Верования восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:54, реферат

Краткое описание

Что же собой конкретно представляло язычество в период, предшествующий принятию Русью христианства, и почему после многовекового поклонения языческим богам понадобилось этих богов дискредитировать, уничтожить, заменить чуждым народному пониманию культом?

Прикрепленные файлы: 1 файл

история.docx

— 73.31 Кб (Скачать документ)

Велес

Летописное определение  Велеса как «скотьего бога» дает нам важнейшую сторону культа: Велес был богом богатства, скотоводства, может быть, плодовитости. Выражение  идеи богатства при посредстве полисемантичного слова «скот» (равнозначного латинскому «pecunia» — «скот», «богатство») ведет нас в совершенно определенную историческую эпоху, когда главным богатством племени были именно скот, стада крупного рогатого скота, «говяда», т. е. в бронзовый век.

Однако, помимо указания на скотоводство и богатство, имя Велеса имеет еще один семантический  оттенок — культ мертвых, предков, душ умерших. На это указал еще  А. Н. Веселовский, приведя ряд балтийских параллелей (welis — литовск. - покойник, welci - души умерших).

С Велесом связано созвездие  Плеяд — Волосынь; сияние Волосынь предвещает удачную охоту на медведя .

Обратим внимание на то, что  сведения о связи Велеса с культом  медведя идут с далекого севера славянского  мира, из Ярославского Поволжья, расположенного на границе европейской тайги, где  охота долгое время сохраняла  свое значение.

Поскольку скотоводство развилось  из охоты, из отлова и выращивания  дикого молодняка, то при переходе к  скотоводству хозяин леса и повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного  зверья, стал «скотьим богом» в прямом смысле слова. В этом случае неизбежно  должно было произойти расслоение образа: с одной стороны, медведь, «лесной  царь», которому приносятся просьбы  о сохранности всей скотины, а  с другой — Велес как покровитель скота. Кажущийся на первый взгляд странным переход от представлений о покровителе удачной охоты к скотьему богу на самом деле не так контрастен: в обоих случаях конечный результат воспринимался как убийство и поедание животных; охотник преследовал и убивал свободного зверя; скотовод резал связанную скотину, но оба они кормили себя и своих соплеменников мясом.

В эпоху вооруженного расселения северных индоевропейцев-скотоводов к  архаичному Велесу прибавился Перун, но это не создавало конфликтной  ситуации: Велес оберегал и умножал  стада, принадлежащие племени, а  Перун вдохновлял на захват чужих  стад и новых пастбищ. Оба божества были порождением новой и в  экономическом и в социальном отношении обстановки.

Воздействие постепенно возраставшего  земледелия могло сказаться лишь в одном: архаичная связь Велеса с убитым, мертвым зверем, возникшая  в охотничью пору, теперь осмысливалась  шире — как мир мертвых вообще. Умершие предки предавались земле; в сознании древних пахарей предки содействовали плодородию и урожаю. Угощение «дзядов» на кладбище или за домашним столом носит аграрно-магический характер. Вполне допустимо, что именно по этой причине, в связи с культом предков, Велес и в земледельческом обществе сохранил связь с миром мертвых.

Обратим внимание на то, что  крестьяне-земледельцы XIX в. жертвовали Велесу не первый сноп нового урожая, обычно украшенный лентами и хранимый в  избе до будущего года, а последнюю  горсть колосьев, оставшуюся на сжатой ниве. Хлеб был убран, поле омертвело, земледелец сложил свою «добычу» в  крестцы и лишь тогда вспомнил о Велесе, оставляя ему колосья  «на бородку», завязав их узлом. Наряду с этим обычаем у некоторых  славянских народов существовало почтительное отношение к последнему снопу, увозимому  с поля. Его называли «дедом», «стариком», «бабой»; его зерна считали плодовитыми  и примешивали их к посевным .

Обозначение последней горсти колосьев «Велесу на бородку» известно только русским; у западных и южных  славян его нет.

Намеченная здесь эволюция Велеса подтверждается географическими  наблюдениями: культ Велеса прослеживается значительно четче на северных окраинах славянского мира, где роль охоты  сохранялась дольше, чем на юге; связь  Велеса с миром мертвых тоже проступает более определенно в северной части индоевропейского (в том числе и балто-славянского) мира.

Среди языческих идолов славянского  средневековья наиболее часто встречается  изображение бородатого мужчины  с огромным турьим рогом, «рогом изобилия»  в руке. Никаких атрибутов Перуна у этих идолов нет, а рог как  символ благополучия и обилия является устойчивой деталью почти всех скульптур. Единственное божество, с которым  можно связывать эти изображения, — это бородатый (как нам известно) «скотий бог» Велес, покровитель  комплексного, земледельческо-скотоводческого  хозяйства древних славян.

Если Велес- был объектом и центром святочно масленичной карнавальной обрядности с ее широким песенным репертуаром, то нам становится понятным упоминание Велеса в «Слове о полку Игореве». Княжеский поэт Боян, воспевавший Мстислава Тмутараканского и Ярослава Мудрого, назван здесь внуком Велеса.

Род

Светлый ирий считался у древних славян источником всяческой жизни, прародиной растений, птиц и зверей. Были и Боги, особо «ответственные» за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми. Это — Род и Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе. Учёные давно спорят о том, насколько важную роль отводили славяне Богу по имени Род. Некоторые утверждают, что это мелкое «семейное» Божество вроде Домового (о котором речь пойдёт в одноимённой главе). Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных, верховных Богов, принимавших участие в создании Вселенной: согласно верованиям древних славян, именно он посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети. Кроме того, исследователи предлагают обратить внимание, сколько важнейших слов происходит от корня «род», созвучного имени этого Бога: РОДня, уРОЖай, РОДина, приРОДа. О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр» (раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Впрочем, рукописи были составлены деятелями православия с целью отвлечь недавних язычников от почитания прежних святынь, так что в них трудно найти подробные и точные описания. Из-за скудости этих сведений некоторые исследователи прошлых лет привыкли видеть в Рожаницах многочисленные, безликие Божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, обратившись к сведениям, касающимся соседних народов, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь. Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним — плодоносную. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить», «наЛАЖивать» и так далее. Но сфера деятельности Лады отнюдь не ограничивается домом. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Праздник Рожаниц справляли весной — 22—23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше — по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник.

Ярила. 

Ещё в прошлом веке кое-где  в России справляли праздник «ярилки», приуроченный к 27 апреля, к самому пику весеннего буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодёжь гуляла, пела песни, плясала. По мнению православных священников, эти гулянья, на которых все считались друг другу невестами и женихами, носили «разнузданный» характер. Язычники же, наоборот, полагали, что всеобщий весенний расцвет должен пробуждать в людях нежность и страсть. А людская любовь, в свою очередь, — увеличивать плодородие полей, способствовать урожаю. Ведь язычники не противопоставляли себя природе и не отвергали её законов. И эти верования, близкие душе земледельца, очень стойко держались в крестьянской среде. Ярилу представляли себе юным мужчиной, пылким, влюблённым женихом. Кое-где, желая подчеркнуть его юность и красоту, «Ярилой» наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую символ смерти — изображение человеческой головы. Коня с «Ярилой» водили по полям, приговаривая: «Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!»

А изображение головы, которое  «Ярила» держал в правой руке, вероятно, связано с тем, что он, подобно  египетскому Осирису, принадлежит  к ежегодно умирающим и воскресающим Богам плодородия. Проводам, «похоронам»  плешивого, состарившегося Ярилы тоже был посвящён праздник. Люди знали: минует зима — и Ярила вернётся, воспрянет. Так же, как зерно, похороненное в земле, воскресает стеблем, колосом и в итоге новым зерном. Не случайно зерновые культуры, которые сеют весной (в отличие от озимых), называют «яровыми»..

Темные Боги

Жизнь древнего человека далеко не всегда была лёгкой. Случались и  горести, и несчастья, наводившие на мысль о злых сверхъестественных существах, стоящих за ними. У западных славян таким воплощением зла  был Чернобог: это имя поистине говорит само за себя. Известно, что его изваяния были чёрного цвета, с серебряными усами. Веровали в него или нет восточные славяне (предки белорусов, украинцев и русских), определённо сказать нельзя. Быть может, и веровали, вряд ли у них было для этого меньше причин, чем у западных собратьев. А вот злая Богиня по имени Морана (Морена, Марана) совершенно точно была известна и на Западе, и на славянском Востоке. Её связывают с темнотой, морозом и смертью. Действительно, её имя родственно таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и ещё многим столь же недобрым. От Индии до Исландии известны мифические персонажи, причиняющие всяческое зло: буддийский Мара, искушавший праведных отшельников, скандинавская «мара» — злой дух, способный замучить спящего, «затоптать» его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная с разрушениями и войной; наконец, французское слово «кошмар». Отзвуки сказаний о Моране прослеживаются в былинах о Добрыне и «Маринке», которая всячески старается погубить богатыря, в частности, превращает его своим колдовством в тура-золотые рога. В тех же былинах рассказывается о нечестивой связи «Маринки» со Змеем. Есть основания видеть древнюю Морану и в болгарской легенде о «злой бабе», «погубившей много людей» и набросившей грязную пелену на серебряный Месяц: с тех-то пор он покрылся тёмными пятнами и, напуганный, стал ходить над Землёй куда выше прежнего. Другие легенды рассказывают, как Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Наконец, соломенное чучело, которое и сейчас жгут во время праздника древней языческой Масленицы, в пору весеннего равноденствия, принадлежит несомненно Моране, Богине смерти и холода. Каждую зиму она ненадолго берёт власть, но навек утвердиться ей не дано: вновь и вновь торжествуют Солнце, Жизнь и Весна.

Макошь.

У древних славян почти  не было Богов – женщин. С чем  это было связанно не до конца понятно. Среди наиболее часто называемых женских Богов – Макошь. Ее функции заключались в управлении домашним хозяйством, недаром ее символом служила простая прялка. Изображений Макоши не сохранилось, поэтому с трудом можно предположить ее внешность.

Хорс

Правописание имени этого  бога в источниках различно: Хръсъ, Хърсъ, Харсъ, Хорсъ, Херсъ, Хурсъ, Хросъ. Происхождение названия этого имени тёмное. Предполагают, что слово Хорс происходит от зендскаго hvare, род. huro – солнце, перс. hur, hor. По-гречески хорос – означает – хор, ликование, хоровод, круг, толпа. Сближая Хорс с древнеперсидским: кирос – корос – курос, еврейским – кореш, хореш, ново - персидским – хор – хур.  Первоначальной формой утреннего или весеннего солнца были конь и конская голова, как символ быстроты, с которою распространяется свет. Представление солнца в виде коня обще многим народам. Все вышеприведённые толкование нельзя признать убедительными. Одно не подлежит сомнению, что слово Хорс было откуда-то заимствовано. Может быть, Владимир поставил на холме не одних славянских богов, а богов подвластных ему народов. Не был ли Владимиров холм вне двора теремного своего рода пантеоном? Исходя из положения, что князь Владимир поставил в Киеве в 980 году идолов не только своих русских богов, но и идолов подчинённых ему народов, историк Е. В. Аничков полагает, что Хорс был именно божеством Торков, обитавших около Тьмутараканя. Фактических данных для такого утверждения мы не имеем. Обыкновенно, в письменных памятниках при исчислении богов, после Перуна непосредственно стоит Хорс. Но в Начальной летописи имена богов стоят в таком порядке: “ поставил (Владимир) Перуна, Хръса, Дажбога”. Два последних имени богов, обозначающих солнце, поставлены рядом. Очень может быть, что сделано это не случайно: летописец, или древнейший списатель, иностранное или устаревшее и малопонятное слова Хорс заменил русским Дажьбог. Может быть, эти слова не следует разъединять запятой, а ставить между ними тире: Хорс – Дажьбог. Может быть Дажьбог был эпитетом Хорса, а впоследствии стол его синонимом. Хорс будучи, как и Дажьбог, богом солнца, имел свою индивидуальность, т.е. олицетворял другое свойство солнца. Певец Слова о полку Игореве сообщает, о князе Всеславе, что он “прерыскаше”, - т. е. перебегал, пересекал путь солнца. А известно, что солнце, подымаясь на востоке и опускаясь на западе, описывает как бы круг. Греческое xopoc – именно и означает круг. Вспомним, что круглый подсвечник, находившийся в древнее время в храмах под самым куполом, назывался хорос, обозначая небесный свод, круг. Греческое xopoc и русское Хорс могут восходить к одному общему корню, и в таком случае за разъяснениями значения этого русского божества нет нужды обращаться к восточным народам. Хорс мог обозначать собою солнце в его ежедневном круговороте.

На этом я думаю закончить  краткий обзор славянских Богов.

Трансформация язычества, после  принятия христианства на Руси

Приступая к изложению  борьбы христианства с остатками  язычества в русском народе, мы должны снова отметить, что языческие  верования наших предков в  большинстве остаются для нас  тёмными и загадочными. В 988 г. (напоминаю, это год крещения Руси) Владимир приказал низвергнуть богов: одних  изрубил, других сожгли. Перун был  предан поруганию и брошен в Почайну или Днепр. Та же участь постигла идолов в 991 г. в Новгороде: епископ Иаким, прибыв в Новгород, разорил требища, сокрушил идолов, посек, т. е. низвергнул Перуна и приказал бросить его в Волхов. Когда Перуна тащили и издевались над ним, в него вошёл бес и начал кричать: “О горе , ох мне достахся немилостивым сим рукам”. Проплывая под мостом, Перун будто бы бросил на мост свою палицу и сказал: “на сем мя поминают Новгородския дети”, вот почему там часто случаются драки, замечет летописец.

Таким образом после насильственной христианизации церковь, при помощи князя и его дружины, пыталась прекратить, а вернее стереть всю память о старых Богах. Это делалось не только при помощи насилия. Нет культуру, невозможно насадить насильственно. Церковь избрала дипломатический путь. Она стала заменять имена старых Богов, на новые соответствующие христианской доктрине. Легенды, сказки все народное творчество проходит через своеобразную цензуру, после чего в ней заменяются все имена. Например, распространенная легенда о святом Георгии пронизывающем змея копьем, есть легенда о Перуне. Позднее все тот же Перун становиться в сказках Добрым Муромцем. А Прасковьей становиться Матрошь.

Заключение

В своем исследовании я  не претендую не на что. Выводы из работы я могу сделать только следующие:

Славяне были язычниками.

Язычество изучено не до конца, но правда этого сделать невозможно так как православная церковь  целенаправленно искажала, уничтожала все факты связанные с язычеством.

История России целиком уходит в язычество, вся культура пропитана  язычеством.

В последнее время усиливается  волнения связанные с людьми верующими  в язычество, считающих его истинной религией в России, и на мой взгляд, образование языческих общин прекрасно конкурирующими с христианской, - вполне возможно.

Язычество древних славян также интересно, разнообразно и  глубоко, как и мифология Древней  Греции.

 

 


Информация о работе Верования восточных славян