Реликтовые фермы и их роль в сохранении генофонда сельскохозяйственных животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Последние 100 лет в российской истории полны драматических событий и потерь. Конная индустрия не стала исключением. В небытие ушло многое, что было создано предками, но вопреки всему многое дошло до нас. Пусть вам не покажется странным, но значительная часть российских конных заводов отметила 100-летний юбилей, только к сожалению есть среди них и такие, кто отметил славные юбилеи «посмертно»…

Прикрепленные файлы: 1 файл

племдело.docx

— 36.54 Кб (Скачать документ)
  1. (23) Реликтовые фермы и их роль в сохранении генофонда сельскохозяйственных животных.

Последние 100 лет в российской истории полны драматических событий и потерь.  Конная индустрия не стала исключением. В небытие ушло многое, что было создано предками, но вопреки всему многое дошло до нас. Пусть вам не покажется странным, но значительная часть российских конных заводов  отметила 100-летний юбилей, только к сожалению есть среди них и такие, кто отметил славные юбилеи «посмертно»…

Новотомниковский конный завод

В 1859 году неподалеку от города Моршанска Тамбовской области в своем любимом родовом имении граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков основал Ново-Томниковский конный завод. Влиятельный человек, главный управляющий государственным коннозаводством России, имперский наместник на Кавказе, граф имел огромное состояние, в том числе золотые прииски, а в своем родовом имении владел 18 000 десятинами пашен и прекрасных лугов – идеальные места для выращивания лошадей.  Завод был капитально отстроен с нуля по самым современным на тот момент европейским технологиям – из красного кирпича возвели целый конюшенный комплекс, образцовый для своего времени, дома для работников, церковь, школу, фельдшерский пункт (где работники и крестьяне из окрестностей лечились бесплатно). Рядом находился беговой круг длиной 1607 м и деревянный крытый манеж для тренинга рысаков в плохую погоду. Беговой круг был виден из окон графского дома, и граф мог наблюдать за работой лошадей. А вокруг всего этого великолепия заложили удивительный парк.

К концу ХIХ века завод стал одним из ведущих в России. Граф Воронцов-Дашков занимался разведением преимущественно орловской верховой породы, чрезвычайно популярной  и рентабельной в те годы. Ему удалось подобрать хороший маточный состав и производителей (на доходы от золотых приисков граф покупал лучших лошадей, не скупился), и регулярно выигрывать призы на ипподромах. Говорили даже об особом узнаваемом типе «графского орловца».

Владелец и основатель  завода умер в 1916 году, за полгода до октябрьской революции. Наследники, равнодушные к разведению лошадей, начали распродавать поголовье, но тут случилась революция, которая разорила завод, племенное поголовье было разграблено, усадьба разгромлена. В 1918 году усадьба была национализирована, но от всего завода осталось только 3 племенных лошади.

В  30-50-х годах XX века завод пережил новый подъем, связанный с именем талантливого зоотехника В.А.Ремизова и полученным им жеребцом Отбоем (1934 г.р.). В 80-х годах завод благоденствовал благодаря усилиям директора Л.Г.Чебаевского. Но в 90-е годы прошлого столетия Новотомниковский завод  окончательно пришел в упадок. Он перенес банкротство, трагически ушел из жизни Л.Г.Чебаевский, и теперь о заводе как о племенном предприятии говорить не приходиться. Были попытки использовать усадьбу как туристический объект (в 1979 году ансамбль усадьбы Воронцова-Дашкова – построенные графом дома, конюшни, церковь, часовня, въездные ворота и парк были признаны памятником архитектуры), которые не увенчались успехом. К концу 2008 года ситуация стала бедственной, лошади голодали, положение завода много обсуждали СМИ.  В 2009 году, в канун своего 150-летия, завод  был выставлен  на торги и выкуплен администрацией Тамбовской области, занявшейся сразу же поисками инвестора. Но по сей день судьба Новотомниковского конного завода не определена…

 

Лавровский конный завод

В 1815 году страстный любитель лошадей Василий Петрович Воейков, представитель старинной дворянской фамилии, основал в своем имении Лаврово конный завод, известный как Лавровский. Первые лошади для конного завода – орловские рысаки - были приобретены у самого графа Орлова, и впоследствии Воейков проявил себя как талантливый коннозаводчик: его рысаки стали одними из лучших в России, и Лавровский завод успешно конкурировал с признанным лидером тех лет Хреновским заводом графа Орлова. Рожденный в Лавровском конном заводе в 1829 году жеребец Лебедь стал первым российским рекордистом и принес своему владельцу рекордный призовой доход  – 1 000 000 рублей. Лебедь был запечатлен для истории на картине Н.Е.Сверчкова. После смерти В.П.Воейкова в 1880 году завод продолжал работать, он перешел в собственность известного коннозаводчика В.Н.Телегина (также владельца двух других заводов – ныне Злынского и Александровского).  В 1917 году, после революции, владельцы завода спешно покинули Россию, имение было разграблено, племенные лошади пропали. После национализации началось восстановление конного завода, он по-прежнему занимался выращиванием рысаков, но из прежнего племенного поголовья сохранилась одна единственная лошадь.

Позже поголовье было восстановлено, и завод успешно проработал еще несколько десятилетий. Здесь были рождены всесоюзные рекордисты жеребцы Подарок 1935 г.р. и Первенец 1949 г.р. Подарок стал основателем одной из прогрессивных линий в русской рысистой породе. Подарку и Первенцу установили памятники на территории усадьбы.

Около пяти лет назад Лавровский конный завод подвергся процедуре банкротства. После этого хозяйство окончательно пришло в упадок, остатки старинной усадьбы – прекрасного архитектурного памятника - разрушаются. Видимо, свой  200-летний юбилей Лавровский конный завод не отметит...

 

Еланский конный завод

В 1884 году помещик Владимир Михайлович Лежнев в долине реки Елани в Саратовской области основал конный завод по выращиванию рысистых лошадей. Была построена усадьба - особняк «из соснового кондового дерева с резьбой по наличникам – по карнизу и чердачному подзору и с фигурными балясинами крыльца» - и конюшни.

Владимир Михайлович был сторонником скрещивания орловских рысаков с американскими, по сути он явился одним из основателей русской рысистой породы, что и определило профиль предприятия на многие годы. По мнению современников, его рысаки отличались особой статью, и быстро прославились в начале ХХ века. В 1911 году в заводе родился жеребец Балагур, которой стал родоначальником линии, оказывавшей большое влияние на русскую рысистую породу вплоть до середины ХХ века.

После смерти Владимира Михайловича дело продолжил его сын Николай Владимирович. Он пережил революцию 1817 года и был вынужден передать имение и завод новой власти. Добровольная передача спасла конный завод от разорения. Благодаря такому счастливому стечению обстоятельств национализированный завод продолжил дореволюционное направление работы. Еланские рысаки с большим успехом выступали на ипподромах в 30-х годах, в 1939-м году еланский Летучий Голландец стал победителем Всесоюзного Рысистого Дерби. В послевоенный период значение завода не уменьшилось, говорили об  особом еланском типе рысака (прямо как в начале века!); завод вырастил более 30 жеребцов-производителей.

Но в 90-х годах в судьбе завода наступили  черные времена. Земли среди работников были распределены на паи, руководство завода излишне увлеклось кредитами и появились непосильные долги. В 2006 году завод объявил себя банкротом, большинство лошадей распродали. В 2007-м произошел пожар в котором погибли 29 племенных лошадей и были уничтожены корма. В 2008 году администрация Еланского конного завода приняла  решение закрыть направление по разведению лошадей и основной деятельностью хозяйства стало растениеводство. На 124 году своей истории Еланский конный завод по сути прекратил свое существование…

 

Злынский конный завод

Злынский конный завод был основан в 1872 году действительным статским советником  Василием Николаевичем Телегиным. Первоначально завод был устроен в селе Крутом, и только в 1903 году обосновался в селе Злынь, там где находится и по сей день. Дело отца продолжил сын – Николай Васильевич Телегин.  В усадьбе по проекту местного архитектора был построен прекрасный усадебный  особняк, конюшни, заложен парк с каскадом прудов и островами.

Николай Васильевич Телегин  был приверженцем американского рысака, и стал одним из основателей русской рысистой породы, снискал себе славу и уважение как потомственный коннозаводчик. С  1900 по 1907 год он был вице-президентом Орловского общества охотников конного бега. Н.В.Телегину посвятил свой очерк «Рыжие, гнедые, серые, вороные» писатель А.И.Куприн. С начала ХХ века до 1917 года лошади конного завода Телегиных заработали около 1 000 000 рублей призовых.

После Октябрьской революции имение Телегиных было национализировано. Лошадей и имущество  отдали  крестьянам, которые либо сразу пустили племенных лошадей на мясо, либо попросту заморили тяжелой работой. К 30-м годам прошлого столетия завод удалось восстановить, тогда он получил название – Злынский, и его лошади снова завоевывали призы на ипподромах. Но тут началась Великая отечественная война, завод оказался на оккупированной территории и сильно пострадал.

Однако конный завод  возродился во второй раз. В 1966 году рожденный в Злынском к/з жеребец Погон выиграл Большой Всесоюзный приз (Дерби). Здесь был выращен Крепкий Зарок – резвейший рысак СССР, выигравший за время выступлений 55 первых призов на союзных и международных состязаниях.

Злынскому заводу удалось пережить и трудные 90-е годы. Лошади по-прежнему выступают на ипподромах, завод имеет планы на будущее. Сохранилась и часть усадьбы – главный дом, где сейчас расположен небольшой музей коневодства, а также конюшни конца XIX – начала  XX века и остатки парка с каскадом прудов.

 

Старожиловский конный завод

Основателем Старожиловского конного завода является один из богатейших людей России XIX века, промышленник немецкого происхождения барон Павел Павлович фон Дервиз, миллионер и меценат. В 1893 году в своем рязанском имении Старожилово он начал заниматься разведением лошадей. Целью завода стало улучшение местных рабочих лошадей, для чего из Европы были ввезены брабансоны и ардены, а также закуплены орловские рысаки. Вскоре появилось ремонтное отделение для кавалерии. В 1895 году фон Дервиз купил целиком поголовье одного из частных конных заводов того времени - лошадей орлово-ростопчинской породы. Завод быстро развивался, и к концу ХХ века там содержалось в общей сложности  около 3 000 лошадей. Разведение орлово-ростопчинской, или русской верховой породы стало одним из главных направлений завода.

Прекрасный архитектурный комплекс завода строился в течение 6 лет (с 1891 по 1897 гг.) по проекту архитектора О.Ф.Шехтеля. Фасады оформлены в византийско-готическом стиле, конюшни отапливались, имелась канализация.

В 1918 году фон Дервиз добровольно передал свое имущество, в том числе завод, советской власти. После гражданской войны фон Дервиз вернулся в Старожилово под фамилией Луговой, до конца жизни (он умер в 1943-м году) ему приходилось скрываться вместе с семьей.

После национализации племенное поголовье сильно поредело, на территории завода были организованы Рязанские кавалерийские курсы. Племенные лошади вернулись в завод только спустя пять лет.

За долгие годы своего существования завод не раз менялся, открывались новые направления работы. Один из немногих, Старожиловский конный завод сумел найти свою нишу в современном коневодстве – снова стал центром разведения русской верховой породы,  но так и не достиг тех объемов выращивания лошадей, которые существовали при первом владельце фон Дервизе. В более-менее приличном виде сохранился и старинный заводской комплекс – архитектурная жемчужина России.

 

Починковский конный завод

Один из старейших конных заводов России, он ведет свою историю по одним данным с 1652-го, по другим – с 1670 года. Село Починки (Нижегородская область)  принадлежало в те годы боярину Морозову, и приносило ему изрядный доход. Именно там был устроен конный завод на 68 лошадей. Однако официальной датой основания Починковского конного завода считается 1760 год, когда  по указу императрицы Елизаветы Петровны в Починках строят конный завод по выращиванию лошадей для лейб-гвардии конного полка. Завод имел 4 деревянные конюшни, поголовье завода составляло тогда около 700 лошадей.

К 1817 году деревянные строения обветшали, и в 1819-1821 гг. был отстроен каменный заводской комплекс (сохранившийся и по ныне). Автором проекта в стиле классицизма в виде замкнутого квадрата, каждая сторона которого 250 м, а в центре – манеж и хозяйственные помещения, выступил архитектор Кутепов.

В 1865 году завод преобразовали в государственный, и он вошел в подчинение Комитета по управлению военно-конскими заведениями. В Починках стали выращивать рысистых лошадей, а также тяжелоупряжных. В качестве производителей использовали привезенных из Бельгии брабансонов. По сути тогда закладывались основы породы, спустя  90 лет зарегистрированной как «советская тяжелоупряжная».

Починковский конный завод имел статус государственного вплоть до 1917 года. Поскольку завод принадлежал государству, он довольно безболезненно (по сравнению с другими)  перенес смену власти. После революционных потрясений и гражданской войны работа завода возобновилась в прежнем направлении. Итогом многолетней работы Починковского конного завода стало создание советской тяжелоупряжной породы, утвержденной в 1952 году и входящей в список самых крупных пород мира.

К концу 90-х годов прошлого столетия Починковский завод не избежал участи многих других. Положение завода стало катастрофическим, а в 2008 году завод признали банкротом и судьба хозяйства сейчас неопределенна. Под угрозой разрушения находится уникальный архитектурный комплекс завода, в котором в течение 190 лет разводили лошадей. Несколько пожаров повредили строения, в том числе сгорел шпиль на башне –  визитная карточка завода. К сожалению, может исчезнуть и детище Починсковского завода - советский тяжеловоз, плод почти столетнего труда русских селекционеров...

 

Хреновской конный завод

Колыбель орловского рысака, детище графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, один из старейших из ныне действующих заводов ведет свою историю с 1776 года. Тогда императрица Екатерина II своим Указом передала в вечное владение графу А.Г.Орлову-Чесменскому 180000 десятин степи и 20000 десятин леса в Воронежской губернии у реки Битюг.  Именно здесь был рожден орловский рысак – национальное достояние России.

Информация о работе Реликтовые фермы и их роль в сохранении генофонда сельскохозяйственных животных