Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 13:27, реферат
На начало 1917 г. сельскохозяйственная кооперация имела в своем составе 27,7 тысяч первичных кооперативов и 500 союзов. Они объединяли 12 млн. крестьянских хозяйств, т.е. более 55% их общего количества.
Путь перехода от мелкого к крупному производству открывала кооперация, которая давала возможность без какого-либо насилия, на основе хозяйственной выгоды соединить частные интересы крестянина-единоличника с общественными
Теория кооперирования А.В. Чаянова не ограничивалась сферой снабжения, сбыта и кредита, в перспективе она допускала добровольное кооперирование крестьян и в области производства.
Обосновывая необходимость кооперации сельскохозяйственного производства, А.В. Чаянов писал, что процесс кооперирования нашей деревни является начальной стадией того пути, который один может привести сельское хозяйство крестьянской страны к полной и решительной переорганизации на началах самых крупных организационных мероприятий.
По мнению А.В. Чаянова, крестьянская кооперация « представляет собой весьма совершенный организованный вариант крестьянского хозяйства, позволяющий мелкому товаропроизводителю, не разрушая своей индивидуальности, выделить из своего организационного плана те его элементы, в в которых крупная форма производства имеет несомненные преимущества над мелкой». Крестьянам предлагалось создавать и такие крупные формы производства, в которых можно использовать наемный труд. Он обращал внимание на то, чтобы сельский кооператив осуществлял часть своей экономической деятельности той или иной группы лиц на коллективных началах и призывал обслуживать интересы только этой группы.
Сельскохозяйственное предприятие, отмечал А.В. Чаянов, производит много сырья и с помощью кооперации имеет возможность его переработать, сделать более транспортабельным, сохранить и повысить качество продукции. Он много занимался проблемой переработки сельскохозяйственного сырья в рамках кооперации, оптимизации сырьевых зон перерабатывающих предприятий и их размеров. В работе «Основные идеи и формы сельскохозяйственной кооперации» он показал, что «завод может быть крупнее, чем более транспортабельно сырье, чем меньший эффект дает переработка в смысле повышения транспортабельности товара, чем более густо производство сырья на квадратный километр пространства, его окружающего, чем совершеннее пути сообщения и чем больше количественный эффект удешевления производства дает каждое последующее укрупнение производства… Размеры оптимальных радиусов для разных продуктов не совпадают друг с другом».
Коллективизация проводилась в спешке и насильственными методами. Массовое насилие под флагом коллективизации привело к непоправимым последствиям. Деревня лишилась наиболее дееспособной части крестьян. Была развалена ее материальная база, резко сократилось поголовье животных и посевные площади.
Кооперативная собственность стала квалифицироваться как временная, второстепенная, переходная. На практике это выражалось ликвидацией промысловой кооперации, кредитной, специализированной и других простейших форм сельхозкооперации. В 1931 г. был ликвидирован Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации. Вместо сочетания разных форм кооперации, к которым призывал А.В. Чаянов, остались одни только колхозы. Все снабженческо-сбытовые функции были переданы в руки государства и потребительской кооперации. Но и колхозы с самого начала их организации были скованы в своей деятельности. Они создавались не столько для увеличения производства продукции, сколько для облегчения ее изъятия из деревни. Практически из колхозов вывозилась вся продукция по очень низким ценам, а на трудодни распределялось только то, что оставалось. Стимулы для нормального хозяйствования отсутствовали. Колхозная торговля подавлялась. Кооперативные принципы свертывались, им на смену постепенно пришли административные решения, принимаемые различными органами государственной власти.
Для колхозов как особой формы коллективного хозяйства характерным было наличие трудодня, использовавшегося для учета затрат труда и распределения фонда оплаты труда, категории неделимых фондов (в отличие от паевых взносов), особой системы землепользования (земля являлась государственной собственностью), личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и обслуживания системой машинно-тракторных станций (МТС) до их реорганизации.
В аграрной экономической науке колхозы рассматривались как производственные сельскохозяйственные кооперативы. В действительности, особенно в процессе проведения массовой, в своей основе насильственной коллективизации(1929-1933), колхозы таковыми не являлись, так как в них не соблюдались основополагающие кооперативные принципы, прежде всего добровольность объединения, право члена кооператива на свой паевой взнос, включая земельный пай, осуществление хозяйственной деятельности на основе самоуправления.
Колхозный сектор, по сути, был включен в единую систему централизованного планирования, предусматривавшего доведение до конкретного хозяйства государственного задания не только по продаже продукции, но и по посевным площадям, поголовью скота и т.д.
Остаточный принцип распределения доходов в корне подрывал личную материальную заинтересованность колхозников в более производительном труде.
Обзор нормативно-правовых актов по кооперации в сельском хозяйстве
В первые годы советской власти государство поддерживало кооперативное движение, предусматривая в законодательстве различного рода льготы, кредитование и другие меры. Это нашло отражение, как в текущих, так и в основополагающих правовых актах.
В постановлении СНК РСФСР «О земельных комитетах» от 4 декабря 1917г. предусматривалось создание производственно-трудовых товариществ, предоставление им земли; постановлением ВСНХ «О регулировании сельскохозяйственных обществ, их союзов и объединений» от 3 марта 1919г. был утвержден Устав сельскохозяйственных обществ и их объединений, который довольно обстоятельно регулировал вопросы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. Постановлением Наркомзема РСФСР от 22 февраля 1919г. при коллегии Наркомзема был создан Комитет по делам сельскохозяйственной кооперации, который оказывал организационную помощь в создании кооперативов и их деятельности, было утверждено Положение об этом Комитете.
16 августа 1921г. ВЦИК и СНК РСФСР был принят первый законодательный акт РСФСР – Декрет о сельскохозяйственной кооперации. Его можно назвать настоящим кодифицированным законодательным актом. Он впитал в себя многие нормы, разбросанные в ранее созданных актах, придав им законодательный уровень.
В соответствии с данным Положением сельхозкооперативы создавались в целях повышения производительности крестьянского труда и улучшения жизни крестьян. Крестьянам предоставлялось право свободного образования кооперативного товарищества, артели. Они были в праве объединяться в союзы. Кроме того, предусматривалась возможность изменения формы кооператива по желанию крестьян – переход от сельхозартели, колхоза к сельхозкооперативу. Таким образом, никакого приоритета, преимущества артели, колхоза не допускалось (как это стало позднее, в конце 20-х – начале 30-хгг., в период сплошной коллективизации). Положение содержало раздел об уставе сельхозкооператива, его полное содержание, рекомендации по разработке, принятию. Государство брало на себя функции оказания содействия и помощи сельхозкооперативам всех форм.
В СССР также в те годы развивалось кооперативное, в том числе сельскохозяйственное кооперативное законодательство.
Так, СНК СССР 22 июня 1924г. принял постановление «О возврате имущества сельскохозяйственной, промысловой, кредитной кооперации». Было предусмотрено, что все ранее национализированные строения, промыслы, склады и другое имущество должны быть возвращены кооперативам государственными предприятиями и организациями, которым это национализированное имущество было передано.
22 августа 1924г. ЦИК и СНК СССР приняли важный законодательный союзный акт – Постановление о сельскохозяйственной кооперации. В нем сельхозкооперация рассматривалась как важное средство подъема сельского хозяйства, предусматривались и закреплялись различные ее формы – товарищества, кооперативы, артели, коммуны.
Постановлением Совета Труда и Обороны СССР «О мерах по укреплению сельскохозяйственной кооперации» от 25 февраля 1927г. было еще раз объявлено о государственной поддержке сельхозкооперативов, повышении их роли. В 1929г. была создана кооперативная система – от местных объединений и союзов до Высшего Совета сельскохозяйственной кооперации.
В РСФСР ВЦИК и СНК 3 октября 1927г. приняли Положение о сельскохозяйственной кооперации (по существу, новую, более полную, редакцию Декрета 1921г.).
Но такая политика просуществовала недолго. В том же 1927г. (16 марта) было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах». Уже здесь была подчеркнута ведущая роль колхозов в сельхозкооперации, говорилось о необходимости переходить от ее низших форм к высшей форме – колхозам, т.е. последние провозглашались высшей формой сельхозкооперации. И практика пошла по этому пути. 1 марта 1930 г. на Первом съезде колхозников был принят Примерный Устав сельскохозяйственной артели.
1929 год был объявлен годом великого перелома, а 1930-й – годом ликвидации кулачества как класса. Насильственная коллективизация продолжала свой путь и к 1933-1934гг. была завершена. Сельхозкооперации перестала существовать.
Колхозная система – колхозсоюзы, начиная с районных и кончая Колхозцентром, была ликвидирована в 1933 г. под предлогом дублирования функций Наркомзема. Руководство колхозами было полностью возложено на Наркомзем. Таким образом, колхозная система была полностью огосударствлена. 17 февраля 1935 г. на Втором съезде колхозников ударников был принят новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Государство руководило колхозами административно-командными методами. Такое положение сложилось на многие годы вперед. О кооперации забыли, хотя колхоз по существу своему – организация кооперативная.
После февраля 1935 г. съезды колхозников не собирались более 34 лет.
Информация о работе Развитие кооперации в сельском хозяйстве России в ХIХ – начале ХХ вв