У истоков психоанализа- история науки о бессознательном

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 22:35, реферат

Краткое описание

Быть сознательным -- прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

Содержание

1.Введение.
2.Зигмунд Фрейд- основоположник психоанализа.
3.Философские и естественные предпосылки психоанализа.
4.Структура психики в психоанализе.
5.Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ист псих.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «История психологии»

на тему

«У истоков психоанализа- история науки о бессознательном»

 

 

 

Выполнила студентка:

факультета «Психологии»

35У потока

Чеснокова Н.А.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урень 2010г. 
Содержание:

 

 

1.Введение.

2.Зигмунд Фрейд- основоположник  психоанализа.

3.Философские и естественные предпосылки психоанализа.

4.Структура психики  в психоанализе.

5.Заключение. 

1.Введение. 

 

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным -- прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

К термину или понятию  бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, то есть вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления -- здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, то есть экономическим, моментом, -- которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

 

 

 

2. Зигмунд Фрейд  – основоположник психоанализа.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрайберге, Моравия (ныне Пршибор на территории современной Чехии) в  семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, его  семья в связи с финансовыми  затруднениями перебралась в Вену, где будущий ученый прожил около 80 летПервым учителем Фрейда был выдающийся европейский физиолог Эрнст Брюкке. Под его руководством студент Фрейд работал в венском физиологическом институте, просиживая по многу часов за микроскопом. Умение сосредоточенно работать, всецело отдавая себя научным занятиям, выработанное в этот период, Фрейд сохранил на последующие десятилетия. Он намеревался стать профессиональным научным работником. Но вакантного места в физиологическом институте у Брюкке не было. Тем временем ухудшилось материальное положение Фрейда. Трудности обострились в связи с предстоящей женитьбой на такой же бедной, как и он, Марте Бернайс. Науку пришлось оставить и искать средства к существованию. Имелся один выход - стать практикующим врачом, хотя к этой профессии он никакого тяготения не испытывал. Фрейд принял решение заняться частной практикой в качестве невропатолога. Для этого пришлось сперва пойти работать в клинику, так как медицинского опыта у него не было. В клинике Фрейд осваивает методы диагностики и лечения детей с пораженным мозгом (больных детским параличом), а также различных нарушений речи (афазий). Его публикации об этом становятся известны в научных и медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Своих больных Фрейд лечил принятыми в то время методами физиотерапии. Считалось, что поскольку нервная система представляет собой материальный орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует посредством физических процедур, воздействуя на больного теплом, водой, электричеством и др.

Очень скоро, однако, Фрейд  стал испытывать неудовлетворенность  этими физиотерапевтическими процедурами. Эффективность лечения оставляла желать лучшего, и он задумался над возможностью применить другие методы, в частности гипноз, используя который некоторые врачи добивались хороших результатов.

Одним из таких успешно  практикующих врачей был Иосиф Брейер, который стал во всем покровительствовать молодому Фрейду (1884 год). Они совместно обсуждали причины заболеваний своих пациентов и перспективы лечения. Больными, которые к ним обращались, были главным образом женщины, страдавшие истерией. Болезнь проявлялась в различных симптомах - страхах (фобиях), потере чувствительности, отвращении к пище, раздвоении личности, галлюцинациях, спазмах и др.

Применяя легкий гипноз (внушенное состояние, подобное сну), Брейер и Фрейд просили своих  пациенток рассказывать о событиях, которые некогда сопровождали появление симптомов болезни. Выяснялось, что, когда больным удавалось вспомнить об этом и «выговориться», симптомы хотя бы на время исчезали.

Такой эффект Брейер назвал древнегреческим словом «катарсис» (очищение). За понятием о катарсисе  крылась гипотеза, согласно которой симптомы болезни возникают вследствие того, что больной прежде испытал напряженное влечение к какому-либо действию. Симптомы (страхи, спазмы и т. д.) символически замещают это нереализованное, но желаемое действие. Энергия влечения разряжается в извращенной форме, как бы «застревая» в органах, которые начинают работать ненормально.

Поэтому предполагалось, что главная задача врача - заставить  больного вновь пережить подавленное  влечение и тем самым придать  нервно-психической энергии другое направление, а именно - перевести ее в русло катарсиса, разрядить подавленное влечение в рассказе врачу о нем.

В этой версии о травмировавших больного и потому вытесненных из сознания воспоминаниях, избавление от которых дает лечебный эффект (исчезают расстройства движений, восстанавливается чувствительность и т. д.), содержался зародыш будущего психоанализа Фрейда.

Прежде всего, в этих клинических исследованиях «прорезалась»  идея, к которой неизменно возвращался  Фрейд. На передний план отчетливо выступили конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми, но нарушающими нормальный ход поведения психическими состояниями.

Ежедневно по 8-10 часов  на протяжении многих десятилетий Фрейд  занимался врачебной практикой. На фактах, почерпнутых в клинической практике, он проследил сложность и многоплановость структуры личности, значение в ее истории внутренних конфликтов и кризисов, последствия неудовлетворенных желаний.

Фрейдом был введен в  научный оборот ряд идей и проблем, показавших, что уровень сознания неотделим от других глубинных уровней психической активности, не изучив взаимодействие которых невозможно понять природу человека.

Фрейд разработал ряд  гипотез, моделей, понятий, запечатлевших  своеобразие психики и прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах (психологической защите), идентификации, рационализации, вытеснении, фиксации, катарсисе, силе Я и др.

Эти понятия обогатили  также психотерапевтическую практику.

Изучение Фрейдом роли сексуальных переживаний и сопряженных с ними душевных травм дало толчок развитию новых областей знания, в частности сексологии.

Фрейдом было показано, сколь  важно, прослеживая становление  характера человека - его строение и динамику, учитывать детские годы и испытанное ребенком в этом периоде, в особенности отношения в семье, от которых зависит формирование его характера, его мотивационной сферы.

Жизненность, практическая значимость поставленных Фрейдом проблем  вытекает также из того, что в круг научного анализа им были вовлечены феномены, которые традиционная психология не привыкла принимать в расчет: чувства вины, неполноценности, тревожности, уход от реальной ситуации в область грез, возникновение внутренней тенденции к агрессивности.

Чтобы понять смысл влияния  Фрейда, надо иметь в виду, что  в научном творчестве, его результатах  следует различать субъективное и объективное. Ряд своих постулатов Фрейд оценивал как незыблемые (такие, как Эдипов комплекс, страх кастрации  у мальчиков и т. п.). С подобными феноменами он встречался в своей клинической практике. Фрейду представилось, что он здесь имеет дело не с симптомами, наблюдаемыми у отдельных лиц, страдающих психоневротическими расстройствами, а с проявлением глубинных начал человеческой природы.

И сколько бы возражений ни выдвигалось против этих догм психоанализа, его создатель оставался поразительно слеп к любой критике. Заметив (и  здесь он не был одинок, многие врачи  до Фрейда писали об этом) сексуальную  этиологию неврозов у своих пациентов, Фрейд отождествил любые скрытые от сознания вожделения человека с сексуальными.

Этим он и взбудоражил  интеллектуальный мир. Сексуально озабоченный  невропат Фрейда стал своего рода моделью  поведения человека в любых ситуациях  и культурах. Тем самым это поведение получило превратную трактовку.

Однако, окажись учение Фрейда не более чем сугубо мифологической конструкцией, оно не вошло бы в  запас научных представлений, а  метод психоанализа не оказался бы одним из самых влиятельных среди  множества техник психотерапии.

А ведь именно такова историческая реальность. С ней приходится считаться  и ее следует объяснить.

 

3.Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа

Основы психоанализа как философской концепции были заложены 3игмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Другие представители этого направления - К.Г. Юнг (1875-1961), А. Адлер (1870-1937), неофрейдисты В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979).

Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением  психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных.

Во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более  частный аспект ее, вопрос о правомерности  сведения психики к сознанию.

Во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.

Возникновение психоанализа связано со своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных проблем, с  его попытками их собственной  интерпретации и разрешения. Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в философскую мысль предшествующих столетий. Рассуждения о взаимоотношениях между телом и душой, материей и сознанием составляют основу многих философских систем прошлого. История развития философской мысли свидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних стадиях становления философского знания - в древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии.

Изречение "познай самого себя", принадлежащее родоначальнику античной философии древнегреческому мыслителю Фалесу и ставшее впоследствии центральным тезисом философии Сократа, показывает, какое большое значение придавалось в древнем мире постижению человека, его духовной жизни.

При этом уже у Фалеса наблюдается разграничение души и тела, как не сводящихся друг к другу сущностей человеческого бытия. Главное отличие души от тела, по его представлению, заключается в том, что душа наделена свойством разумности, в то время как тело не обладает данным свойством. Представление о разумности души, положенное в основу многих философских систем древности, в более поздние века переросло в учение о сознательности психической жизни человека.

В XVII веке Декарт сформулировал  тезис о тождестве психического и сознательного. В последующие  столетия картезианскую линию сведения всего психического к сознательному продолжили Брентано, Бунд, а также приверженцы рационалистического направления в философии, психологии, социологии.

Многие мыслители прошлого пытались понять внутреннюю жизнь человека, скрытое от непосредственного наблюдения содержание его души, врожденные и приобретенные в процессе воспитания качества, свойства, черты характера индивида. Их волновал вопрос о том, каков человек: является ли он от природы добрым или злым, разумным, способным контролировать свои действия, или существом, которое не в состоянии сдерживать и обуздывать свои страсти?

Древнекитайский философ  Мэн-цзы выступил с учением о  доброй природе человека, повинующейся естественному движению чувств, а  его соотечественник Сюнь-цзы выдвинул противоположное положение о злой природе человека, будто бы с момента рождения проникнутого ненавистью.

От эпохи к эпохе  менялось содержание понятий добра  и зла, смещались акценты в  направлении развития природных  и приобретенных качеств человека. Однако вопрос о том, добр человек от природы или зол, постоянно всплывал на поверхность философского сознания. В зависимости от решения этого вопроса возникали различные концепции человека, выдвигались обоснования сущности человеческой природы, предъявлялись определенные требования к соблюдению моральных норм поведения индивида в обществе.

Информация о работе У истоков психоанализа- история науки о бессознательном