Тюремный сленг и татуировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Задача современной криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки (личностные качества), которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию. В рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые являются причиной криминогенных предпосылок личности (дефекты правосознания, нравственности, культуры, эмоций и т. д.), и устанавливается причинная связь между личностными особенностями и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Кроме того, криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………. 2-3

БЛАТНОЙ ЖАРГОН – ФЕНЯ……………………….. 4-11

ТАТУИРОВКИ…………………………………………. 12-15

Заключение…………………………………………………. 16

Список литературы………………………………………… 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Юридическая психология.docx

— 75.47 Кб (Скачать документ)

 

ПЛАН

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….  2-3

 

    1. БЛАТНОЙ ЖАРГОН – ФЕНЯ………………………..  4-11

 

    1. ТАТУИРОВКИ………………………………………….  12-15

 

  Заключение………………………………………………….  16

 

  Список литературы…………………………………………  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Криминальная психология (от латинского criminalis — преступный) — область юридической психологии, которая изучает психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада преступных групп. С. В. Познышев, один из основоположников юридической и криминальной психологии в России, так писал о криминальной психологии: «Криминальная психология изучает все те психические состояния личности, которые оказывают то или иное влияние на уголовную ответственность, и предмет криминальной психологии составляет не отдельные психические процессы в возможном мысленном их обосновании, а личность в известном круге ее проявлений, относящихся к области преступления или борьбы с ним».

   Отечественные исследования по криминальной психологии стали интенсивно проводиться в 20-х гг. ХХ века. Исследования были посвящены изучению психологии преступников и заключенных, быта преступного мира, закономерностей формирования свидетельских показаний и причин появления в них ошибок, теории и методике судебно-психологической экспертизы. Были проведены оригинальные опыты по обнаружению психологическими методами следов преступления.

   Задача современной криминальной психологии — выделить внутренние личностные предпосылки (личностные качества), которые во взаимодействии с определенной внешней ситуацией могут создать криминогенную ситуацию. В рамках криминальной психологии устанавливаются специфические особенности личности, которые являются причиной криминогенных предпосылок личности (дефекты правосознания, нравственности, культуры, эмоций и т. д.), и устанавливается причинная связь между личностными особенностями и склонностью к совершению определенной категории преступлений. Кроме того, криминальная психология исследует механизм иммунитета личности к криминогенной ситуации и разрабатывает рекомендации по профилактике преступности.

   Аналогичные задачи, но с другой стороны, в криминогенной ситуации решает психология потерпевшего. Психология потерпевшего изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в генезисе преступления. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности. Психологические исследования личности потерпевшего и его деятельности способствуют изучению причин и условий преступлений, более всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д.

   Криминальная психология и психология потерпевшего изучают также проблему формирования преступного умысла. В особом разделе криминальная психология исследует психологические аспекты неосторожной преступности, в том числе бытовую и профессиональную неосторожность.

   Еще один раздел криминальной психологии — криминальная психология несовершеннолетних, которая исследует антисоциальное поведение несовершеннолетнего и влияние на него факторов внешней микросреды, а также особенности личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи», и разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику детской и юношеской преступности.

   С криминальной психологией тесно связана психология девиантного (отклоняющегося) поведения. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся делинквентное (преступное), аддиктивное (зависимое) поведение (злоупотребление алкоголем, наркотическими и одурманивающими веществами), суицидальное и некоторые другие виды отклоняющегося поведения.

   Особое ответвление криминальной психологии — судебно-психологическая экспертиза (СПЭ). СПЭ не решает вопросы юридического содержания (достоверность показаний, мотивы и цели преступления, форма вины и т. п.). Предметом СПЭ является диагностика непатологических психических особенностей отдельных участников уголовного процесса, имеющих существенное значение для установления истины.

   Наконец, криминальная психология исследует социально-психологические механизмы группового преступления: причины объединения правонарушителей, условия, содействующие этому объединению, социальные позиции отдельных членов группы, иерархию межличностных ролей, групповую динамику и т. д.

 

  1. БЛАТНОЙ ЖАРГОН – ФЕНЯ.

 

Если о законах, понятиях, традициях, фактах, легендах, историях разговоры в тюремной хате заходят  вновь и вновь, круговорот лиц  и событий не останавливается  ни днем, ни ночью, то феней просто пользуются. На ней говорят, но о ней - нет. Также как и с "нормальным", ежедневным общением - мы не задумываемся о том, как и с помощью каких слов это делается.

Цитата с www.aferism.ru: "Уголовный  жаргон стали изучать еще в  царской России (так, В. Трахтенберг, составивший "Жаргонъ тюрьмы", г. Санкт-Петербург, 1908 год, сам был первостатейным мошенником и продал правительству Франции рудники в Марроко, которых никто и в глаза не видел). Ряд статей и монографий увидел свет в первые годы Советской власти. Позже исследовать феню считалось дурным тоном, и она печаталась лишь в справочниках Министерства внутренних дел сугубо для служебного пользования. В 1982 году во Франкфурте-на-Майне издательство "Посев" выпустило "Словарь Арго ГУЛАГа" под редакцией Б. Бен-Якова. Тогда же появилось и нью-йоркское издание "Словаря блатного жаргона в СССР". Спустя год, в Нью-Йорке В. Козловский выпустил "Собрание русских воровских словарей" в четырех томах. В начале 90-х "блатную музыку" начали печатать и в России".

   Здесь же надо отметить знаменитого француза Жака Росси, 21 год "оттарабанившего" по островам ГУЛАГА, написавшего фундаментальный "Путеводитель по ГУЛАГу" - нечто похожее на толковый словарь лагерной жизни и лексики. Кстати, умер Росси в возрасте 95 лет. Не так и далеко от нас те времена...

   Есть, оказалось, даже писатели и поэты, пишущие на фене, как например "поэт, отчаянный босяк, гуляка и романтик ХV века Франсуа Вийон, который создал одиннадцать баллад на языке французских уголовников - кокийяров. До сих пор даже в самой Франции эти тексты до конца не переведены на "нормальный" литературный язык и не поняты". (Фима Жиганец).

   Своя блатная феня есть практически в любом языке, где имеются криминальные прослойки и сообщества. А имеются они везде и имелись всегда.

    Пользующихся феней можно разделить на две основные группы - соответственно двум основным группам обитателей тюрьмы - братве и остальным, т.н. пассажирам. Для первых это как родная стихия, это носители языка, для вторых - это скорее иностранный язык, который они изучают по необходимости. Первые иногда и не умеют выражать свои мысли по-другому. Они думают на фене. Вторые зачастую достаточно быстро начинают ее понимать, но вот пользуются с трудом, обычно только для обозначения понятий, специфических для тюрьмы и блатного мира, и отсутствующих в вольной жизни.

   Есть и немаленькая прослойка так называемых наблатыканых - представители второй группы, своим поведением и языком стремящиеся "проконать" под блатных. Уважением они не пользуются ни у первой группы, ни у другой. Но, из-за агрессивного поведения, связанного со страстным желанием отказаться от своего "происхождения" и утвердиться в другом, в их глазах более высоком, "классе", они играют не последнюю роль в жизни тюрьмы, являясь, обычно, инициаторами беспредела, конфликтов, интриг.

   Феня также не однородна. Свои оттенки, особенности лексики имеет каждая тюрьма и зона. Различаются немало западные, южные и восточные "диалекты". На Украине миска называется нифель, в России - шлемка. В одних местах камерный стол зовут дубок, в других - общак. И таких примеров немало. Кроме того, каждая преступная профессия - карманники, домушники, фармазонщики, кидалы и т.п., имеют свой специфический словарный запас.

   Феня несет и опознавательную функцию в преступной среде, позволяющую отличать своих и чужих.

   Надо также отметить, что феня на сегодня также пришла в упадок. Свой расцвет современный тюремно-уголовный жаргон получил во времена сталинских лагерей и более поздних советских тюрем, когда на одних нарах парились уголовники и профессора, работяги, инженера, славяне, азиаты, кавказцы, китайцы и чуть ли не полинезийцы, взаимно обогащая и рождая то, что мы сегодня называем этой самой феней. Но это уже совсем другая речь.

   Пример такого синтеза - "гнать порожняк". Вероятно, фраза возникла из жаргона железнодорожников, хотя и Бог его знает откуда она взялась у них. Порожний - по украински значит пустой.

   Основная же масса терминов - обычные слова русского языка, часто упрощенные, вульгаризированные, иногда просто в современном языке считающиеся устаревшими или берущие свое начало от общеславянских корней, которым иногда придается несколько иное, но, зачастую, остроумное значение.

Решка - решетка, акула - ножовочное полотно (для перепиливания решетки); барыга (ср. барыш, барыши) - скупщик  краденого, торговец в зоне или осужденный по хозяйственным статьям, коммерсант; беспредел - беззаконие; тормоза - двери в камере; западло; заточка; следить за базаром (за метлой); подмотать вату - собрать вещи, съехать (от камерного скрутить матрас - вату, при выезде из хаты); гнать - переживать, говорить не в тему, или против, или неправду; опустить, обидеть - изнасиловать; пацан; мужик; общак; кум - опер, и т.п.

   Целый набор зоологизмов - да простят меня лингвисты, не знаю, есть ли у них такой термин. Козел (рогатый), олень, петух, курица (наседка) - стукач, черт, демон (отнесем и их к этой группе), бык, конь, конячить, кобыла, крыса (ворующий у своих), крысятничать, гад...

   Множество прилагательных, перешедших в разряд существительных: кумовской, ментовской, мусорской, опущенный, обиженный, блатной, черный, красный, цветной, серый, полосатый, угловой, смотрящий...

   Матерное слово к месту сказанное заменит три пространных предложения. Так же и с феней. Просто надо за метлой следить :) - всему свое время и место. Да и назвать феню чисто прерогативой уголовного мира, как минимум, несерьезно. Сейчас трудно сказать, что и куда перешло - из фени в повседневную речь или обратно. И где проходит между ними грань. Как и между т.н. "нецензурной" и "цензурной" речью.

   Вот одно из небольших четверостиший, кристаллы одного из множества безвестных лагерных поэтов:

Мата нечего стесняться,

Мат затем и матом стал,

Чтобы людям изъясняться

Словом чистым как кристалл.

 

   Нужно отметить, что изучать феню теоретически, если кому-то вдруг придет в голову такая мысль, все равно, что учить иностранный по словарю. И не стоит вставлять всякие блатные словечки в свою речь с целью проконать под "своего" в блатной среде. Это выкупается сразу и затем, как говорят, "слово за слово, хуем по столу" - и вы в маргарине.

   Ничто не даст вам большего уважения, как естественность поведения и речи. Самодостаточность и уверенность в себе и своих принципах ценится больше всего в любой среде, и криминальное общество здесь не исключение. Даже если ваши принципы не совпадают с воровскими. Если такие качества есть в наличии, речь будет выражать ваше внутреннее состояние. Если же там сумбур, страх, тщеславие и самолюбование, то никакие модные словечки не скроют это.

   Поэтому лучше потратить время на определение своих истинных целей в жизни и своей истинной сути, а все остальное приложится. Не надо ни под кого подстраиваться, а оставаться самим собой. По крайней мере, в первое время лучше больше слушать и меньше говорить. Дальше - по обстоятельствам.

   Напоследок стихи Фимы Жиганца.

КРАНТЫ ЖИГАНУ

 

 Урыли честного жигана

 И форшманули пацана,

 Маслина в пузо из нагана,

 Макитра набок - и  хана!

 Не вынесла душа  напряга,

 Гнилых базаров и  понтов.

 Конкретно кипишнул бродяга,

 Попер, как трактор... и готов!

 Готов!.. не войте по  баракам,

 Нишкните и заткните  пасть;

 Теперь хоть боком  встань, хоть раком, -

 Легла ему дурная  масть!

 Не вы ли, гниды,  беса гнали,

 И по приколу, на  дурняк

 Всей вашей шоблою толкали

 На уркагана порожняк?

 Куражьтесь, лыбьтесь, как параша, -

 Не снес наездов  честный вор!

 Пропал козырный парень  Саша,

 Усох босяк, как  мухомор! 

 

 Мокрушник не забздел, короста,

 Как это свойственно  лохам:

 Он был по жизни  отморозком

 И зря волыной не махал.

 А хуль ему?.. дешевый фраер,

 Залетный, как его кенты,

 Он лихо колотил  понты,

 Лукал за фартом в нашем крае.

 Он парафинил все подряд,

 Хлебалом щелкая поганым;

 Грозился посшибать  рога нам,

 Не догонял тупым  калганом,

 Куда он ветки тянет,  гад!

.....

 

 Но есть еще, козлы,  правилка воровская,

 За все, как с  гадов, спросят с вас.

 Там башли и отмазы не канают,

 Там вашу вшивость  выкупят на раз!

 Вы не отмашетесь  ни боталом, ни пушкой;

 Воры порвут вас  по кускам,

 И вы своей поганой красной юшкой

 Ответите за Саню-босяка!  

НА СМЕРТЬ ПОЭТА

 

Погиб Поэт! - невольник чести -

 Пал, оклеветанный  молвой,

 С свинцом в груди и жаждой мести,

 Поникнув гордой головой!..

 Не вынесла душа  Поэта

 Позора мелочных обид,

 Восстал он против  мнений света

 Один, как прежде... и  убит!

 Убит!.. к чему теперь рыданья,

 Пустых похвал ненужный хор

 И жалкий лепет оправданья?

 Судьбы свершился приговор!

 Не вы ль сперва так злобно гнали

 Его свободный, смелый  дар

 И для потехи раздували

 Чуть затаившийся пожар?

 Что ж? веселитесь... он мучений

 Последних вынести  не мог:

 Угас, как светоч, дивный  гений,

 Увял торжественный  венок.

 

Его убийца хладнокровно

 Навел удар... спасенья  нет:

 Пустое сердце бьется  ровно,

 В руке не дрогнул  пистолет.

 И что за диво?... издалека,

 Подобный сотням беглецов,

 На ловлю счастья  и чинов

 Заброшен к нам по воле рока;

 Смеясь, он дерзко презирал

 Земли чужой язык  и нравы;

 Не мог щадить он  нашей славы;

 Не мог понять в сей миг кровавый,

 На что он руку  поднимал!..

.....

 

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

 Есть грозный суд:  он ждет;

 Он не доступен звону  злата,

 И мысли, и дела  он знает наперед.

 Тогда напрасно вы  прибегнете к злословью:

 Оно вам не поможет  вновь,

 И вы не смоете  всей вашей черной кровью

 Поэта праведную кровь!

Информация о работе Тюремный сленг и татуировки