Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:52, шпаргалка
Вопрос 1Общенар рус язык — сложное явление
Вопрос 2 стиль
Вопрос 3 Культура речи
Вопрос 4 Языковые нормы (нормы лит языка)
Вопрос 5 однозначность или моносемантичность слова
Стил использование исл в поэтической речи заслуживает особого внимания. Включение этой части речи в стихотворный язык было обусловлено расширением тематики русской поэзии, разработки новых форм, обновлением образных средств. Н.А. Некрасов , Маяковск - революционно-демократич направление.
В худ речи еще в начале прошлого века наметилась и другая традиция стилистического использования числительных: их экспрессивная окраска могла быть обусловлена вовлечением некоторых из них в систему изобразительных средств народной поэзии. Поэтому в произведениях, близких к фольклору, традиционно используются числительные, имеющие особое, символическое значение - три, семь, сорок, сто и др. Обращение к ним поэтов объясняется стремлением к стилизации, воспроизведению народных средств образности речи: «Двенадцать» Блока. Употребл некоторых числительных в переносном значении, как тропов, также может быть сильным источником речевой экспрессии. Большие числа используются для гиперболизации: тысяча мелочей, «Мильон терзаний».
Образное употребление возможно и для некоторых порядковых числительных: первая ученица, второй сорт, десятое дело (ср. фразеологизм: седьмая вода на киселе). Однако следует подчеркнуть, что метафоризация лишает числительные их основного грамматического признака: выступать в качестве точного обозначения числа или количества.
24. Употребление местоимений в разных стилях речи. При функц-стилевой хар-ке местоимений прежде всего обращает на себя внимание их особая употребительность в разговорной речи. Это объясняется тем, что для устной формы общения требование абсолютной точности не явл столь обязат, как для письменной.
Обращение к местоимениям в процессе живого общения отличает ряд особенностей. Только здесь возможна конкретизация местоимения жестом, что позволяет предельно сократить языковое выражение мысли. В устной речи часто не принимается во внимание порядок слов, который в письм речи препятствует правильному пониманию высказывания.
В разговорной речи употребление местоимений сопровождается различными приемами их актуализации; ср. плеонастическое употребл местоим при указании на субъект действия: Дима, он не подведет, или конструкции типа: Так оно и было.
Местоимения такой, что и местоим наречия как, так, когда, тогда, где, там, куда, откуда в разгов речи выступают как актуализаторы, определяющие интонационное членение высказывания и выделяющие те или иные его части: А он что? обещал зайти?; Она как?; На слова и словосочетания, выделенные таким образом, падает логическое ударение.Только в устной речи употребл местоимения в незаверш фразах: Ты, я вижу, того... В словах-указателях как бы содержится намек на то или иное продолжение высказывания, однако собеседнику предоставляется возможность домыслить его содержание.
Для функц-стилевой хар-ки местоимений важное значение имеет также избирательность их употребления в разных функцион стилях. Так, в книжных, и в первую очередь в офиц-деловом и научном, находят применение местоимения таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий; в разговорном - этакий, всяческий, такой-сякой, кое-кто, кое-что, кое-какой, сколько-нибудь и др. Следует также отметить отказ от употребления в книжных стилях некоторых нейтральных местоимений. Так, в офиц-деловом и научном стилях вместо слов этот, такой, некоторый чаще исп прил и причастия данный, указанный, вышеуказанный.
Вопросительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько чаще употребл в разговор речи, что связано с частотностью вопросительных предложений в диалогах. Соответствующие относительные местоимения, а также местоимения который, каков проявляют особую активность в книжных стилях, поскольку здесь особенно употребительны сложные синтаксические конструркции.
Интересны и сведения об употреблении разных форм личных местоимений в книжных стилях. Так, местоим 1-го и 2-го лица ед и множ числа: я, мы, ты, вы - совершенно не представлены в офиц-деловом стиле. В научном - крайне редко можно отметить обращение к личному местоим 1-го лица ед числа, так как его вытесняет авторское мы; местоим 2-го лица здесь также отсутствуют.
Разговорный характер имеет и употребление формы чего, вытесняющей нейтральную что в вопрос предлож со значением «почему? по какой причине?»: Чего зря выступать?; также типичное для разг речи - Чего там!
Стилистически ограничено употребление ряда местоимений в особых значениях. Так, местоимение который, употребленное в значении неопределенного, получает просторечную окраску. Местоимение самый, употребл при личном местоимении в значении «собственной персоной», имеет разговорный характер: Он самый . Местоимение такой получает разговорную окраску, когда употребляется в сочетании с местоим кто, что, какой для их выделения: А ты кто такой?.
Яркую стил окраску могут получать и отдельные грам формы тех или иных местоимений. Так, краткая форма общеупотребит местоимения всякий имеет устаревшую или просторечную окраску: И ведь за всяку безделицу норовит выругать лысым.
Стилистически маркирована форма родит падежа местоимения сколько с предлогом - до сколька, употребление которой возможно только в разговорной речи.
В системе склонения и словообразования местоимений имеются варианты, употребление которых в речи требует стил обоснования. Так, стилистически неравноценны варианты винит падежа ед числа местоимения женского рода сама. Формы самое - саму сосуществуют в русском лит языке.
Местоимение выделяется из всех частей речи богатством стил вариантов в словообразовании. Наиболее характерно стил противопоставление лит-ных и разг или простореч вариантов: всякий - всяческий (разг.), какой - каковский (прост.), ничей - ничейный (разг.), какой - экий, экой (разг.), такой - такой-сякой (разг.).
Некоторые варианты местоим представляются грубым искажением литературной нормы: ентот, кажинный, евонный, ихний. Резко сниженные варианты местоимений выступают в худ речи как своеобразные «стил сигналы» просторечия. Они не представляют угрозы для культуры речи, так как не конкурируют с литературно правильными в условиях обычного контекста: выбор вариантов при употреблении местоимений не вызывает трудностей у говорящих.
Способность местоим замещать предшествующие слова может стать причиной неясности высказывания. Нередко возникает искажение смысла, приводящее к комизму высказывания, например напутствие журналиста спортсмену: Пусть на этих километрах Владимиру встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть (людей?).
25. Стилистика лица глагола. Категория лица, выражающая значение персональности, наряду с формами времени и наклонения в системе морфологич признаков глагола справедливо считается одной из основных. Грамматисты видят в совокупности этих категорий средство выражения предикативности высказывания. И хотя персональность в сочетании с темпоральностью и модальностью не исчерпывают значения предикативности, они отражают ее важнейшие стороны, определяя организующую роль глагола в структуре предложения.
Для стилистической оценки рассматриваемых категорий важно, что лицо и число из всех формальных признаков глагола наиболее способствует наглядности, конкретности изображения действия, от чего зависит и экспрес окраска глагольн форм, и специфика их использования в разных стилях речи. Переносное употребление личных форм глагола создает разнообр стил оттенки в их значении. Использование форм лица и числа глаголов в функцион стилях подчиняется определенным закономерн. Наиболее свободно эти формы функционируют в худ речи; в офиц-деловом стиле они сведены до минимума. Это объясняется преобладанием глагольности в худ речи, ее личностным хар-ром в противовес именному типу речи деловых документов и господ в них «безличному» стилю изложения, исключающему указание на конкретное лицо.
Научный стиль выделяется полным отсутствием глаголов 2-го лица ед числа и очень редким употреблением 2-го лица множ числа. В соответствии с функц спецификой в научном стиле широко используется 1-е лицо множ числа, означая так называемое «авторское мы»: Напомним, что; Заметим и т.д. Нередко 1-е лицо множ числа в научном стиле получает характерный оттенок обобщенности: Мы называем пустым сосуд, если в него ничего не налито. или безличности: Длительный звук мы называем музыкальным; Описанные особенности мы можем выразить таким образом. В то же время в науч стиле практически отсутствует самое хар-рное для 1 л множ числа - указание на нескольких лиц (я и другие), которое как исключение встречается лишь в коллективных трудах. В научном стиле 3-е лицо глагола также отражает его отвлеченность: оно указывает преимущ не на лицо, а на предмет: Водород получается следующим образом.
Офиц-деловой стиль также отличает ограниченность употребления личных форм глагола. Форма 1-го лица ед числа употребляется лишь в особых клишированных оборотах некоторых видов деловых бумаг, например в заявлении: Прошу рассмотреть, а также в резолюциях: Разрешаю…; Не возражаю… Формы 2-го лица ед и множ числа практически не употребляются, что обусловлено экстралингвистич факторами и господствующей здесь «безличной» формой речи. Глаголы 3-го л в этом случае употреб чаще, чем в научном. Это объясняется содержанием офиц-деловых текстов: в них регулируются отношения между лицами, организациями, устанавливаются их права и обязанности. Поэтому в документах, закрепляющих эти отношения, называются лица и предметы, а глаголы согласуются с их наименованиями в 3-ем лице: Платежи вносятся…; Поставщик обязуется … Причем в офиц-деловом стиле, в отличие от худ речи, форма 3-го лица очень часто указывает не на субъект действия, а приобретает страдательное значение.
В публиц стиле, дающем простор использованию всех трех форм глагола в ед и множ числе, обращение к ним обычно диктуется стремлением журналистов сделать текст живым, эмоциональным. Повествование от 1-го лица обычно ведется в тех случаях, когда автор пытается показать свое отношение к факту, воздействовать на читателя. Личные формы глагола дают возможность выразить ту или иную мысль через субъективное восприятие автора или его героев, что значительно повышает действенность речи, решает проблему «очеловечивания» темы, затронутой публицистом. Речь от 1-го лица в наибольшей мере приближает письменное монологическое повествование к устному рассказу, создает тон беседы.
В случае возможной конкуренции личных форм глагола, конкретизирующих действие, и синонимичных им форм, но придающих речи обобщенный, отвлеченный характер, журналист отдает предпочтение первым; ср.: Забудем прошлое… - Забудется прошлое…
В материалах, посвященных актуальным темам современности, журналисты используют такие личные формы глагола, которые представляют информацию живой, исходящей непосредственно от человека, действующего лица- заглавия газетных статей: «Штурмуем рекорды».
Для худ и разгов речи характерно использование всех личных форм глаголов, которые функционируют здесь не только в своих основных грам значениях, но и в образных, возникающих при переносном употребл форм лица. Использование разнообразных экспресс оттенков лица глагола получает эстетическую функцию в худ и публиц произведениях, на чем следует остановиться подробнее.
В экспрессивной речи развита синонимия личных форм глагола. Богатство значений отличает употребление 2-го лица ед числа. Эта форма может указывать на говорящего; может исключать конкретное лицо; а также представлять его обобщенно: Наскучило идти, - берешь извозчика… а не хочешь заплатить ему - изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет (Г.).
Во множ числе 2-е лицо также может предавать обобщенно-личное значение: У нас все так… Если, говоря с начальником, вы ему позволите поднять голос, - вы пропали (Герц.).
Форма 3-го лица ед числа может приобретать безличное значение: Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы (Г.). Это же значение развивается у глаголов прошедшего времени в форме среднего рода ед числа: Из сада несло сладким запахом лип (Т.). Во множ числе 3-е лицо при отсутстви подлежащего в предложении - развивает неопределенно-личное значение: Здесь судят военных преступников; его приобретают и формы множ числа глаголов прош времени. Такое употреб глагола подчеркивает, усиливает его значение. Афористический хар-р высказыванию придает обобщенно-личное значение 3-го лица множ числа: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.), а также множ числа глаголов проше времени, у которых форма лица грам не выражена: «Подсчитали - прослезились» (заглавие фельетона).
Форма 1-го лица ед и множ числа также может приобретать обобщенное значение: Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу; Что имеем не храним, потерявши, плачем (посл.); только во множ числе эта форма обобщает говорящего и собеседника. Это же значение св-венно и множ числу глаг прош врем.
Особой экспрессией выделяются наиболее редкие переносы значения личных форм глагола. Так, о себе говорящий тоже может отозваться как о 3-м лице: Я увидела себя как бы со стороны и отметила: а она держится правильно.
На стил окраску личной формы глагола влияет и сочетание ее с личным местоимением или пропуск его. Формы наст времени 1-го и 2-го лица в сочетании с личными местоим являются более нормальными и нейтральными, чем соответствующие формы без личных местоимений, поэтому пропуск местоимений воспринимается как стил прием.
Всевозможные случаи стилистического использования личных форм глагола, придающие речи яркую изобразительность, лиризм или, напротив, резкость, афористичность и т.д., характерны лишь для эмоциональной речи и недопустимы в официально-деловом и научном стилях.
26. Понятие о категории вида и времени глагола. При изучении стилистики глагола особое внимание привлекает категория времени, которую характеризуют своеобразное функционирование в разных видах речевой деятельности и широкие экспрессивные возможности, благодаря богатой синонимии временных форм. В сравнении с другими грам категориями глагола категория времени наиболее наглядно отражает функц-стилевую специфику использования глагольных форм. В худ речи, как и в разг, широко представлены самые различные формы времени с разнообразными оттенками их значений. И все эти врем формы легко сочетаются друг с другом, как это и бывает в непринужденной беседе или худ повествовании.