Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 07:02, курсовая работа
Целью работы является изучение связи гендерных стереотипов и личностных возможностей личности. Объектом исследования стали гендерные стереотипы и личностные возможности. Предметом нашего исследование связи гендерных стереотипов и личностных возможностей личности. Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические и эмпирические материалы отечественных и зарубежных исследований по заданной проблеме. 2. Эмпирически исследовать связь личностных способностей и гендерных стереотипов. 3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Теоретический обзор социально-психологических исследований по изучению гендерных стереотипов……………………………………………….5
Понятие «гендер» …………………………………………………….……….5
1.2 Гендерные стереотипы: понятие, свойства, содержание …………………10
1.3 Факторы, влияющие на формирование гендерных стереотипы ……....…19
2. Личностные возможности личности………………………………………...25
2.1 Способности человека, как показатель его личностных возможностей..25
2.2 Формирование и развитие способностей как залог успешной реализации личностных возможностей……………………………………………………...29
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………..
1 Теоретический обзор социально-
1.2 Гендерные стереотипы: понятие, свойства, содержание …………………10
1.3 Факторы, влияющие на формирование гендерных стереотипы ……....…19
2. Личностные
возможности личности…………………………
2.1 Способности человека, как показатель его личностных возможностей..25
2.2 Формирование
и развитие способностей как
залог успешной реализации
Гендерные стереотипы являются важнейшими структурами ментальности, определяющими уклад жизни, распределение социальных ролей, общую культурную и политическую ситуацию в тот или иной исторический период.
Проблема гендерных стереотипов тесно связана с более общей проблемой принадлежности человека к определенному полу. Существующая научная традиция ее исследования представлена тремя направлениями: психологическим, социальным и культурологическим.
Свой вклад в исследование гендерных проблем в социальном аспекте внесли отечественные исследователи. С. И. Голод, исследуя проблемы семьи и брака, новаторски раскрыл содержание новых ролей и новой экономико-социальной позиции женщины в советском обществе. И. С. Кон, сохраняя связь с общемировой научной традицией, исследовал проблемы подростковой сексуальности, описал историческое развитие сексуальной культуры в России, вплоть до современной российской «сексуальной революции», всесторонне исследовал проблему гомосексуальности. Н. Л. Пушкарева изучает историческую динамику социального положения женщины в России. И. Жеребкина обращается к творческому и политическому общественному вкладу женщины в культуру и показывает, каким образом этот вклад обесценивается и отрицается в рамках «патриархата».
Целью работы является изучение связи гендерных стереотипов и личностных возможностей личности.
Объектом исследования стали гендерные стереотипы и личностные возможности.
Предметом нашего исследование связи гендерных стереотипов и личностных возможностей личности.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
2. Эмпирически исследовать связь личностных способностей и гендерных стереотипов.
1 Теоретический обзор социально-психологических исследований по изучению гендерных стереотипов
1.1 Понятие «гендер»
В современной социальной науке принято различать понятия пол и гендер (gender). Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 году. Позже (1972 год) эту идею поддержали феминистские антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе. Впервые на это обратила внимание в середине ХХ века М. Мид [26], которая подчеркивала, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Ш. Ортнер своей статьей «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?» [10] вызвала бурные дискуссии. В этой работе отмечается тот универсальный факт, что репродуктивная роль женщин не учитывается при определении ее социального статуса в обществе и что женщины вытеснены из сферы социального в сферу приватного, потому что они ассоциируются с природным, а не социальным.
Пожалуй, одной из первых работ, в которой появилось довольно четкое проговоренное различие понятий «пол» и «гендер», стала работа Г. Рабин [12]. Используя методы психоанализа и структурной антропологии, Г. Рабин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате она пришла к выводу, что именно обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и структуру гендерной идентичности, при которых женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере.
В своей
работе «О дифференциации понятий пол
и гендер» психолог Р. Унгер [8] предложила
использовать слово sex только по отношению
к специальным биологическим аспектам
человека, а термин «гендер» только при
обсуждении социальных, культурных и психологических
аспектов, которые относятся к чертам,
нормам, стереотипам, ролям, считающимся
типичными и желаемыми для тех, кого общество
определяет как женщин или мужчин.
А. Рич
в книге «Материнство как опыт и институт»
[4] пришла к выводу о том, что гендер
– это своеобразная система, взаимосвязанная
с другими властными (стратификационными)
категориями. Таким образом, гендер у нее
становится частью сложной сети властных
компонентов.
Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти [1].
Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). О.А. Воронина [3] к основным теориям гендера относит теорию социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа.
Теория социального конструирования гендера, рассматриваемая К. Уэстом и Д. Зиммерманом [20], основана на двух постулатах:
1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.).
Американская исследовательница Дж. Скотт [1] рассматривает гендер как стратификационную категорию в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Французская постмодернистская феминистка Т. де Лауретис [10] считает, что гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.
Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом. Э. Фи [26] отмечал, что возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулиность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало.
Помимо этого, О.А. Воронина [11] отмечает, что весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями называют те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Псевдогендерными исследованиями являются популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. Например, с позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).
Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. В своей работе Т.В. Бендас [8] отмечает, что гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, а анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.
Итак, следует дифференцировать такие понятия, как гендер и пол. Если пол – это - биологическая категория, описывающая анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин, то гендер – это термин, который указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. Такое различие между понятиями пола и гендер привело к разработке теорий гендерного подхода. Гендер в разных теориях рассматривается, как и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и как сам результат - социальный конструкт гендера, а также как стратификационная категория, и как культурный символ, который имеет культурно-символическую интерпретацию. Кроме гендерного подхода существует и псевдогендерный подход, который стоит на биодетерминистских позициях и считают, что на различия мужчин и женщин влияет их биологическая природа. В отличии от этого подхода современный гендерный подход показывает, что гендерные различия, которые являются противопоставлением «мужского» и «женского», имеют культурное и социальное значение.
1.2 Гендерные стереотипы: понятие, свойства, содержание
Повышенный интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 70-е годы и сохраняется до настоящего времени. Этот интерес подогревается, помимо бурного развития гендерных исследований, еще и тем, что анализ гендерных стереотипов стал благодатным полем исследований ввиду их очевидных отличий от стереотипов этнических. Одним из самых разработанных аспектов исследуемой темы является вопрос о формировании стереотипных представлений о маскулинности и фемининности в процессе гендерной социализации.
В отечественной науке изучение гендерных стереотипов началось сравнительно недавно. Несмотря на немалое количество, весьма ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались как универсальные механизмы гендерной стереотипизации, так и специфика функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока не появилось [24].
Существуют различные определения гендерных стереотипов. Например, Н.Б. Гафизова [14,с 25] определяет гендерный стереотип, как «схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, об их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях «мускулинности» и «фемининности».
Ш.Берн [5, с 213] рассматривает гендерные стереотипы «как схемы, управляющие процессом обработки информации». Где «гендерные схемы — это когнитивные категории гендера. Они управляют процессами обработки поступающей к нам информации таким образом, что мы начинаем воспринимать, запоминать и интерпретировать ее в соответствии с нашими представлениями о гендерах.».
О.А. Воронина [12, с. 87] определяет гендерные стереотипы, как «стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужское» и «женское».
Для Ф.Л. Джейса [19, с 54] гендерный стереотип представлен, как самоисполняющее пророчество, «неосознанное, внутреннее убеждение человека, установка по отношению к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении, в том числе при декларации независимости от гендерного стереотипа – все же привнесение его в жизнь, реализация стереотипного представления».
Не возражая против этих определений, приведем другую дефиницию, предлагаемую С.А. Басовым [4, с.17], учитывающую разные аспекты гендерных отношений: «Гендерные стереотипы - это социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость». Это определение представляется нам наиболее корректными. Во-первых, оно фиксирует природу гендерных стереотипов, их социально сконструированный характер. Во-вторых, оно охватывает социальные представления о мужских и женских качествах, а также о подобающих мужчине и женщине поведении, занятиях и социальных ролях, в обществе и семье. В-третьих, в этом определении отражена роль гендерных стереотипов в идентичности личности. В-четвертых, оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполагающей соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, Т.Б. Рябова [26] отмечает, что феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация или страна, социальный класс, политический противник, элементы ландшафта и т.д.
Информация о работе Гендерные стереотипы и личностные возможности