Трудности, барьеры и деформации в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 00:27, доклад

Краткое описание

Так, с позиции общей психологии трудности общения обычно сводят до тех характеристик психических процессов, состояний и свойств человека, которые не соответствуют показателям психологически оптимального общения.
При этом под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, что их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённости. Т.е. исследуют как типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, так и те, которые не соответствуют критериям нормы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

барьеры общения.doc

— 803.00 Кб (Скачать документ)

Взаимосвязь личности и общения базируется на процессе взаимодетерминации: личностные образования влияют на результаты общения, а те, в свою очередь, влияют на личность, формируя ее социально-перцептивную сферу, систему отношений, навыки и умения коммуникативного поведения и т.д.

В зависимости от того, какими являются интегральные личностные образования и как они влияют на общение, меняя его характеристики, возникает совокупность признаков затруднено или незатрудненного общения.

Известные характеристики, для ситуаций затруднено взаимодействия:

  1. наличие барьера на пути достижения целей партнеров;
  2. увеличение нервно-психического напряжения;
  3. демонстрация непонимания;
  4. сбои в интеракции.

При этом ситуация затруднено взаимодействия предусматривает такую ситуацию, при которой один или оба партнера являются субъектами затрудненного общения. Они по-разному осознают социальные нужды другого, мешающие достижению целей общения, в результате чего один или оба участника общения испытывают острые эмоциональные переживания, которые сопровождаются демонстрацией непонимания, нервно-психическим напряжением и т.п.

Представление о личности как о субъекте затрудненного общения лежит в плоскости изучения общих характеристик субъекта общения, наделенного способностью субъектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), что проявляется в преобразовательной активности участников общения и в установлении субъективных связей индивида с другими людьми.

К интегральным свойствам субъекта общения относятся: автономность, свобода, деятельность, гармоничность, целеустремленность, осознанность, целостность, преобразовательная активность (ее интенсивность, направленность, качество), «нормальность» - «анормальность», которые соотносятся с явлениями разрушения или созидания и проявляются в системе отношений.

Исходя из указанного, имеются два фундаментальных типа личности как субъектов общения: субъект затрудненного общения и субъект не-затрудненного общения, преобразовательная активность которых различается по трем параметрам (направленность, качество, интенсивность) и представлена в системе отношений к другому .

Ученые (В. Лабунская и др.) сгруппировали социально-психологические и психологические характеристики личности (направленность, установки, ценностные ориентации, систему отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, соииально-перцептивные образования, навыки и умения в области коммуникативной деятельности, роли, статусные позиции личности и соответствие ее поведения социокультурным и моральным нормам), на основе чего описали психологический портрет субъекта как затрудненного, так и незатрудненного общения.

Относительно проблемы выхода из ситуации затрудненного общения, то, как считают исследователи, он возможен при условии:

  1. соблюдения принципов равенства (связь двух или более равно активных, равно уникальных субъектов),
  2. взаимной детерминации (взаимодействие субъектов, которые влияют друг на одного),
  3. осознания себя и окружения через свою представленность в других (способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружения через свою представленность в них),
  4. неравенства взаимной детерминации (речь идет о личностном способе существования каждого из партнеров),
  5. неодинаковости (признается право партнера быть индивидуальностью).

Важным условием выхода из ситуаций затрудненного общения является рефлексия и механизм осознания себя. Поэтому человек, который не осознает себя в качестве субъекта общения, не имеет четкого внутреннего образа, так или иначе обречен на трение и сбои в общении.

При этом низкий уровень рефлексивного анализа своей системы отношений к другому, особенностей общения, превращает субъекта затрудненного общения в «тяжелого» партнера, который:

  1. наделен низким уровнем осознания себя в роли «объективной» детерминанты, что затрудняет как свое собственное общение, так и других;
  2. особенностями своей индивидуальности приводит к возникновению трудностей в процессе взаимодействия с ним большинства партнеров;
  3. видит причину трудностей, которые он переживает, в особенностях индивидуальности и общения партнера, и перекладывает ответственность за причины возникновения, ход и последствия ситуации на другого.

Однако, будучи «сложным» партнером для другого, человек в большинстве случаев не осознает себя источником затрудненного общения.

Как видим, понятие «субъект затруднено общения» и «тяжелый партнер общения» не совпадают. Затрудненное общение, прежде всего, рассматривается как такое, которое сопровождается эмоциональным напряжением. То есть «эффективность» и «затруднение» не являются противоположными характеристиками общения.

Вот почему возможны такие варианты:

  1. затрудненное, но эффективное общение (партнеры переживают эмоциональное напряжение, но достигают положительных результатов);
  2. затрудненное и неэффективное общение (характеризуется эмоциональным напряжением и несоответствием достигнутых результатов заданным целям);
  3. незатрудненное и эффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение, и результаты общения совпадают с заданными целями);
  4. незатрудненное и неэффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и не совпадает результат с заданными целями).

Только в связи с другим человеком субъект затрудненного общения может занимать статус «тяжелого» партнера, помощь которого заключается в создании для него специальных условий, что приводят к развитию рефлексии по поводу себя как субъекта общения (психотерапевтическая работа, группы тренинга , индивидуальное консультирование и т.д.).

Кроме рассмотренных путей предотвращения трудностей общения, рекомендуются и другие средства, в частности коррекция общения. Она должна строиться на основе диагностики трудностей мотивационного характера. Речь идет о том, что менять необходимо не только внешнюю, операциональную сторону общения, но и вскрывать глубинные причины затруднений. Такое сочетание позволит гармонизировать, оптимизировать и гуманизировать человеческое взаимодействие.

Итак коррекционная работа должна учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности человека, специфику социализации, вид деятельности. Ее следует направлять не столько на отработку необходимых навыков общения, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с этим самооценкой, преодолением внутренних конфликтов, самосознания. Для этого специалисты советуют применять такие формы, как обучение самоанализу, применение группового социально-психологического тренинга. При этом в поведенческом тренинге следует применять ролевую игру, групповую дискуссию, различные инновационные игры.

Деформации общения

Деформации общения связанны с отклонением от норм взаимодействия, которые приняты в обществе и соответствуют мировым стандартам. Мировые стандарты в области международного права регулируют социальные отношения, а они, в свою очередь, влияют на нормы конкретного межличностного общения, учитывая социокультурную и этнопсихологическую специфику.

Основные критерии, которые характеризуют нормальное состояние социальных отношений, должны базироваться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных разговоров, на нормах морали и культуры. Названные ценности формируют основу нормальных, цивилизованных отношений, а отклонение от них приводит к деформации социальных отношений и общения.

Прежде деформации социальных отношений вызывают деформацию сообществ, групп и личности как субъекта общения. Речь идет о социальной патологии, которая проявляется в искажение шкалы ценностей, приоритетов личности, ее «Я-образа», самооценки, в утрате культуры, нравственности, самоуважения и достоинства человека, в приобретении индивидом признаков комплекса неполноценности, в росте проституции, наркомании, числа самоубийств и т.п.

Социальная патология ведет к милитаризации общественного мнения, к массовой мистификации (увлечение шаманством, колдовством), к наличию в сфере локусов контроля внешней стратегии поведения (объяснение неудач внешними препятствиями), формирование одномерного человека, которому свойственны не критичность, отсутствие индивидуальности, конформистость, снижение активности, повышенная внушаемость и др.

Считается, что основой деформаций социальных отношений и общения является этатизм-абсолютизация роли государства по отношению к жизни общества.

Есть такие виды деформации социальных отношений:

  1. изоляционный;
  2. жестко определенный (преобразование личности на «винтика»);
  3. хаотичный;
  4. искусственно конфликтный;
  5. моральный (дегуманизации отношений, обесценивание человеческой жизни);
  6. уголовный (засилье преступного мира, сращивание власти и мафии и т.д.).

Последняя, криминальная деформация, в сфере общения распространяется не только на людей, находящихся в местах лишения свободы, но и на общественные отношения в целом. Однако в среде осужденных криминогенное общение проявляется сильнее.

В общении осужденных можно выделить следующие признаки изменений: определенный информационный голод; ограниченность пространства взаимодействия; эмоциональное напряжение; повышение агрессивности; стрессогенность отношений; однополость общения; потеря возможности выбирать контакты, референтный круг общения; повышение уровня тревожности; нравственное искажение направленности контактов; жесткое ролевое поведение и т.д. Конечно, не все осужденные в равной степени проявляют названные виды деформаций в общении.

Держите свой мозг в чистоте или хакинг сознания

Возможно, прав был сумасшедший Фрэнки, очевидную параллель с одним из выступлений которого, наверняка кто-то из вас разглядит здесь, когда обозначил в нем эту тему, как самое главное, о чемможно рассказать и о чем нужно рассказывать с самого рождения и на протяжении всей жизни, вдалбливая это в головы всех людейдо тех пор, пока они не поймут, о чем же на самом деле идет речь.

И пусть кто-то из прочитавших или сразу все — назовут этот постапофеозом профессиональной деформации и подвергнут жесткой критике каждое озвученное здесь утверждение, не вполне разглядев их метафоричность... пусть так, я готов к этому. Лишь бы они, хотя бы задумались над тем, чем на самом деле является самая совершенная, сложная и, в то же время, самая незащищенная информационная система из всех, когда-либо существовавших —Человек, а также насколько уязвимо к нарушению целостностиих собственное «Я»(и такое ли оно у них, кстати, «собственное»?).

Эксперимент над сознанием

В 70-х годах прошлого столетия, ученый по имени Хилари Патнем, предложил любопытный мысленный эксперимент, наглядно иллюстрирующий основные принципы субъективного идеализма — философского направления, в основе которого лежит отрицание существования независимой от воли и сознания человека реальности.

Эксперимент заключался в следующем: представьте себе живой человеческий мозг, помещенный в колбу, но нормально функционирующий за счет наличия в колбе среды, обеспечивающей его всем необходимым для поддержки жизнедеятельности. Все рецепторы нервной системы бывшего владельца мозга замены электродами, управление которыми осуществляется посредством мощнейшего компьютера, к которому они подключены. Компьютер, генерируя на электродах электрические импульсы, идентичные тем, которые бы получал человек от настоящих рецепторов, симулирует реальность, воспринимаемую мозгом. Все просто, как видите.

Но внимание, вопрос: сможет ли этот мозг понять, что реальностьв которой он находится — виртуальная?

Общая схема эксперимента от Хилари Патни, в сильном приближении отчасти напоминает нынешнее воздействиеинтернета на среднестатистического хомячка, а также состояние в йоге, которое называется Шавасана.

Поскольку электрические импульсы, генерируемые компьютером и поступающие в мозг являются не чем иным, как информационными потоками, то эксперимент, сформулированныйПатнемом, по сути, описывает возможный сценарий реализации угрозы нарушения целостности этих инфо-потоков.

Если точнее, то атаку man-in-the-middle, где в роли «мэна» выступает окружающий мир, а если быть еще более точным, то объективная реальность, в которой находятся компьютер и мозг в колбе, не имеющая в результате успешной атаки ничего общего с воспринимаемой мозгом субъективной реальностью. Гарантий того, что эта атака не была успешна проведена в отношении каждого из нас, в соответствии с формулировкой эксперимента нет, как вы понимаете, ибо мы не в состоянии оценить объективность воспринимаемой нами реальности, поскольку наше сознание является ее частью.

Вокруг этой идеи вьется множество философских течений:солипсизм, экзистенциализм, позитивизм и прочие, отличающиеся, в том числе акцентами на вопросах первичности или особенностях существования какой-либо из этих двух реальностей, их единства и противоположности и т.п. Сильнее углубляться в эту тему вряд ли имеет смысл в рамках этой заметки, Wikipedia вам в помощь, если что. Но, сдобрив все это умеренной порцией прагматизма, давайте попытаемся, оценить защищенность нашего разума от подобного рода угроз?

Информация о работе Трудности, барьеры и деформации в общении