Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:49, контрольная работа
Культовые системы являются средоточием жизни любой религиозной общности. В них, преломляясь, находят внешнее выражение доктрины, самосознание и духовное состояние верующих, формы общественной организации, этнокультурные традиции, природно-географические и социальные условия В ритуальной практике таинственно соприкасается мир вещественный, зримый, со сверхъественным, чудесным. Даосские обряды, пройдя многовековой путь развития от примитивных языческих ритуалов шаманского типа до сложных, многоэтапных и продолжительных монастырских служб, приобрели чрезвычайно разнообразные формы. Вместе с тем ритуальная практика даосов до сих пор остается наименее изученной как отечественными, так и зарубежными синологами
Введение 3
1. Даосские требы 4
2. Даосские посты 8
3. Даосские молебны 9
4. Даосские праздники 12
5. Получение священного сана даосами КНР 16
Список литературы 22
Вечерний молебен, подобно утреннему, начинается приглашением Смотрителя. Канонические тексты, читаемые на нем, — «Сокровенная книга-основа, спасающая обездоленных и грешных» («Цзюку бацзуй мяо цзин»), «Книга-основа обретения Дао и восхождения на Небо» («Шэнтянь дэдао цзин») и «Книга-основа освобождения от несправедливых обвинений и греха» («Цзеюань бацзуй цзин»). Кроме того, на вечерней службе читается ряд «совершенных речений». Матушки северного ковша, Трех чиновников, Люйцзу, Цюцзу, Сацзу, Линьгуаня, Цзюку и др. Наиболее часты в служебном обиходе «совершенные речения» Матушки северного ковша и Цзюку После установления на Небесный алтарь поминальной таблички Небесного достопочтенного спасения от бед Тайи совершается обряд «поминовения одинокого» (цзигу): даосы призывают Небесного достопочтенного Тайи, моля его о спасении душ (хунь) усопших Вечерний ритуал «Кружения Небесных достопочтенных», в отличие от утреннего, совершается в обратном направлении — с запада на восток По окончании утреннего и вечернего молебнов раздаются удары цин и унцзы. Примечательно, что не только участие, но и присутствие на молебнах дозволено только даосским монахам. Молебны расцениваются даосами как важнейший инструмент в практике самосовершенствования, внутренний алхимический процесс.
В праздничные дни службы совершаются по особому, торжественному чину, при большом стечении прихожан, паломников и местного населения. Содержание и чинопоследование их, убранство монастыря и облачения служителей культа соответствуют конкретному событию По распространенности даосские праздники условно можно разделить на три группы. К первой относятся общедаосские торжества, которые отмечаются даосами практически всех направлений и ветвей. В целом они составляют основу служебного годичного круга в современном Китае. К ним относятся следующие праздники.
1. Трех начал (саньюань) или трех чиновников (саньгуань). Согласно мифу, Лао Цзы во время нового пришествия в 145 г. передал Чжан Даолину учение, содержащее постулат о том, что вселенная зиждется на трех пневмах (саньци) — сокровенной (сюань), изначальной (юань) и первоначальной (ши) Эти пневмы порождают Небо, Воду и Землю, которые управляются тремя небесными чиновниками. С их культом связаны следующие праздники:
а) Высшего начала — Неба (Небесного чиновника), который приходится на 15-й день 1-го лунного месяца, он известен в народе как Праздник фонарей, завершающий многодневные торжества встречи нового года (Праздника весны),
б) Второго начала — Земли (чиновника Земли) — отмечается в 15-й день 7-го лунного месяца;
в) Третьего начала — Воды (чиновника Воды) — в 15-й день 10-го лунного месяца
2. Трех чистейших (саньцин) — Небесных достопочтенных, персонифицированных образов трех чистейших сфер — нефритовой (юйцин), великой (тайцин) и высшей (шанцин). В даосской космографии, определяющей 36 небесных уровней, им соответствуют Небо Цинвэй (Цинвэйтянь), Небо Дачи (Да читянь) и Небо Юйюй (Юйюйтянь), следующие непосредственно за наивысшим уровнем — Небом великих ло (Да лотянь). В теле человека три чистейших сообразуются с тремя киноварными полями (даньтянь), локализованными соответственно внизу живота, в области солнечного сплетения и в голове. Это основополагающие топографические понятия внутренней алхимии (нэйдань).
С культом трех чистейших связаны общедаосские торжества, отмечающие рождество:
а) Изначального Небесного достопочтенного (Юаньши тяньцзунь) — празднуется в день зимнего солнцестояния;
б) Небесного достопочтенного Дао и Дэ (Даодэ тяньцзунь) — приходится на 15-й день 2-го лунного месяца;
в)
Небесного достопочтенного
3. Торжества Пяти Ла (У ла). Круг этих праздничных служб связан с доктринальными представлениями даосов о сложном энергетическом (пневмальном) состоянии единой Вселенной:
а) Ла Неба (Тянь ла) — в 1-й день 1-го лунного месяца;
б) Ла Земли (Ди ла) — в 5-й день 5-го лунного месяца;
в) Ла Дао и Дэ (Даодэ ла) — в 7-й день 7-го лунного месяца;
г) Ла народа (Минсу ла) — в 1-й день 10-го лунного месяца;
д) Ла правителя (Ванхоу ла) — в 8-й день 12-го лунного месяца.
4. Нефритового императора (Юйхуан) — верховного владыки, главы бессмертных, почитаемого в даосизме, особенно на народном уровне, как правителя Неба и Земли, Трех пределов и Десяти сторон света. Встреча Нефритового императора (цзецзя), сходящего с небес, происходит в ночь с 24-го на 25-е число 12-го лунного месяца. Все даосы монастыря коленопреклоненно ожидают его прибытия у входа в Нефритовый зал. Согласно традиционным представлениям, после сошествия на землю, с 25-го дня последнего лунного месяца до 9-го дня 1-го лунного месяца, владыка совершает инспекцию всей Поднебесной, вознаграждая достойных и взыскивая с нерадивых. 9-го числа во всех даосских монастырях проводятся торжественные службы, посвященные рождеству Нефритового императора. Считается, что сюда собираются не только жители Поднебесной, но и обитатели Неба — бессмертные. После обеда в тот же день пышным обрядом проводов верховного владыки завершается многодневный круг посвященных ему торжеств.
5. Рождество Матушки — правительницы Запада (Си ванму). Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца. В настоящее время под влиянием народных верований этот образ зачастую ассоциируется с женскими божествами-охранителями и чадоподательницами.
6. Рождество Правителя Востока (Дун вангун). Отмечается в 6-й день 2-го лунного месяца.
7. Рождество божества богатства Цайшэня. Торжества, связанные с его культом, являются самыми популярными и повсеместно распространенными в Китае. В народе встреча Цайшэна традиционно отмечается во время Праздника весны, в 5-й день 1-го лунного месяца. В монастырях дата празднования его памяти — 15-й день 3-го лунного месяца.
8. Рождение бессмертного Гуань Юя — легендарного военачальника периода Троецарствия и покровителя воинства. Празднуется в 13-й день 5-го лунного месяца.
9. Рождение бессмертного Вэньчана — покровителя образования и просвещения. Его культ связан с астральным, что определяет особую торжественность жертвоприношений звездам в 3-й день 2-го лунного месяца. До сих пор в народе живо поверье, что появление на небосводе звезды Вэьчана указывает на рождение в Поднебесной нового яркого таланта.
10. Рождение Истинно-воинствующего (Чжэньу) — даосского бессмертного, усмиряющего нечистых духов и обитателей темного царства. Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца.
11. Рождение Повелителя снадобий (Яован) — даосского бессмертного, покровителя врачевателей. Отмечается в 28-й день 4-го лунного месяца.
12. Рождение основателя даосского учения Тайшан Лаоцзюня — Лао Цзы. Отмечается в 15-й день 2-го лунного месяца.
13. Рождение первого Небесного наставника Чжан Даолина приходится на 15-й день 1-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значителен для даосов школы Правильного единства.
14. Рождение праведника Ван Чуняна — 22-й день 12-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значим для последователей основанной им школы Совершенной истины.
15. Рождение трех владык из рода Мао — основателей маошаньского направления даосизма: Мао Ина — 3-й день 9-го лунного месяца, Мао Гу — 25-й день 6-го лунного месяца и Мао Чжуна — 2-й день 12-го лунного месяца.
16. Двойной девятки. Повсеместно и широко отмечается в народе как праздник урожая, благополучия, просветления. В даосизме эта народная традиция трансформировалась, объединившись с астральным культом. В 9-й день 9-го лунного месяца даосы прославляют девять Великих императоров созвездия Северного Ковша, вершащих судьбы людей.
Будучи общими, для всех даосов, названные праздники в условиях децентрализации даосского социального института и автономии монастырей не равнозначны для разных обителей. Приоритет и торжественность знаменательных дат определяются исторически сложившимися традициями того или иного монастыря.
Вторую группу составляют праздники, присущие только определенной даосской школе или ветви. Например, в столичном Байюньгуане, родовой обители ветви Луньмэн школы Совершенной истины, с особой пышностью празднуется рождение ее основателя — праведника Цю Чанчуня (1148-1227). Торжество продолжается 19 дней. Среди насельников монастыря существует предание, что в ночь с 18-го на 19-й день первого лунного месяца праведник, спускаясь на землю, посещает их обитель. Встреча с ним приносит удачу и счастье.
В третью группу входят местные праздники, которые обусловлены включением в даосизм локальных культов и традиций. Они создают единое культурно-культовое пространство, объединяющее даосов, представителей народных верований и большинство населения независимо от конфессиональной принадлежности. Примерами таких праздников являются торжества в честь бессмертных — покровителей городов (чэнхуан), имеющие яркую социальную окраску. В Пекине это Ян Шушань, в г. Сучжоу пров. Цзянсу — Хуан Се и т.п.
В школе Совершенной истины получение священного сана осуществляется в ходе церемонии Принятия обета (Чуаньцзе), а в школе Правильного единства — церемонии Передачи реестра (Шоулу).
Традиция этой церемонии насчитывает более 700 лет. Родоначальником ее считается праведник Цю Чанчунь. Согласно доктрине этого направления даосизма получение священного сана отождествляется с лодкой, возносящей даоса к небесным чертогам, со своеобразной лестницей на пути восхождения к совершенству. Удостоившись священного сана, даосы становятся “истинными” и при условии строжайшего соблюдения всех принятых обетов могут обрести состояние святого сяня. Достижение такого онтологического статуса является центром религиозной доктрины и практики монахов школы Совершенной истины. Церемония Принятия обета обеспечивала непрерывность передачи традиций из века в век. Связуя прошлое с настоящим, она имеет первостепенное значение и для современного поколения даосов.
Местом церемонии Принятия обета может быть любой открытый даосский монастырь, имеющий соответствующие условия. О предстоящем ее проведении монастырь обязан известить Отдел по делам религии местного народного правительства. Длительность церемонии со временем изменялась: некогда она составляла 3 года, в конце правления династии Цин — 100 дней, а ныне — «не более 28 дней».
Возглавляют церемонию Великий наставник принятия обета и посвящения в закон (Люйши) и восемь Великих наставников (Даши).
Традиция предусматривает определенные требования к Люйши: он должен в прошлом принять обет небесного сяня и являться настоятелем монастыря, где проводится церемония.
В число восьми Великих наставников входят:
— Чжэнмэнши — толкующий «ученикам обета» смысл канонов и дающий ответы на их вопросы;
— Цзяньцзеши — контролирующий строгость совершения обрядов и пресекающий любые нарушения их «учениками обета»;
— Баоцзюйши — ведающий охраной принятия обета; обычно это смотритель монастыря, где проводится церемония;
— Яньлиши — ответственный за ознакомление «учеников обета» с правилами и этикетом церемонии;
— Цзюиши — исправляющий ошибки «учеников обета» во время совершения обрядов;
— Тикэши — ответственный за чтение канонов, исповедь и состояние Алтаря принятия обета;
— Дэнлуши — нарекающий каждого, принявшего обет, новым именем; он же заносит имена в «Реестр восходящих к истине» (Дэн чжэньлу);
— Инцинши — исполняющий обязанности Высокого достопочтенного на всех крупных службах.
Кроме
того, для церемонии Принятия обета
определен целый ряд
В первые дни церемонии Принятия обета проводятся обряды «встречи Великих наставников» (Инши) и «ознакомления с сущностными основами даосизма» (Яньли). Затем следуют обряды «поклонения бессмертным» (пубяо сешэнь) и «испытание текстами» (каоцзи). В ходе обряда «поклонения бессмертным» «ученики обета» поклоняются святым и бессмертным во всех залах монастыря. Перед изваянием Лингуаня сжигается ритуальная бумага с именами «учеников обета», что символизирует исключение их из списка Владыки ада (Яньвана) и передачу трем небесным чиновникам: Неба (тяньгуаню), Земли (дигуаню) и Воды (шуйгуаню). Считается, что Лингуань постоянно следит за выполнением монахами принятых обетов.
В современном даосизме обряд «испытание текстами» проводят три наставника, каждый из которых предлагает «ученикам обета» одно из следующих заданий: письменно, по памяти, воспроизвести предложенный ему отрывок из Даосского канона; сочинить стихотворение; написать сочинение Таким образом, каждый испытуемый выполняет три задания, причем стихотворение и сочинение должны иметь религиозно-патриотическую тематику. Лучший по итогам испытания нарекается Небом, следующий за ним — Землей.
В религиозных учениях разных народов мира безусловной составляющей духовного преображения является осознание своих прегрешений и искреннее покаяние. Даосы школы Совершенной истины также считают, что спасение от зла возможно через покаяние и чтение «Канона Нефритового императора» («Хуанцзин»). В связи с этим главным, без чего невозможно получение священного сана, является подготовительный обряд (шэньцзе). Он совершается в следующем порядке. Утром даосы, проходящие церемонию, перечисляют все прегрешения, совершенные ими после ухода из мира, и согласно своим способностям, по желанию, принимают личные обязательства. Покаянная исповедь и обязательства каждого тщательно записываются и вечером того же дня оглашаются Великим наставником перед всеми коленопреклоненными «учениками обета», которые поочередно во всеуслышание подтверждают истинность сказанного о них. Затем один из Великих наставников зачитывает несколько десятков правил, которые даосы обязаны соблюдать в дальнейшей жизни, и каждый «ученик обета» вслух подтверждает свою решимость следовать им. После этого один из восьми Великих наставников обращается к Лингуаню с прошением об отпущении грехов будущим даосам.