Коллективизации в Коми-Пермяцком округе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Тема контрольной работы затрагивает лишь проблему становления коллективизации в округе в 20-х и 30-х годах. Одновременно необходимо изучить весь спектр общественно – политических и социально-экономических процессов, происходивших в Коми округе в ХХ веке и в начале ХХI века. Работа над темой предполагает изучение имеющихся источников, исторической литературы по Коми округу, прежде всего монографии Коньшина А.Е. по истории коми-пермяцкого крестьянства в 1917-1940 г.г., а также статей ученых филиала УдГУ по истории Коми округа. Необходимо выяснить предпосылки и причины коллективизации, они общие для всей страны, ход и значение коллективизации в Коми-Пермяцком округе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

коллективизация.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Решение аграрного вопроса на современном этапе развития России остается наиболее актуальным и трудно решаемым. Современные реформы в сельском хозяйстве не принесли положительных плодов для населения страны. Новые формы развития сельского хозяйства, предложенные в период «перестройки» России и ее продовольственной независимости успешно провалились.

Вернемся к началу в XX века, когда Российская империя вступила с высокими темпами экономического развития, опережая по этому показателю страны Европы. К началу 1-й мировой  войны по объему промышленного производства Россия находилась на пятом месте после США, Англии, Германии и Франции. Основными производителями сельскохозяйственной продукции были помещичьи и капиталистические хозяйства. Россия была крупнейшим экспортером зерна (11 млн. тонн в год). От феодализма и крепостничества, как пережитки, сохранились крупные помещичьи имения и малоземелье крестьян, а так же крестьянская община. Реформы П.А. Столыпина были направлены на разрушение крестьянской общины, превращение крестьян в собственников и дальнейшее развитие фермерского хозяйства (американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве). Сделано было многое, но реформы остановились из-за смерти реформатора, начавшейся первой мировой войны, октябрьского переворота и гражданской войны. После Октябрьской революции земля была национализирована  и распределена между крестьянами. В 1921 года началась новая экономическая политика (1921-1928 г.г.), крестьянские хозяйства окрепли в условиях свободного распоряжения крестьянами произведенной продукцией.

В 1928-1932 г.г. крестьянство СССР испытало первый разрушительный удар в ходе массовой коллективизации и раскулачивания. В ходе этого исторического процесса была создана колхозно-совхозная система сельскохозяйственного производства, однако самые крепкие крестьянские хозяйства были раскулачены, лишены собственности и репрессированы. Тем не менее, колхозы и совхозы выдержали испытания в Великой Отечественной войне, обеспечивая фронт продовольствием, а промышленность сырьем.

В 1950 и 1959 г.г. дважды проводилось укрупнение колхозов, и это также было оправданным, так как в сельское хозяйство надо было внедрять комплексную механизацию (в растениеводство, животноводство) и частичную автоматизацию. Однако во второй половине 60-х и в начале 70-х гг. сельское хозяйство испытало второй удар в связи с политикой ликвидации (переселения) неперспективных деревень. Объяснялось это необходимостью совершенствования социальной инфраструктуры села. Но вместе с этим процессом нарушался особый мир взаимоотношений крестьянства: в небольших деревнях на 15-25 дворов всегда был жив дух коллективизма и взаимопомощи, существовал особый нравственный климат. Советская деревня была очагом высоких нравственных устоев и морали.

В 70-е - 80-е г.г. в колхозах и совхозах создавались крупные животноводческие комплексы, шла специализация хозяйств, внедрялась комплексная механизация и автоматизация производства. Все это делало сельскохозяйственный труд более привлекательным. Но грянули «лихие» 90-е годы. Началось проведение  зачастую  непродуманных и неподготовленных реформ, в том числе и в первую очередь в сельском хозяйстве. Земля стала предметом купли-продажи, предметом собственности. Под лозунгом первого Президента России Е.Н. Ельцина: «Фермер накормит Россию!» началось массовое принудительное банкротство крупных сельхозпредприятий – колхозов и совхозов, распродажа и разворовывание местными чиновниками имущества этих предприятий. В Коми округе сохранилось не более 6-8 крупных предприятий, реорганизованных в сельскохозяйственные кооперативы. Фермеризация сельского хозяйства, как в России, так и в Пермском крае и Коми округе провалилась, так как государство не создало организационных, правовых, финансовых, технических условий. Будучи еще Президентом В.В. Путин изрек: «Сельское хозяйство - это большая черная дыра, и вкладывать в него бюджетные средства нет смысла». В итоге государство тратит на сельское хозяйство менее одного процента в бюджеты (в союзной Белоруссии 20 %), а фермеры производят семь процентов от всего объема сельхозпродукции в России. Зато 41 млн. гектар пашни заброшено, поголовье крупного рогатого скота сократилось в 2,7 раза, коров - наполовину, свиней – в 3 раза. [8, № 98]. Россия большая, вернемся в Коми округ, а конкретно северные районы округа (Кочевский, Косинский, Гайнский районы). В указанных районах округа ведение товарного сельскохозяйственное производства нарушено и в сегодняшнем виде сельскохозяйственные угодья находятся в запустении. Происходит интенсивное зарастание («закустаривание») сельхозугодий и их выведение из оборота. Жители деревень, работавших ранее на полях и нивах в «умерших» колхозах и совхозах, постепенно, как и сельхозугодья, деградируют и вымирают. 

Сельское хозяйство развалено, разрушено, население деградирует и уходит из деревень. Уже более 50 % продовольствия импортируется, что угрожает национальной безопасности страны. Россия ежегодно закупает 550 тыс. тонн свинины и 590 тыс. тонн говядины. Всего же продовольствия закупается на 38-40 млрд. долларов ежегодно, хотя в стране есть все условия для производства свинины и говядины.

Как пишет доктор исторических наук, профессор филиала УдГУ Коньшин А.Е.: «Аграрная  история Российского государства традиционно являлась одной из центральных проблем обществоведческих исследований. В последние годы в связи с новыми попытками реформирования страны она приобрела особую актуальность, вызвав острые дискуссии о результативности преобразования деревни в советское время. Особое внимание при этом привлекают 30-40 годы, когда советское государство, прервав естественный ход событий в аграрной сфере, посредством целенаправленных действий попыталось изменить вековой уклад крестьянской жизни в России. И это удалось. В кратчайший период миллионы крестьян были объединены в колхозы» [3, с.3-4]. Основная цель данной контрольной работы – подготовка к итоговой аттестации по предмету «История коми-пермяцкого народа».

Тема контрольной работы затрагивает лишь проблему становления коллективизации в округе в 20-х и 30-х годах. Одновременно необходимо изучить весь спектр общественно – политических и социально-экономических процессов, происходивших в Коми округе в ХХ веке и в начале ХХI века. Работа над темой предполагает  изучение имеющихся источников, исторической литературы по Коми округу, прежде всего монографии Коньшина А.Е. по истории коми-пермяцкого крестьянства в 1917-1940 г.г., а также статей ученых филиала УдГУ по истории Коми округа. Необходимо выяснить предпосылки и причины коллективизации, они общие для всей страны, ход и значение коллективизации в Коми-Пермяцком округе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Коллективизации в Коми-Пермяцком округе.

 

    1. Осуществление коллективизации в Коми-Пермяцком округе

 

В первом пятилетнем плане (1928-1932г.г.) в области сельского хозяйства предполагалось осуществить переход к коллективным формам в течение длительного периода. К концу пятилетки план предусматривал охватить различными формами сельскохозяйственной кооперации до 85 % крестьянских хозяйств, в том числе колхозами - 18-20%. Однако во всех последующих решениях центральных органов прослеживается тенденция к формированию темпов коллективизации, к пересмотру плановых показателей в сторону ускорения.

В декабре 1929 года Колхозцентр РСФСР и наркомзем СССР разработали план коллективизации по отдельным районам страны. Это была главная директива по коллективизации на 1929-1930 г.г. «Главными задачами по подъему и переустройству сельского хозяйства, - указывалось в плане, - является форсированное развертывание и качественные укрепление социалистического сектора сельского хозяйства». За весеннюю посевную кампанию процент коллективизации следует увеличить с 4 % до 35%, а к концу года в основных зерновых районах он должен быть доведен до 90 %, в остальных – до 75 %.

Планом определились и основные формы колхозов. Общий принцип был сформирован таким образом: «Колхозы в значительной степени должны быть переведены на уставы высших форм, которых должно быть не менее 75%,  а ТОЗов – не более 25%. Этот план был утвержден ВЦИК и СНКРСФСР 11 декабря 1929 г.,  опубликован в центральной прессе и доведен до местных органов как безусловная директива. 05 января 1930 г. было принято постановление ЦКВКП (б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»,  определившее сроки завершения коллективизации [3, с. 147-148].

 

В конце 1929 – начале 1930 г., когда ликвидация кулачества как класса была официально провозглашена главной задачей партии, естественно было ожидать, что будет, наконец, дано точное определение статуса этого класса с соответствующей юридической интерпретацией. Но этого не произошло. Более того, вскоре суммовой ограничительный признак был отменен вообще. А в постановлении ЦИК и СНК СССР от 23 февраля 1930 г. «О введении в действие положения о едином сельскохозяйственном налоге» указывается на «необходимость такого закона ..., который обеспечил бы содействие росту крупного коллективного сельского хозяйства». Все было подчинено коллективизации: «не хочешь в колхоз – кулак. А раз кулак – место тебе в лесах Гайнского района». На волне взыскания недоимок были раскулачены и высланы сотни крестьянских хозяйств. Таким образом, секретные документы Центра уже к середине 1929 г. сформировали новую политику в деревне, которая вышла на поверхность, причем частично в начале 1930 г. 

С осени 1930 г. политика коллективизации частично перетерпевает изменения. После событий весны и лета 1930 г. прямое давление на крестьян с целью вступления в колхозы заменятся экономическим давлением. 13 ноября 1930 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О недопущении кулаков и лишенцев в кооперацию», а 15 ноября в окрисполкомы была направлена телеграмма председателя СНК РСФСР Д.Е. Сулимова об усилении работы по выявлению и обложению кулацких хозяйств.

К числу обязательных налоговых платежей относились также культсбор (единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство) и самообложение. Культсбор был введен постановлением ЦИК СССР от 9 января 1931 года и постановлением ВЦИК от 13 января 1931 года. Ставки культсбора устанавливались в процентах к окладу сельхозналога и составляли для: маломощных хозяйств – 5 руб., членов колхозов – 4 руб., середняцких – 70% единого сельскохозяйственного налога (далее ЕСХН), но не менее 6 руб., индивидуально обложенных хозяйств – 100% ЕСХН. В 1932-1933 годах индивидуально обложенные хозяйства вносили около 70% культсбора и за неуплату в срок раскулачивались.

Пока мы все писали о предпосылках, причинах, условиях и начале коллективизации в масштабах всей страны. Теперь перейдем непосредственно к коллективизации сельского хозяйства в Коми-Пермяцком округе.

К десятилетию советской власти (1927 г.) коми-пермяцкая деревня, крестьянские хозяйства имели некоторые успехи. Восстанавливались дореволюционные размеры посевных площадей, осваивались новые поля, увеличились сборы зерна. На вооружении 29486 крестьянских дворов было 29 тыс. сох, косуль и сабанов, 23 тыс. деревянных борон и лишь 358 одноконных плугов, 45 сеялок, 35 жаток и 38 сортировок. [2, с.126] Как  выйти из этой бедности и отсталости? Опыт участия в потребительских и сбытовых кооперативах показал, что преодолеть трудности крестьяне смогут только совместными усилиями. Поэтому потребкооперация имела успех. В 1928 г. она объединяла уже 44,6 % всех хозяйств округа.

В преобразовании коми-пермяцкой деревни впервые годы коллективизации сыграли свою роль организованные совхозы. Первый совхоз был организован в 30-е годы в с. Кочево на площади 7060 га для обеспечения жителей села овощами и картофелем. Совхоз имел молочную ферму. Всего в начале 30-х годов в округе было создано 8 совхозов. Осенью 1930г. был организован Юрлинский льнозавод, засеявший в 1931 г. 727 га льна, в  1932 г. - 1206 гектаров.

В марте 1928 г. состоялся III окружной съезд Советов. Он поддержал призыв окружной партконференции активнее создавать коллективные производственные объединения крестьян и снабжать их машинами, добиться кооперирования всей бедноты в течение ближайших трех лет.

Решения съезда нашли поддержку во многих деревнях, уже  весной 1928 г. стали возникать коммуны и товарищества. В апреле была создана коммуна «Заря будущего» в Юсьвинском районе. 11 домохозяев организовали не только коллективную работу, но и общественное питание, и детский сад. Возглавили коммуну коммунисты Григорий Васильевич и Михаил Афанасьевич Кривощековы. Вслед за ней возникли коллективные хозяйства Загарьинское в том же районе, «Пожинское» в Юрлинском районе и Нельсинское «Свет» в Кудымкарском районе. Кроме того, в 1928 году организовалось 36 товариществ по совместной обработке земли, 5 машинных товариществ. На 1 октября 1929 г. разного рода объединения для совместной работы в земледелии охватили 5,2 % крестьянских хозяйств. Только в 1928 г. им было передано 3314 плугов, молотилок, веялок, несколько тракторов «Фордзон» [2, с. 127].

О деятельности коллективных хозяйств, о выработанных ими первых уставах сельхозартели и помощи советской власти машинами, лучшими семенами и племенным скотом очень подробно рассказывалось в окружной газете «Гöрись» («Пахарь»).

Агитационная работа коммунистов и комсомольцев окружной газеты подготовили крестьян округа к поддержке производственной кооперации. В зиму 1929-1930 г.г. почти повсеместно в деревнях проводились сходы, на которых принимались решения об организации колхозов, проводилась запись желающих вступить в них. В протоколах об этом указывалось, что вносит в общий фонд колхоза каждое хозяйство, где размещать склады для семян, орудий труда, конные дворы, как объединить наделы в общий колхозный земельный клин. Районные земельные отделы и сельсоветы помогали создаваемым колхозам в перераспределении полей и сенокосов, в ликвидации межнадельных и формировании общеколхозных массивов.

Организация колхозов приняла массовый характер. В 1930 г. в 183 колхозах было объединено 28 % крестьянских хозяйств. Однако массовое вступление в колхозы, преобразование коми-пермяцкой деревни шло в трудных условиях. Создание колхозов было встречено упорным сопротивлением со стороны отдельных жителей округа. В ряде мест возникали банды, которые нападали на активистов колхозов, поджигали или портили их имущество. В ходе коллективизации в округе погибло около 50 активистов колхозного движения. От рук бандитов погибли комсомольцы: Василий Хозяшев из Заречного Пешнигорта Кудымкарского района, Борис Степанов из Гайнского района, колхозник – активист А. Бычков из Купросского сельсовета Юсьвинского района. В Юрлинском районе свирепствовал из деревни Крысаново Дмитрий Найданов по прозвищу «Митя-царь». В Кочевском районе буйствовала банда «Зеленых» Г.С. Никонова по прозвищу «Гришка Распутин», в Кудымкарском – банда Панина [2, с. 128].

Информация о работе Коллективизации в Коми-Пермяцком округе