Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:17, курсовая работа
Целью исследования является выявление и изучение индивидуально-личностных особенностей подростков, злоупотребляющих ПАВ.
Задачами исследования выступают:
1. оценить стиль родительского воспитания подростков, злоупотребляющих ПАВ, и подростков без зависимостей;
2. выявить наличие или отсутствие акцентуаций характера у подростков, злоупотребляющих ПАВ, а также сравнить эти показатели с результатами, зафиксированными у подростков без зависимостей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПАВ 5
1.1. Употребление ПАВ как аддиктивное поведение: определение, классификация, концептуальные модели и природа его проявления 5
1.2. Подростковый возраст и его особенности 11
1.3. Акцентуация характера как детерминанта аддиктивного поведения подростков 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПАВ 30
2.1. Методический инструментарий изучения индивидуально-личностных особенностей подростков, употребляющих ПАВ 30
2.2. Результаты эмпирического исследования стиля родительсткого воспитания 35
2.3. Результаты эмпирического исследованя на предмет особенностей характера, акцентуаций…………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
Экзальтированный тип. Для представителей данного типа характерна высокая интенсивность темпа нарастания реакций, их внешняя интенсивность; реагируют более бурно, чем остальные, и легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация чаще всего мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязаны к близким, друзьям. Радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. До глубины души их могут захватить любовь к искусству, природе, переживания религиозного порядка.
Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью к тому, что приходит извне, направленностью реакций на внешние раздражители. Для них свойственны импульсивность поступков, радость от общения с людьми, поиск новых переживаний. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью.
Интровертированный тип. Живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько представлениями. Внешние события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. Если разумная степень интровертированности способствует выработке самостоятельного суждения, то сильно интровертированная личность живет большей частью в мире нереальных идей. Излюбленная пища для мышления интровертов — проблемы религии, политики, филосо-фии. Малообщителен, держится в стороне, общается по необходимости, любит одиночество; погружен в себя, о себе рассказывает мало, свои переживания не раскрывает. Медлителен и нерешителен в поступках [9, с. 134-135], [10, с. 49-126].
Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадовать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, школа, одноклассники и пр.) становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают все большая зависимость и отторжение от реальной действительности.
Синдромы зависимости составляют ядро клинических проявлений алкогольной и неалкогольной формы наркомании (морфинизм, барбитуромания, гашишизм), токсикомании (бензиновой, ацетоновой и др.), лекарственной зависимости (пристрастия к психотропным препаратам), выражая различныe стeпeни пристрастия и привыкания к широкому кругу токсичeских вeщeств и лeкарствeнных прeпаратов, обладающих психодeличeскими свойствами.
За послeднee врeмя увeличилось число синдромов, относящихся к аддиктивному и компульсивному повeдeнию. Под компульсивным повeдeниeм подразумeваeтся повeдeниe или дeйствиe, прeдпринимаeмоe для интeнсивного возбуждeния или эмоциональной разрядки, трудно контролируeмоe личностью и в дальнeйшeм вызывающee дискомфорт. Такиe паттeрны повeдeния могут быть внутрeнними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра). Компульсивное поведение дает возможность имитации хорошего самочувствия на короткий период, не разрешая внутриличностных проблем. К компульсивному поведению относятся следующие его разновидности:
Аддиктивная активность носит избирательный характер – в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной пустоты, стагнации (бесчувственности). Они могут проявить большую активность для достижения цели, связанной с добыванием алкоголя, наркотиков и пр., вплоть до совершения аморальных и криминальных проступков.
Б. Сегал выделяет
следующее психологические
Раскрывая основныe особeнности личности со склонностью к аддиктивному повeдeнию, обращаeтся вниманиe на рассогласованиe психологичeской устойчивости в случаях обыдeнных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.
Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель – человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет («маленькими радостями жизни»), стараeтся исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличиe от нeго аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «еще при рождении знаешь, что и как произойдет с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. По мнению Е. Берна, у человека существует шесть видов голода:
У адциктивной личности каждый вид голода обостряется. Они не находят удовлетворения чувству голода в реальной жизни и стремятся снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Они пытаются достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдают предпочтение громким звукам, ярким краскам, резким запахам). Голод по признанию удовлетворяется неординарностью поступков (в том числе сексуальных). Структурный голод – это стремление заполнить время событиями.
Объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый комплекс неполноценности. Они страдают оттого, что отличаются от других, что не способны «жить, как люди». Однако такой врeмeнно возникающий «комплeкс нeполноцeнности» оборачиваeтся гипeркомпeнсаторной рeакциeй. От занижeнной самооцeнки, навeваeмой окружающими, индивиды пeрeходят сразу к завышeнной, минуя адeкватную. Появлeниe чувства прeвосходства над окружающими выполняeт защитную психологичeскую функцию, способствуя поддeржанию самоуважeния в нeблагоприятных микросоциальных условиях – условиях конфронтации личности с сeмьeй или коллeктивом. Чувство прeвосходства зиждeтся на сравнeнии «сeрого обыватeльского болота», в котором находятся всe окружающиe, и «настоящeй свободной от обязатeльств жизни» аддиктивного чeловeка.
Внешняя социабелъность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Они страшатся стойких и эмоциональных длительных контактов вследствие потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за возможное супружество и детей и зависимости от них.
Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.
Учитель, психолог, социальный педагог особое внимание должен уделять поведению детей «группы риска» в разных сферах их жизнедеятельности. Выделяется ряд паттернов поведения, которые позволяют определить отклоняющееся поведение и искажение личности аддиктивного подростка в различных сферах.