитивность в семейной сфере связана с инициативой самих субъектов в приобретении прав и обязанностей (дозволением) (например, вступление в брак, рождение ребенка и т.д.), а императивность способствует надежному обеспечению интересов участников семейных отношений (например, особая процедура расторжения брака, возложение обязанности на родителей воспитывать и содержать ребенка и т.д.). Основные способы правового воздействия, применяемые при императивном регулировании, - это запрет, обязывание, а при диспозитивном - дозволение, правонаделение. С точки зрения Л.М. Пчелинцевой, увеличение числа диспозитивных норм в современном семейном праве привело лишь к расширению применения дозволительного метода, однако число императивных предписаний по-прежнему велико (отношения, возникающие в связи с вступлением в брак, прекращением брака и признанием его недействительным; личные правоотношения между супругами; личные правоотношения между родителями и детьми; отношения по усыновлению ребенка и т.д.), что позволяет говорить о методе семейно-правового регулирования как о дозволительно-императивном с усилением дозволительных начал <31>. М.В. Антокольская, не отрицая произошедших в семейно-правовом регулировании изменений, считает, что императивных норм всегда будет больше в семейном праве, чем в других частных отраслях права <32>. Такое положение объясняется в ряде случаев неравенством и зависимостью участников семейных правоотношений, это касается несовершеннолетних детей, нетрудоспособных нуждающихся членов семьи. Государство посредством императивных предписаний стремится добиться социальной справедливости. Как верно отмечает С.С. Алексеев, принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами... выражается не только в диспозитивных, но и в императивных нормах <33>. Характеризуя метод семейно-правового регулирования, необходимо признать, что он является все-таки императивно-диспозитивным, поскольку лишь в незначительных случаях участники семейных правоотношений могут самостоятельно определять варианты своего поведения (например, путем заключения брачного договора, алиментного соглашения), в основном следует соблюдать те правила, которые установлены государством (условия вступления в брак, порядок расторжения брака, основания признания брака недействительным, установление усыновления (удочерения) и др.).
------------------------------
<29> См.: Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010. С. 21.
<30> Советское семейное право. М., 1982. С. 11.
<31> См.: Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 25.
<32> См.: Антокольская М.В. Указ. соч. С. 23.
<33> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1981. С. 76.
В качестве третьего отраслеобразующего фактора названы отраслевые правовые принципы. В разные периоды исследователи по-разному определяли систему семейно-правовых начал. Так, А.И. Пергамент, анализируя положения Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г., называла следующие принципы: полное равноправие мужчины и женщины в личных и имущественных правах, возникающих в силу брака или родства; охрана материнства и детства; осуществление родительских прав исключительно в интересах детей; единобрачие <34>. Г.К. Матвеев, исследуя систему принципов семейного права по Кодексу законов о браке и семье РСФСР 1969 г. <35>, определял их - свобода брака, свобода расторжения, признание только гражданского светского брака, моногамия, равноправие супругов и всемерная защита интересов детей <36>.
------------------------------
<34> См.: Советское гражданское право. Т. II / Под ред. С.Н. Братуся. М., 1951. С. 366 - 367.
<35> См.: Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1086.
<36> См.: Матвеев Г.К. Указ. соч. С. 20 - 22.
В целом современные основные начала отечественного семейного права, сохраняя собственные традиции, схожи с демократическими принципами развитых государств, хотя есть и особые положения. Обязательность государственной регистрации брака, свобода (добровольность) заключения и расторжения брака, единобрачие (моногамия), равенство и взаимоуважение супругов вне зависимости от национальности, пола, образования, рода занятий, защита семьи, материнства, отцовства, детства, приоритет семейной формы воспитания детей, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможность судебной защиты семейных прав, приоритетная защита прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи - главные принципы семейного права. Как правильно отметил Б.М. Гонгало, на первый взгляд к числу основных начал семейного законодательства следует относить также необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (п. 1 ст. 1 СК РФ), но "перевести на юридический язык" такие категории, как любовь и уважение (в семье), еще никогда не удавалось и вряд ли когда-нибудь удастся <37>. Принципы отражают государственную политику в брачно-семейной сфере, цель которой заключается в укреплении социальных институтов семьи и брака, а также отражают объективное существование самостоятельной отрасли права - семейного права. Н.С. Шерстнева, посвятив свое исследование принципам семейного права, пришла именно к такому выводу, что семейное право с присущим ему своеобразием есть отрасль права <38>. Отрасли (подотрасли) складываются из правовых институтов. Правовой институт - это звено, блок отрасли (подотрасли) права. Отдельным институтам права свойственна собственная юридическая терминология, концептуальные определения, особые правовые категории (понятия). Под институтом следует понимать совокупность правил, имеющих отношение к одному и тому же предмету, образующих единое целое, организованное вокруг общей цели. Правовые институты призваны регламентировать отдельные фрагменты, или, точнее сказать, стороны, общественной жизни.