Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:47, реферат
К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно).
Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-хгг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза.
Введение………………………………………………………………….………......3
Причины перестройки и альтернативы развития страны………….……...5
Основные направления перестройки………………………………………..8
Экономическое и социальное развитие страны…………….………..……12
Хозяйственная деятельность…………………………………………..……14
Сельское хозяйство………………………………………….………………17
Заключение…………………………………………………………………….........22
Список используемой литературы…………………………………………...……24
Политическое развитие страны было исключительно бурным, насыщенным множеством событий, анализ и описание которых требуют очень большого места. Отметим антиалкогольную кампанию.
Главным инициатором ее называют Е. Лигачева, однако, видимо, и Горбачев не препятствовал этому. Разгул пьянства к этому времени достиг огромнейших размеров, с другой стороны, бюджет страны сильно зависел от продажи спиртного, был «пьяным». Идея заключалась в том, чтобы сократить потребление спиртного, уменьшив его выпуск, заставить людей меньше пить и, следовательно, лучше работать. Разумеется, как всякое партийно-государственное мероприятие, борьба с пьянством вызвала массу нехороших и непродуманных последствий: огромные очереди за водкой, вырубку виноградников, уменьшение госдоходов и рост эмиссии денег, увеличение самогоноварения, различных отравлений, спекуляции и т. п. Однако она имела и несомненные плюсы: общество впервые стало играть важную роль в жизни государства, поскольку эта проблема была понятна каждому, затрагивала всех. На какое-то время потребление алкоголя действительно снизилось, порядка на улицах стало больше, уменьшилось хулиганство. Разумеется, причины экономического кризиса были гораздо глубже, чем пьянство.
Главными направлениями политической жизни явились демократизация общества, ослабление цензуры, гласность. Были амнистированы политзаключенные и ссыльные, в т. ч. Сахаров, прекращена война в Афганистане. Преследование по политическим мотивам практически прекратилось. Средства массовой информации получили невиданные прежде возможности, а на людей обрушилась лавина сведений по истории, о других странах и т. п. Часто это обилие совсем новых и непривычных фактов и сведений подавляло их.
Со смертью А. А. Громыко началось более быстрое обновление высшего эшелона партруководства. Приходили новые, более энергичные люди, такие как Н. И. Рыжков, уходили старые брежневские кадры вроде Щербицкого. Однако упорство номенклатуры в нежелании и неумении поступиться частью власти и начать такие изменения, которые помогли бы ей удержаться у власти, остаться правящим классом, заставляли Горбачева и других усиливать демократизацию, что в результате поставило эту группу между молотом и наковальней. Свободные выборы на Съезд народных депутатов создали ярую оппозицию во главе с Афанасьевым, Поповым и Собчаком, так называемую Межрегиональную депутатскую группу, которая, добиваясь одной политической уступки, немедленно требовала все новых и новых, обвиняя Горбачева в консерватизме. А руководители ВПК, партноменклатура и производственники требовали положить конец «анархии». Развязанная демократия, как это и должно быть, породила множество политических сил: прежде всего, националистических, а также вызвала к жизни рабочее движение, вылившееся в шахтерские и иные забастовки. На какое-то время позиции Горбачева были упрочены введением поста президента. Однако сторонники покидали его, найти прочную политическую опору он не мог. Мастер компромиссов и неожиданных политических ходов, Михаил Сергеевич еще довольно длительное время лавировал, оттягивая опасность военного переворота, пытался вразумить «демократов». Однако непримиримая позиция Ельцина, с одной стороны, и близорукость руководителей силовых министерств и правительства, решившихся на переворот в августе 1991 г., предопределили поражение Горбачева и «перестройки» как таковой.
В первое время была поставлена задача – ускорить темпы развития и даже превзойти мировой уровень в развитии машин и оборудования. Руководители продолжали жить представлениями, что достаточно им проявить политическую волю, как все придет в движение. Между тем экономику нужно было срочно останавливать «на капитальный ремонт», чтобы изменить пропорции между отраслями, создать мощные стимулы к производительному труду, вернуть деньгам роль регулятора, а распределение свести к минимуму. Для подстегивания экономики была введена такая административная мера, как госприемка, когда качество продукции регулировал специально созданный орган. Были расширены и права предприятий, введена выборность руководителей. Однако получилась нездоровая комбинация: самостоятельность предприятий в распоряжении своей продукцией и доходами увеличилась, а стимулов к более производительному труду не прибавилось. В 1986–1988 гг. еще наблюдался рост экономики. Но это уже была лебединая песня. Авария на Чернобыльской станции стала страшной трагедией. Она обрекла на болезнь сотни тысяч людей, заразила огромные территории. Но в то же время она поставила крест на развитии атомной энергетики. Она явилась прямым следствием плановой безответственной экономики. Между тем попытки взбодрить производство, падение доходов от экспорта, ликвидация многочисленных аварий, сокращение доходов от спиртного все больше заставляли правительство прибегать к печатному станку. Оно стало утрачивать и контроль над доходами населения. А цены оставались прежними, низкими. Долгое время в печати шла дискуссия о том, следует ли повышать цены на мясо и другие продукты или нет. А полки магазинов все пустели. Начиная с 1988 г. дефицит стал принимать повальный, всеобщий характер. Стали возникать позорные кризисы исчезновения сигарет, мыла и др., дело дошло даже до спичек и соли. Из свободной продажи исчезали мебель, бытовая техника, самые элементарные товары. А руководство – что было серьезной ошибкой – по-прежнему не решалось изменить цены. Ведь это, во-первых, задевало интересы тех групп, которые пользовались дешевым, даровым дефицитом, а во-вторых, казалось социально опасным. Когда весной 1990 г. правительство Рыжкова представило проект сравнительно скромного повышения цен, оно подверглось страшной критике, а результатом стала массовая скупка остатков продуктов в магазинах. Сделанное правительством Павлова повышение цен в апреле 1991 г. уже ничего изменить не могло. Таким образом, ликвидация дефицитной экономики стала самой насущной задачей.
Очень важным мероприятием было разрешение создания кооперативов, совместных предприятий, фермерства и других негосударственных форм экономики. Они стали занимать уже заметное место в жизни, хотя, конечно, было наивно полагать, что в эту сферу пойдут исключительно честные люди. Порочная социальная система везде порождала злоупотребления.
С 1989 г., несмотря на все усилия, объемы производства стали падать. В результате различных факторов к лету 1991 г. страна находилась в состоянии, близком к экономической катастрофе.
На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачевым было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. По утверждению М.С. Горбачева, страна находилась в предкризисном состоянии. Только в России 200 млн. кв. м жилья нуждались в неотложном ремонте или подлежали сносу. Водопроводные и канализационные сети городов были перегружены. Более 300 городов их вообще не имели. Почти половина улиц в России была без твердого покрытия. Предприятия технически плохо оснащены, при этом ручной труд в пищевой промышленности составлял 60%. В среднем производительность труда в СССР была в 2,5-3 раза ниже, чем в развитых капиталистических странах. Многие предприятия не имели очистных сооружений. Особенно тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где потери продукции составляли около 30%. При заготовке и транспортировке скота ежегодно терялось 100 тыс. т продукции, рыбы – 1 млн. т, картофеля – 1 млн. т, свеклы – 1,5 млн.т. Отсутствие тары и емкостей по хранению приводило к еще большим потерям. Выход виделся Горбачеву только в немедленных реформах, прерванных ранее в период правления Черненко.
Настраиваясь на реформу хозяйственного механизма, Горбачев связывал немалые надежды с экономическим экспериментом, начатым еще в 1983 году на предприятиях двух союзных и трех республиканских министерств, - по расширению прав предприятий и усилению их ответственности за результаты работы. Но очень скоро он почувствовал, что рамки экспериментальной системы слишком узки, её энергический заряд ограничен. На XXVII съезде КПСС был поставлен вопрос, что нельзя ограничиться частичными улучшениями, нужна радикальная реформа. Уже в 1986 году был принят ряд практических решений, но они были безрезультатны. И вот, наконец, 25 июля. Пленум ЦК, доклад «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой», ставший одним из этапных событий перестройки.
Исходный пункт
рассуждений Горбачева: демократизация
и еще раз демократизация, в
ней смысл перестройки, самое
эффективное средство
К разработке экономической реформы 1987 г. Горбачев привлек известных экономистов, давно выступающих за проведение преобразований в экономике,- Л.Абалкина, А.Аганбегяна, Т.Заславскую, П.Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривающий следующие изменения:
В 1985-1988 годах предпринимались серьезные усилия для вывода страны из застоя, обновления всех сторон жизни общества. Была сделана первая попытка коренным образом реформировать экономику. Но по-настоящему поворотным моментом, после которого перестройка начала приобретать необратимый характер, стала XIX Всесоюзная конференция КПСС. К этому решающему шагу подвели и явная пробуксовка с преобразованиями экономики, и и радикализация общественного мнения. Но итоги 1987 года оказались значительно хуже предшествующего. Добавляли беспокойства неурядицы, связанные с неупорядоченным переходом промышленности на хозрасчет, самофинансирование и самоуправление. На трудностях начали спекулировать те, кто боялся перемен. Все громче становились голоса: «Вот ваша демократия!» (хозрасчет, подряд, кооперативы и т. д.) Нелегко было различать, где в них истинная народная тревога, а где злорадство и козни демагогов. Пожалуй, в это время впервые начало проявляться отчуждение между центральными и низовыми органами партии. Последние в большинстве своем не были готовы работать в атмосфере, порожденной демократизацией и гласностью, переходом к новым формам в экономике. При встречах звучал один и тот же вопрос: «Скажите, что делать, дайте указания». Это были зловещие симптомы кризиса партии, которая формировалась совсем для другой роли. За три года перестройки, в рамках альтернативных выборов произошло существенное обновление кадров. Но и вновь пришедшие кадры были обременены грузом прошлого, за редкими исключениями действовали в том же духе, теми же методами.
Сельское хозяйство – одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Вне зависимости от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу. «Труд – отец богатства, а земля – его мать» – этот постулат экономического учения физиократов был включен и в политическую экономию. В сельском хозяйстве земля и растения как огромная химико-биологическая машина работает, используя бесплатную энергию Солнца. Количество этой энергии, поглощенное культурными растениями и превращенное в пищевые продукты, намного превышает энергию добываемого минерального топлива.
Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства сразу наносит тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, но эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия. Большая часть территории России лежит в зоне рискованного земледелия. На больших пространствах урожайность сильно колеблется в зависимости от погодных условий. Тем не менее вплоть до радикальной реформы, начатой в 1988 г., сельское хозяйство РСФСР развивалось с высоким и стабильным темпом. Об этом говорят объективные показатели, не зависящие от идеологических оценок. Реформа привела к тяжелейшему кризису всего сельского хозяйства – и растениеводства, и животноводства. По отношению к уровню 1990 г. в 1998 г. в РФ было произведено 56% продукции сельского хозяйства, а в 1999 г. 58%.
Реформа означала революционное изменение организации сельскохозяйственного производства и его отношений со смежниками, потребителями и государством. Реформа изменила общественный строй России в части сельского хозяйства и всего жизнеустройства российской деревни. До начала радикальных реформ, в 1989 г., в РСФСР действовало 12,9 тыс. государственных предприятий – совхозов – и 12,5 тыс. кооперативных предприятий - колхозов (без рыболовецких). В совхозах работало в тот момент 5,6 млн. человек и в колхозах 4 млн. человек. Всего в сельской местности жило 38,8 млн. человек. Сельскохозяйственные угодья совхозов составляли 119 млн. га, из них посевная площадь 61,5 млн. га, угодья колхозов составляли 85,4 млн. га, из них общественной посевной площади было 52,3 млн. га. Совхозы в 1989 г. произвели продукции сельского хозяйства (в ценах 1983 г.) на 48,8 млрд. руб., а колхозы (с межхозяйственными предприятиями) – на 33,4 млрд. руб. Соотношение продукции растениеводства и животноводства в стоимостном выражении составляло в целом по всем предприятиям 1:1,6 (в совхозах 1:2). В 1989 г. сельскохозяйственные предприятия произвели, в стоимостном выражении, 77,6% продукции, а личные подсобные хозяйства населения (приусадебные участки, сады и огороды) – 22,4%. После интенсивной идеологической кампании по дискредитации колхозов и совхозов как социально-производственных систем в 1992 г. была начата обязательная перерегистрация этих предприятий. К 1 октября 1992 г. прошло перерегистрацию 10,6 тыс. (42%) предприятий, причем их них 4,5 тыс. (43%) решили сохранить свой статус колхозов или совхозов. На 1 января 1994 г. перерегистрацию прошли 95% хозяйств, из них 34% сохранили свой статус.
Информация о работе Сельское хозяйство в период М.С.Горбачева