Взаимосвязь уровня тревожности со стилем переживания беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи уровня тревожности со стилем переживания беременности.
Объект исследования: основные стили переживания беременности как психофизиологического состояния .
Предмет исследования: взаимосвязь уровня тревожности со стилем переживания беременности.
Гипотеза исследования: строилась на предположении о том, что: существует связь между уровнем тревожности и стилем переживания беременности.
Задачи исследования:
проанализировать теоретические и прикладные аспекты психологического изучения беременности;

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание (2).doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно считать беременность качественно новым состоянием организма и психики женщины. Субъектное отношение к ребенку является стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству. Поэтому основным показателем успешного течения беременности, на наш взгляд, является процесс поступательных конструктивных изменений в психологии женщины и приобретение ею нового качества материнства.

 

1.2. Влияние тревожности матери на развитие ребенка во время беременности

 

В психологической литературе можно встретить разные определения  понятия тревожность, хотя большинство исследований сходятся  в  признании  необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и  как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра. По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Е.Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

По определению С.С. Степанова «тревожность-переживание эмоционального  неблагополучия,  связанное с предчувствием опасности или неудачи».

Таким образом понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску. Над проблемой «тревожности», работали многие психологи. Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов  Е.И. предлагают ряд приемов, например «приятное  воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения  для расслабления мышц лица.

Классификация тревожности.

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная  некоторой  конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии  возможных  неприятностей  и жизненных осложнений. Это состояние не только является  вполне  нормальным, но  и  играет  свою   положительную   роль.   Оно   выступает   своеобразным мобилизирующим механизмом,  позволяющим  человеку  серьезно  и  ответственно подойти  к  решению  возникающих  проблем. Ненормальным   является  скорее снижение  ситуативной  тревожности,  когда  человек  перед  лицом  серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и  безответственность, что чаще всего  свидетельствует об инфантильной  жизненной  позиции,  недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной  склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе  и таких, которые  объективно  к  этому  не  располагают.  Она  характеризуется состоянием   безотчетного   страха,   неопределенным    ощущением    угрозы, готовностью  воспринять  любое  событие  как  неблагоприятное  и  опасное. Детская тревожность может быть следствием и  симбиотических  отношений ребенка с  матерью,  когда  мать  ощущает  себя  единым  целым  с  ребенком, пытается  оградить  его   от   трудностей   и   неприятностей   жизни.   Она «привязывает»  к   себе,   предохраняя   от   воображаемых,   несуществующих опасностей. В результате ребенок  испытывает  беспокойство,  когда  остается без  матери,  легко  теряется,  волнуется  и  боится.  Вместо  активности  и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Во время беременности весь организм женщины претерпевает значительные изменения, что само по себе, способствует развитию тревоги. Физиологическая перестройка в центральной нервной системе приводят к тому, что переутомление, ослабленное физическое состояние вполне может привести к беспокойству. То есть, будущая мама изначально, по физиологическим показателям, предрасположена к тревожности.

Кроме того, в период ожидания ребенка, у женщины преобладают интересы связанные с рождением и здоровьем будущего ребенка, все другое отходит на второй план. При этом женщина может не чувствовать себя готовой заботиться о малыше. Ответственность за ребенка порождает повышенные требования к себе. Завышенные требования к себе, стремление достичь идеала и стать образцовой мамой также ведет к тревоге.

Развитию тревоги способствует оторванность будущей мамы от активной жизни особенно когда она не работает и сидит дома, - отсутствие новых впечатлений и положительных эмоций, а также негативный чужой опыт, то появление тревоги в этот период вполне предсказуемо (по наблюдениям врачей одна треть всех женщин испытывает нечто подобное в период беременности).

Тревога - это неопределенный страх, проецируемый в будущее. Вроде все хорошо, но человек находится в постоянном ожидании, что вот-вот случится что-то нехорошее с ним или с его близкими. Это тягостное переживание надвигающейся беды, когда не знаешь где и когда случится несчастье, но уверен, что оно произойдет.

Факторы, детерминирующие тревожность у будущих мам:

- Незапланированная спонтанная беременность: увидев положительные результаты теста, женщина начинает судорожно вспоминать, какие алкогольные напитки она пила, сколько сигарет выкуривала и какие лекарства принимала. Если результаты подсчетов неутешительные начинается паника.

- Возможные осложнения во время беременности, которые могут повлиять на здоровье будущего ребенка. Спектр волнений здесь весьма объемен: от считающийся вредной для здоровья работы за компьютером до несделанных некогда прививок и опасения заболеть гриппом или краснухой.

- Боязнь родов: ожидание боли, ощущение беспомощности, отсутствие власти над собственным телом.

- Генетические страхи: рождения неполноценного ребенка вследствие необратимых природных причин.

 -Эстетические страхи: боязнь тех изменений, которые происходят с лицом и фигурой

- Один из самых распространенных страхов страх о здоровье будущего ребенка.

- Страх стать плохой матерью: сомнение в собственной способности правильно ухаживать за ребенком.

- Боязнь ответственности за судьбу ребенка: никто в такой мере не отвечает за жизнь и здоровье другого человека, как мать за дитя.

- Страх будущего: различных перемен в семье, связанных с появлением ребенка от материальных и жилищных сложностей до изменения отношений с мужем и крушения профессиональной карьеры. [6]

Исследователи указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к нарушению естественного формирования готовности к материнству. Одним из малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем это наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональным состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время беременности. При этом она воспринимает его как обманувшего ее надежды, источник принуждения и страдания.

Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают. [17]

По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного материнства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что привело к нарушению процесса идентификации, как на уровне психологического пола, так и при формировании материнской роли. Неудовлетворенная потребность в материнской любви и признании не позволяет «отказнице» самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью, а затем на ее основе — эмоциональная сепарация. Что говорит о необходимости психологической работы с семьей еще на этапе вынашивания ребенка: формирование привязанности, ответственности и любви к ребенку. [6]

К настоящему времени накоплена масса фактов, свидетельствующих о том, что неадекватное поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша жизнь, служат причиной огромного числа различных патологических состояний у ребенка, как поведенческих, психологических, так и соматических [4]. Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка [11]. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода [8]. Ее стресс приводит к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, астмы, ослаблению когнитивного развития .

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [18]. Эмоциональный стресс коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида [24].

Травма плода может находить отражение в аффективной сфере взрослого человека [26]. Эмоциональный стресс матери может вызывать у плода биохимический дисбаланс, сверхактивацию адренокортикальной и симпатоадреналовой систем с последующим увеличением адренокортикотропного гормона кортизона, гормонов гипофиза, катехоламинов и глюкагона, а это, в свою очередь, воспринимается ДНК-рецепторами плода. Таким образом, гормональный дисбаланс матери может вызвать эмоциональную дисфункцию плода [3,26].

Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру является основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое оформляются позднее, однако благоприятное течение антенатального периода, ранних этапов онтогенеза создает предпосылки оптимального развития. Именно поэтому так необходимо в первые месяцы жизни обеспечить хороший уход, который одновременно является и средством воспитания. Новорожденный и грудной ребенок являются абсолютно зависимыми существами. Это должно определять отношение окружающих к новорожденному ребенку и его переживаниям. Находясь в состоянии полной зависимости, он имеет определенные потребности, которые можно разделить на телесные и психические.

К перечню телесных потребностей следует отнести кормление и потребность в сосании, мочеиспускание и дефекацию, потребность в физическом контакте с матерью, потребность в тепле, в телесном комфорте и отсутствии боли, потребность в безопасности.

Психические потребности — это контакт с матерью, положительные эмоции, познание, потребность в ощущениях (звуки, запахи, вкусы, цвета и образы, потребность в тактильных ощущениях и т.д.), потребность в общении.

Дать младенцу необходимую поддержку, полностью приспособив свою жизнь к его нуждам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием, может только мать [1].

При неправильном отношении в постнатальном периоде младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию, что приводит к нарушениям процесса адаптации, отклонениям и задержкам в психомоторном развитии. Одной из самых распространенных и грубых ошибок является непонимание того, что «среда младенца есть его мать» [11]. Только в системе «мать — дитя» запускается процесс, названный Э. Фроммом «индивидуализацией», приводящий к развитию самосознания.

Для психического здоровья ребенка необходимо, чтобы его отношения с матерью приносили взаимную радость и тепло. На развитие детей благоприятно влияют матери, контакты которых с ребенком разнообразны, эмоции экспрессивны, движения синхронны младенческим во время общения с ним. Общение детей с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции, напротив, не способствуют развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением [1].

В становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение. Именно оно лежит в основе всего поведения матери, тем самым создавая уникальную для ребенка ситуацию развития, в которой формируются его индивидуально-типологические и личностные особенности [13].

Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояний на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнства [16]. Материнская забота и опека являются для младенца выражением и продолжением материнской любви. Это чувство и позволяет ему жить [8]. Предрасполагающим фактором для возникновения расстройств сна следует считать и церебрально-органическую недостаточность перинатального генеза, причиной которой является патология беременности и родов [22]. Психомоторное развитие — один из важных показателей состояния здоровья детей раннего возраста. Его уровень позволяет судить о качестве окружающей среды, характере педагогической работы и о других факторах. Тревожные переживания беременной женщины оказывают существенное влияние на развитие ребенка первых месяцев жизни. Дети матерей с высоким уровнем тревоги характеризуются в неонатальном периоде тенденцией к угнетению центральной нервной системы, эмоциональной неустойчивостью, нарушением качества сна, имеют более низкие баллы по психомоторному развитию, нарушение коммуникативных функций в виде неполноценного «комплекса оживления» И синдромом вегетативных дисфункций.                                                                                           

Информация о работе Взаимосвязь уровня тревожности со стилем переживания беременности