Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:15, курсовая работа
События современности заставили ученых и политиков искать объяснение таким понятиям как исламский радикализм, экстремизм, терроризм. Теоретическая интерпретация проблемы могла бы стать отправным пунктом для решения проблем, которые обострились во многих регионах. Последние события в исламском мире: Ираке, Афганистане, Египте, Ливии, Сирии показывают, что радикальные группировки ведут там борьбу за установление шариатских норм в правлении государств, через насилие и жестокость, нетерпимость к другим верам и нациям, прикрываясь религиозными лозунгам. Итак, терроризм на нашей планете глубоко внедрился в разум и сердца людей. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди, именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ЧАСТЬ 1: ПОНЯТИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА…………...……..….7
ЧАСТЬ 2: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА……13
ЧАСТЬ 3: ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ……………………………………….19
ЧАСТЬ 4: ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА…………….……………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………......…41
Именно в стремлении создать ядра будущих всемусульманских союзов Саудовская Аравия, Пакистан, Афганистан и Турция, поддерживающие международный терроризм на территории Чечни, осуществили прямую вооруженную агрессию в Дагестан и Киргизстан, планируя ее расширение по всему Северному Кавказу, направлении Ферганской долины Узбекистана, а также российских регионов Поволжья и Прикамья. Еще одним направлением мусульманского ренессанса стали южные Балканы, где под непосредственным патронажем Турции реализуется идея создания Великой Албании. При этом только в отношении Российской Федерации и союзных ей государств ЦАР отмечается сглаживание противоречий между панисламистской и пантюркистской объединительными тенденциями, поскольку т.н. исламский фактор на всей территории бывшего Советского Союза отдан на откуп геостратегическим интересам целого ряда западных стран.
Сегодня исламские радикалы находятся у власти только в Иране и Судане. В 1996-2001 гг. Афганистаном управляли представители радикального движения «Талибан», в Турции исламисты входили в правительственную коалицию до конца июня 1997 г., а в Йемене – до мая 1997 г. [9].
В других странах они действуют либо легально, либо нелегально, подвергаясь преследованиям со стороны правящих режимов, либо находятся на полулегальном положении. И везде, кроме Ирана и Судана, они находятся в оппозиции к правящим режимам, выступают их основными противниками.
Вместе с тем, несмотря на все многообразие современного радикального исламского движения и происходящих в нем процессов, в нем можно выделить два основных течения (крыла), различающихся друг от друга по методам деятельности: «умеренно-радикальное» и «ультрарадикальное» (экстремистское). Хотя такая классификация носит достаточно условный характер, тем не менее, она способствует выработке правильного подхода при изучении той или иной исламистской группировки и определения соответствующего к ней отношения. Следует также отметить, что далеко не все радикальные исламские организации можно однозначно отнести к тому или иному крылу, так как во многих из них присутствуют обе эти составляющие. Такого рода структуры будем называть исламистскими организациями «смешанного» типа [29].
Тем не менее, несмотря на такую классификацию, следует подчеркнуть, что все радикальные исламские группировки объединяет общая цель по созданию на территории своих стран (либо отдельных их частей) «исламских государств», что предполагает радикальные преобразования по исламизации всех социально-экономических и политических институтов государства. Речь идет об образовании законодательных органов в соответствии с законами шариата, формировании всех ветвей исполнительной власти по исламской модели общества и построении так называемой «исламской экономики» [8].
Когда мы говорим об исламском радикализме, речь, прежде всего, идет о реализации проекта по созданию политических условий для применения исключительно исламских (шариатских) норм общественной жизни во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому исламизм называют политическим исламом или политизированным исламом. Поскольку же нигде в мире в настоящее время не существует государства, в котором все без исключения аспекты жизнедеятельности общества регулировались бы только и исключительно исламскими (шариатскими) нормами, то реализация исламистского проекта, без сомнения, предполагает глубинную и широкомасштабную социальную трансформацию всего мирового сообщества [6].
ЧАСТЬ 2: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Исламский экстремизм понимается ими как «использование различными исламистскими группировками, ставящими своей целью захват политической власти, таких методов борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права.
Современный исламский экстремизм – направление в рамках исламизма. Для этого направления характерны три отличительные черты:
1) Утверждение о том, что современное мусульманское общество утратил свой исламский характер и на деле является обществом джахили (неисламское общество),во главе государств – «неверные» , а большинство населения «погрязло в грехах» и также являются неверными;
2) Упор на необходимость немедленных, активных и агрессивных действий, включая насилие, ради установления в стране «исламского порядка», что возможно только в случае прихода к власти «истинных мусульман»;
3) Акцент на разрушение, уничтожение существующего общества. Уничтожение всего «неисламского», подготовка фундамента для «истинного» мусульманского общества [25].
Исламский экстремизм
Сегодня все большое распространение в исламе получает политический экстремизм, основанный на идеологии исламизма и использующего в своей деятельности радикальные методы политической борьбы. Усилению тенденций религиозного экстремизма в исламе способствовали 2 группы факторов:
Внешние:
1) Структурный антивестернизм;
2) Провал реализации в исламских странах неисламских моделей догоняющего развития (капиталистических и социалистических), которые приводились при активном вмешательстве извне;
3) Политическая неграмотность политических элит Запада и СССР в отношении ислама;
4) Международное разделение труда не в пользу исламских стран и ускоряющиеся процессы глобализации.
Внутренние:
1) Сама природа ислама, охватывающая все стороны общественной жизни. В результате чего в исламе не существует деления на духовное и мирское. Ислам это не только религия, но и некая идеальная модель политического, государственного и общественного устройства;
2) Внутренняя политическая и идеологическая неоднородность исламского мира;
3) Незавершенность политических преобразований структурного характера в некоторых мусульманских странах, что привело к превращению этих стран в перманентные очаги напряженности и политического экстремизма [10].
Все вышеперечисленное привело к вызреванию внутри исламского мира идеологии так называемого «третьего пути». В итоге исламские лидеры различных толков выдвинули тезис об исламском пути развития, как единственно приемлемого для мусульманских стран. В это же время можно говорить о формировании идеологии исламизма (в современном нам виде) или политизированного ислама, который следует понимать как реакцию на адаптацию ислама к неисламскому миру, грозящую его растворением в немусульманской среде. Представители исламизма в качестве основного требования выдвигают изменение места и роли религии в жизни общества, при этом, зачастую, отвергая господствующую идеологию, политическую практику существующего режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии [12].
В итоге в исламе сформировались три политических течения, использующие ислам в качестве базиса для построения модели идеального, с их точки зрения, устройства общества и государства. Это традиционализм, фундаментализм и модернизм. Остановимся чуть подробнее на фундаментализме, который приобрел наиболее яркие черты в последнее время. В качестве основных характеристик исламского фундаментализма можно выделить следующие:
1) Обращение к истокам вероучения в целях перестройки общественных отношений на основе базовых религиозных ценностей (возрождение «истинного» ислама);
2) Активные действия по установлению исламской власти, приведению законодательства в соответствие с положениями Корана и сунны, продвижению во все сферы общественной жизни норм морали, существовавших во времена Пророка и его ближайших сподвижников;
3) Более или менее радикальный характер проводимых в соответствии с идеологическими установками политических, социальных и экономических преобразований («исламская революция»);
4) Осуществление активного внешнеполитического курса в направлении достижения единства с аналогичными движениями за рубежом; проведение международной деятельности по распространению идей исламского возрождения [18].
Безусловно, все три течения в политическом исламе носят иногда расплывчатый характер, нередко наблюдается их наложение друг на друга. В то же время отнюдь не стоит, как это делают многие, отождествлять эти политические течения с исламских экстремизмом, который представляет собой лишь радикальную часть всех трех течений. Однако, справедливости ради, необходимо заметить, что тенденция последних лет такова, что все большая часть политического спектра ислама смещается именно в сторону политического экстремизма.
Отправной точкой современной нам волны исламизма стала Исламская революция в Иране (1979г.) и провозглашением там Исламской республики. Уникальность этого события состоит не в том, что к власти в Иране пришли люди, считавшие себя исламистами и провозгласившие строительство государства по рецептам пророка Мухаммада, это имело место быть и ранее, например, в Саудовской Аравии. В данном случае следует говорить, что впервые была предпринята попытка целенаправленно и в полном объеме реализовать исламские принципы в условиях субиндустриального общества с высокой степенью урбанизации, а также социальной и общественно-политической фрагментации. Именно иранская революция стала рубежом, после которого исламский радикализм перестал быть внутренним делом мусульман и стал обстоятельством мировой политики [27]. Схожие процесс происходили и в Афганистане, где уже к тому времени набирал силу исламский джихад против советских войск и режима НДПА. Афганский конфликт породил, целое поколение т.н. «арабских афганцев», которые впоследствии составили костяк всех крупнейших исламистских террористических группировок, в том числе и Аль-Кайды. А Гражданская война в Афганистане после вывода советских войск привела к установлению новой модели исламского государства крайне ваххабистского толка выразившийся в создании движением Талибан Исламского Эмирата Афганистан [22].
Всегда в подрывной деятельности экстремистов используется миф о джихаде, священной войне против внешних врагов, особенно против «неверных». В арабской среде это воспринимается не только как защита национальных интересов, но и как возвращение к истокам ислама. Возвращение к идеям священной войны гарантирует арабам окончательную победу над «неверными», если они последуют примеру Саладина и других героев ХII-XIII веков, разгромивших крестоносцев и отвоевавших у них Иерусалим. Исламские экстремисты пытаются показать, что, как и в прежние эпохи, для мусульман война с неверными — высшая доблесть. Детям с детства прививаются идеалы джихада, а матери «шахидов» гордятся ими. Мусульманские экстремисты в Алжире, Египте, Иордании, Ираке провозглашают джихад против «неверных» политиков в своих странах, создавая политическую напряженность, доводят порой ситуацию до гражданской войны. Так, палестинская политическая партия ХАМАС бескомпромиссно отстаивает идею исламского государства, рассматривая арабо-израильский конфликт как борьбу двух религий, в которой компромиссы невозможны. Эта партия явилась главным организатором многих террористических акций на Ближнем Востоке. Дело не только в ней. Количество исламских партий и групп, живущих надеждой на возвращение «золотого века» ислама, довольно велико. Только в Египте существует почти сотня религиозных организаций различного толка с разной долей их политизации. В исламском мире их тысячи [26].
На современном этапе исламский экстремизм приобретает все новые и новые черты, давно уже став перманентным фактором мировой политики. По утверждению большинства экспертом, воздействие исламского экстремизма, а в более широком смысле исламского фактора, на систему международных отношений имеет долгосрочный характер и выражается в следующем:
1) Крайней степенью радикализма и исламского экстремизма;
2) Созданием транснациональных террористических и экстремистских структур сетевого типа;
3) Перенесением различных форм джихада за пределы исламского мира (Франция, Россия, США, Испания и т.д.);
4) Использование самых передовых технических средств и видов вооружения;
5) Сращивание с криминальной средой транснационального характера, прежде всего, с наркобизнесом;
6) Отсутствием стремления к любым формам диалога, бескомпромиссностью, массовым и антизападным (антиамериканским) характером 29].
Итак, подводя итог, можно заключить, что исламский экстремизм – это идеологическая доктрина и основанная на ней социально-политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением идеологического, политико-мировоззренческого и даже вооруженного противостояния мира «истинного ислама» по отношению к миру «неверных» вовне и миру «неистинной веры» внутри ислама и требуют абсолютного социального контроля и мобилизации (служения идее) своих сторонников.
ЧАСТЬ 3: ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ
Терроризм — крайняя форма проявления насилия в сфере политических отношений, при которой на карту ставится человеческая жизнь. За каждой подобной акцией всегда находится попытка решения каких-то совершенно определенных политических задач. Терроризм приобретает все большее политическое звучание, поскольку он подрывает систему власти, ослабляет государственные и общественные институты, вызывает хаос, беспорядки в обществе и при этом выходит на международный уровень, представляя опасность для мирового сообщества. Он направлен на расширение влияния в обществе определенных сил, ликвидацию или подчинение деятельности политических оппонентов, а в итоге — на захват политической власти.
Исламистский терроризм — тактика насильственных расправ с оппонентами, находящая себе идеологическое обоснование и оправдание в трактовках мусульманского вероучения как направленная на защиту исламского мира против влияния или агрессии немусульманских стран и идеологий, в особенности западного мира [21].
В настоящее время — наиболее распространённая по числу проявлений форма терроризма. Обычно используется радикальными, экстремистскими исламскими организациями, членов таких организаций и называют исламистами или боевиками-исламистами. Нередко сочетается с этнонационалистическим терроризмом.
Информация о работе Понятие исламского радикализма, экстремизма и терроризма