Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:49, контрольная работа
Культовые системы являются средоточием жизни любой религиозной общности. В них, преломляясь, находят внешнее выражение доктрины, самосознание и духовное состояние верующих, формы общественной организации, этнокультурные традиции, природно-географические и социальные условия В ритуальной практике таинственно соприкасается мир вещественный, зримый, со сверхъественным, чудесным. Даосские обряды, пройдя многовековой путь развития от примитивных языческих ритуалов шаманского типа до сложных, многоэтапных и продолжительных монастырских служб, приобрели чрезвычайно разнообразные формы. Вместе с тем ритуальная практика даосов до сих пор остается наименее изученной как отечественными, так и зарубежными синологами
Введение 3
1. Даосские требы 4
2. Даосские посты 8
3. Даосские молебны 9
4. Даосские праздники 12
5. Получение священного сана даосами КНР 16
Список литературы 22
Оглавление
Введение 3
1. Даосские требы 4
2. Даосские посты 8
3. Даосские молебны 9
4. Даосские праздники 12
5. Получение священного сана даосами КНР 16
Список литературы 22
Культовые системы являются средоточием жизни любой религиозной общности. В них, преломляясь, находят внешнее выражение доктрины, самосознание и духовное состояние верующих, формы общественной организации, этнокультурные традиции, природно-географические и социальные условия В ритуальной практике таинственно соприкасается мир вещественный, зримый, со сверхъественным, чудесным. Даосские обряды, пройдя многовековой путь развития от примитивных языческих ритуалов шаманского типа до сложных, многоэтапных и продолжительных монастырских служб, приобрели чрезвычайно разнообразные формы. Вместе с тем ритуальная практика даосов до сих пор остается наименее изученной как отечественными, так и зарубежными синологами. Выделяются следующие основные формы ритуальной практики даосов: требы, посты, молебны, праздничные службы и церемонии получения священного сана.
Даосские требы — основа ритуальной деятельности даосов современного Китая. Они подразделяются на две группы. Первая — службы испрошения счастья, благополучия и искоренения бед. Поводом для их проведения служат рождение ребенка, создание новой семьи, постройка дома, желание выздоровления или продления жизни, природные и социальные катаклизмы и т. д. Ко второй группе относятся службы проводов и поминовения покойных. В отличие от первых, они проводятся вечером или ночью. Все религиозные обряды, входящие в состав треб, классифицируются как янские — «чистые» (цин) и иньские — «темные» (ю), количество тех и других примерно одинаково. В обиход культовой деятельности школы Совершенной истины входит более 40 обрядов, а школы Правильного единства — более 30. Один и тот же обряд в разных местностях может иметь существенные особенности. Это наиболее характерно для культовой деятельности школы Правильного единства, более тесно связанной с локальными народными традициями.
В благоиспросительных службах распространены обряды, в которых при обращении к святым и бессмертным составляются прошения, по форме напоминающие официальный документ. К ним относятся «Передача прошения» (цзиньбяо) и «Отправление прошения посредством амулета».
При передаче прошения текст записывается на желтой ритуальной бумаге в строгой последовательности и определенной стилистической форме, свертывается в свиток и помещается в короб с надписью 6 направлении его в Небесный дворец. Сожжение короба со свитком символизирует вознесение просьбы на Небо. Сама же «передача послания» святому или бессмертному осуществляется священнослужителем посредством сложного психотехнического процесса.
Другой обряд — «Отправление прошения посредством амулета» — характерен для школы Правильного единства. В ходе одной службы составляется 12 текстов-прошений (вэньшу). Их начертывают кистью, применяя только уставное письмо. В строго определённом порядке следуют адрес, возраст, дата рождения, суть и повод обращения просителя. Внизу ставится его личная подпись, возглавляющий службу даос обводит ее красной тушью. Заключительный текст (гуаньвэнь), обобщающий содержание и цель написания всех прошений, помещается над ними. Послание «направляется» в Небесный дворец маршала Вэнь Юаня через бессмертных генералов, которых призывают к алтарю при помощи амулетов и заклинаний.
Говоря о религиозной практике школы Правильного единства, необходимо отметить особое место амулетов — магических знаков, начертанных на персиковой дощечке или на бумаге. Считается, что они передаются достойным людям удивительными способами: начертанными на небесах, камнях и т. д., либо непосредственно от божеств и бессмертных. Традиционно считается, что каждому явлению видимой и невидимой природы соответствует свой амулет и заклинание, без которого он не имеет силы. Поводом к его изготовлению может служить любая жизненная ситуация.
Создание амулета — сложный сокровенный процесс, требующий от даоса глубоких знаний и мистического опыта. В период правления династий Северной и Южной Сун техника начертания амулетов получила новое развитие, гармонично объединившись с практикой внутренней алхимии. Это таинство совершается в спокойной, уединенной обстановке. Время и место изготовления также оказывают существенное влияние на действенность амулета Достигнув посредством дыхательных упражнений гармонии между Небом и Землей, даос погружается в особое созерцательное состояние, в котором визуализирует бессмертных и, произнося заклинания, пишет магические формулы. Затем при помощи психотехнических приемов он переносит «внутренний свет» из своего тела в созданный амулет. Существуют два способа применения полученных от священнослужителя амулетов: сожжение с последующим приемом внутрь разведенного в воде пепла и постоянное хранение их при себе или в жилище. Являясь традиционной формой религиозной деятельности даосов школы Правильного единства и представителей синкретических народных верований, амулеты и в наши дни пользуются популярностью в различных слоях населения Китая. Наиболее систематизированы и распространены в народе амулеты школы Линбао (горы Гэцзаошань).
Даосские заклинания (чжоу) являются важнейшей частью даосской практики школ Правильного единства и Совершенной истины. Они необходимы не только при создании амулета, но и в повседневных обрядах, требах, при лечении больных и т. д. В Даосском каноне приведено более 10 тысяч различных заклинаний. До сих пор они остаются малоизученными и несистематизированными.
Службы,
связанные с проводами и
Погребальные традиции китайцев органически связаны с культом предков. Он является основой духовности и во многом определяет образ жизни всех Слоев общества. Несмотря на конфуцианскую окраску социально-этического аспекта культа предков, внутренняя сущность его, безусловно, даосская. Она основывается на архаичных представлениях китайцев о семи «животных душах» (по) и трех «разумных» (хунь), их посмертной трансформации в «духа» (шэнь) и «призрака» (гуй), дальнейшем переходе первого на Небо, а второго — в преисподнюю, связанную в народных представлениях с горой Тайшань4 и столицей подземного царства Фэнду. Большое значение имеет вера в возможность посмертного влияния предка на судьбу своих потомков. Архаичные представления, характерные для ранних форм религии, были переосмыслены в даосизме и стали важнейшей составляющей его доктрины бессмертия, послужившей основой для развития даосской ритуальной практики в целом и заупокойных служб в частности.
К иньским заупокойным обрядам относятся: жертвоприношения одиноким духам (цзигу), умилостивление голодных духов (шиши), открытие пути (кайлу), отвержение преисподней (поюй), перевод через мост (дуцяо), перевод на берег спасения (шэчжао) и др. Среди многочисленных способов спасения и вызволения «разумных» душ (хунь) умершего из преисподней выделяются два.
Первый способ основывается на создании священнослужителем во внешнем мире особого ментального пространства — «темного края». Даос «приглашает» к алтарю святых и бессмертных, в числе которых непременно должны быть Небесный достопочтенный Тайи и три чиновника. Потом следует сложный и опасный путь сошествия священнослужителя с приглашенными святыми и бессмертными в преисподнюю. У врат нижнего уровня они вызывают души и возносят их на Небо.
Второй способ основан на представлении о единотелесности и тождественности человека и Вселенной. Весь процесс спасения происходит в микрокосме — теле священнослужителя. В точке Нивань, на макушке головы, локализуется Небесный достопочтенный Тайи. Над ним возвышается Небесный дворец (Тяньгун). Под обеими почками располагается преисподняя (Фэнду). Огненная палата (хофу) находится во дворце сердца (синьгун). Используя энергию ци пяти плотных органов (уцзан)5 своего тела, служитель культа придает душам хунь умерших определенную нематериальную форму. После этого, зажигая в сердце «бессмертный огонь» и вызывая в почках циркуляцию «чистой воды», он сосредоточивает внимание на центральной области между двумя почками — точке концентрации истинной ци, которая быстро увеличивается до размера большого «солнечного круга». Далее происходит слияние огня с «чистой водой»; вода поднимается в нефритовый пруд (юйчи), а солнечный круг приближается к дворцу сердца, из которого, возникнув, распространяется «светящийся огонь». Души хунь с радостью бросаются в него и выходят преображенными в виде младенцев в одеяниях бессмертных. «Светящийся огонь» угасает. Следом за этим даос стремительно переносит огонь сердца в точку Нивань и при помощи бессмертных возводит души на Небо.
Оба способа вызволения душ хунь умершего, из преисподней представляют собой сложный психотехнический процесс, без которого невозможно самосовершенствование даосов.
Даосские посты (чжай) по сей день сохраняют свое очистиуеяьное значение в религиозной жизни китайцев. Они проводятся во время праздников и памятных дней, в дни поминовения умерших родителей и предков, во время паломничества, перед серьезными жизненными решениями и т. д. Каждому посту соответствуют определенные обели, поклонения божествам и бессмертным, а также непременное чтение даосских, канонов. Неотъемлемой частью поста является и созерцательная практика. Так, во время поста Девяти императоров (Цзюхуан чжай)1, проходящего с 1-го по 9-е числа 9-го лунного месяца, предписывается: сидя на циновке с поджатыми ногами, сложить обе ладони на киноварном поле; закрыв глаза, представить желтое сияние, исходящее от Большой Медведицы. Сияние должно проникнуть сквозь макушку (в киноварное поле, затем разлиться по всему телу. Вслед за этим у практикующего такой метод созерцания исчезают все внутренние препятствия, болезни и бедствия, приходит ощущение радости, здоровья, ясность мысли. Далее адепт должен поочередно представить себе проникновение сияния Большой Медведицы и преображение своих родственников и знакомых, затем всего человечества, животных, птиц и, насекомых. Помимо этого в течение всего поста полагается совершать как можно больше благих поступков и пожертвований. Целью постов является очищение тела, помыслов и всего внутреннего состояния верующего. Согласно даосской традиции соблюдение поста — один из надежных путей обретения счастья, долголетия и самого бессмертия.
Даосские молебны (гункэ) являются обязательной повседневной ритуальной практикой даосских монахов. Традицию их проведения связывают с полулегендарным основателем школы Совершенной истины Ван Чуняном (XII в. н.э.). До провозглашения КНР в суточный круг священнослужений большинства монастырей включалось три молебна. В настоящее время число их сократилось до двух — утреннего (цзаотань гункэ) и вечернего (ваньтань гункэ). Однако в некоторых современных даосских обителях ежедневно проходит 3, 4 и даже 5 молебнов продолжительностью от 30 до 60 минут каждый. Возглавляет молебен Высокий достопочтенный (гаогун), исполняющий роль связующего звена с сакральными сферами. Ритмическое чтение канонических текстов возложено на наставников канона (цзинши). Большое значение в ритуале имеет инструментальное сопровождение при чтении даосских канонов. Оно появилось в период правления династии Северная Вэй (420-534 гг.) и связано с именем даоса Коу Цяньчжи, который впервые ввел музыку в служебную даосскую практику гор Хаошань по примеру конфуцианского ритуала. Музыка, убранство храмовых палат, облачение священнослужителей во время службы способствуют погружению даосов в особое созерцательное состояние слияния с окружающим миром вплоть до ощущения полного растворения в нем.
Утренний
молебен символизирует и
В обычные дни наибольшее распространение получили поклонения «драгоценным речениям» Нефритового императора и наставника Лэя. Далее следует обряд Неба и Земли (Тянь ди кэи). Распорядитель монастырских палат (дяньчжу) готовит во дворе Небесный алтарь, устанавливая на нем поминальную табличку Истинных сановников десяти сторон света, трех пределов, Неба и Земли, помогающих во всех делах. По окончании поклонения все даосы направляются в зал Лин Гуаня, где совершается обряд прославления Небесных генералов (Чжу цзян кэи). Затем монахи возвращаются в Великий двор для проведения ритуала «Кружения Небесных достопочтенных» (Чжуань тяньцзунь). Вереница даосов с курительными палочками в руках начинает движение по часовой стрелке с востока на запад, образуя картину Великого предела. Порядок следования монахов строго регламентирован. Возглавляет шествие служитель, несущий лин (настольный ритуальный колокол); за ним по порядку — чжунгу (ритуальный барабан), юй (ударный музыкальный инструмент в виде изогнутой углом пластины изготовленной из нефрита, камня или меди), цин, дан (ударный музыкальный инструмент в виде медной тарелки), ча (маленькие медные тарелки). За ними следуют остальные участники молебна По окончании «кружения» даосы возвращаются в Великий зал, где сжигается «доклад Небесным сферам», написанный на желтой ритуальной бумаге. Первого и пятнадцатого числа каждого лунного месяца возносятся молитвы святым и бессмертным. Завершается утренний молебен чтением покаянных текстов, проводами бессмертных (Сун шэнь кэи) и тремя поклонениями2.