Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 23:12, курсовая работа
Цель исследования – изучение специфики совладающего поведения.
Объект исследования – стресс как психологический феномен.
Предмет исследования – стресс и совладающее поведение.
В качестве гипотезы исследования выступали предположения о том, что выбор определенной стратегии совладающего поведения у личности зависит от уровня тревожности.
Основываясь на анализе современных зарубежных и отечественных работ можно сказать, что исследователями описываются различные стратегии и стили совладающего поведения, реализуемые людьми в трудных жизненных ситуациях. Основные из них: проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный типы копинг-стратегий, 8 дискретных стратегий методики совладания (стратегия противостоящего совладания, стратегия дистанцирования, стратегия самоконтроля, стратегия поиска социальной поддержки, стратегия принятия ответственности, стратегия избегания, стратегия планового решения проблемы, стратегия позитивной переоценки).
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения в подростковом возрасте
2.1. Программа эмпирического исследования
Существуют большие сложности в разграничении механизмов защиты и совладания. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями.
Для того чтобы представить наиболее ясную картину совладающего поведения в подростковом возрасте, сравним младший и старший подростковые возрасты. В младшем подростковом возрасте преобладают неадаптивные способы совладания со стрессовыми ситуациями. В старшем подростковом – раннем юношеском возрасте ведущими становятся частично адаптивные способы реагирования. С возрастом заметно уменьшается доля неадаптивных способов реагирования, прежде всего, в ситуациях конфликта с другом и в ситуациях получения «плохой» отметки. Большая значимость общения со сверстниками в младшем подростковом возрасте далеко не всегда запускает адаптивные формы поведения, направленные на разрешение межличностных конфликтов, а несформированность Я-концепции, вызывает проявление неадекватных реакций. Обостренное проблемное реагирование в кризисе подросткового возраста сменяется более зрелым видением ситуации.
Психологическое содержание выбираемых подростками стратегий совладающего поведения в различных стрессовых ситуациях претерпевает изменения в зависимости от характера социально-психологической ситуации. Наименее вариативное совладающее поведение и младшие, и старшие подростки проявляют в ситуации проблемы, касающейся здоровья. Происходит снижение вариативности поведения в этой ситуации, но и снижение общей активности. Такие ситуации вызывают у многих подростков эмоциональный шок, торможение жизненной активности, когнитивных и эмоциональных процессов. Наиболее часто встречающимися копинговыми стратегиями в стрессовой ситуации, касающейся здоровья, и в той и в другой возрастной подгруппах оказывается уход от реальности при помощи теле-, видео-, аудиотехники и компьютерных игр [22].
Общее снижение жизненной активности отмечается и в ситуации конфликта с учителем у младших подростков, они оказываются беспомощными в совладании с этой ситуацией. Часть младших подростков пытается забыть произошедший конфликт с учителем, погружаясь в любимое дело. Другие пытаются отрицать значимость произошедшего. Еще часть подростков отмечает, что в подобной ситуации они «впадают в бешенство, становятся агрессивными, ругают и обвиняют во всем других». А вот относительно старших подростков можно говорить уже о сложившихся тенденциях реагирования в ситуациях данного типа сложностей: поиск решения проблемы, ориентация на мнение значимых других, отрицание, избегание проблемы и агрессивность.
Интересно отметить, что такую адаптивную стратегию совладающего поведения, как альтруизм (стремление в трудную минуту помочь другому человеку) выбирают в основном только младшие подростки и только для ситуации семейного кризиса. Старшие подростки демонстрируют свою внешнюю обособленность от семейных конфликтов и стараются выглядеть и вести себя так, чтобы другие подумали, что у них все в порядке. По всей видимости, все большая активность тратится не на само разрешение возникающих проблем, а на их тщательную маскировку [23].
Для младших подростков, по сравнению со старшими, стрессовые ситуации в сфере взаимоотношений со сверстниками воспринимаются как более тяжелые и требуют больших психологических ресурсов для адаптации. Младшие подростки чаще старших выбирают в данной ситуации стратегию изоляции и чувства вины в данной сфере трудностей.
Таким образом, для тех и других подростков характерны уход от реальности при помощи теле-, видео-, аудиотехники и компьютерных игр. Младшие подростки в конфликтных ситуациях уходят от проблем, погружаясь в любимое дело, впадают в бешенство, становятся агрессивными, ругают и обвиняют во всем других, альтруизм в ситуации семейного конфликта, в межличностных отношениях со сверстниками выбирают стратегию изоляции и чувства вины. Старшие подростки – занимаются поиском решения проблемы, ориентируются на мнение значимых других, отрицание, избегают проблемы и проявляют агрессивность, маскируют семейные конфликты, обособлены.
Анализ использования различных стратегий совладающего поведения показывает, что в младшем и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в совладании со стрессовыми ситуациями оказываются стратегии: сотрудничества, альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в стрессовых ситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие копинг-поведения. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целом можно констатировать обедненную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из конфликтных ситуаций. [23].
Рассматривая особенности совладающего поведения у подростков, мы пришли к ряду выводов.
1) Для регуляции нервно-
2) Механизмы психологической
3) Наиболее важными защитными механизмами признаются следующие: вытеснение, отрицание, проекция, формирование реакции, регресс, сублимация.
4) Существуют также специально
направленные усилия, предпринимаемые
в ситуации психологической
Таким образом, выбор индивидуальных копинг-стратегий зависит не только от ситуации, в которую попадает подросток, но и от личностных особенностей самого подростка. Следующий раздел нашей работы посвящен исследованию того, как такое личностное качество как тревожность влияет на особенности совладающего поведения подростков.
Наиболее полное исследование
динамики процесса становления совладающего
поведения у детей в возрасте 7–11 лет проведено А.В.Смирновой.
Период 7–11 лет – период формирования
копинг-стиля ребенка, характеризующийся
неравномерностью, гетерохронностью и
наличием критического течения в возрастные
изменения и кризисы. От младшего школьного
возраста к младшему подростковому устанавливается
более зрелый, цельный и социально приемлемый
копинг-стиль, ориентированный на решение проблемы. С взрослением выбор защитного
поведения становится более осознанным,
в сторону большей конструктивности, что
свидетельствует о развитии регуляторного
опыта. Возраст 8 и 11 лет отмечен как критический
в становлении копинг-стиля. В 8 лет происходит
снижение частоты использования большинства
копинг-стратегий детьми, что связано
с процессом адаптации к школе и связанной
с ней психологической нагрузкой. В 11 лет
происходит дезорганизация или срыв уже
«наработанных» механизмов защитного
поведения в связи с началом нового возрастного
кризиса. Сложившийся в предыдущем возрастном
периоде конструктивный стиль совладания
(решение проблемы, поиск социальной поддержки, принятие ответственности и интернализац
Т.Л.Крюкова в исследовании возрастных,
половых и кросскультурных факторов выбора
совладающего с трудностями поведения
выявила изменения совладания в процессе
взросления (в период от 14 до 19 лет). В группе
мальчиков 17–19 лет по сравнению с мальчиками 14–16 лет чаще используют
стратегию решение проблемы, реже – духовность и друзья. К позитивным изменениям отнесено
снижение выбора в процессе взросления
непродуктивных стратегий – чудо, несовладание,игнориров
В лонгитюдном исследовании, проведенном И.И.Ветровой, изучалась динамика регуляции поведения в подростковом возрасте (от 14 до 18 лет). Было установлено, что в целом стиль регуляции поведения (копинг-поведение, психологические защиты, контроль поведения) остается стабильным. Подростки наиболее чаще используют продуктивные и социальные копинг-стратегии (решение проблем, социальная поддержка, работа, достижение, друзья, позитивный фокус и др.), частота обращения к которым возрастает с возрастом. Значительный скачок отмечен между 17 и 18 годами в сторону большей продуктивности копинг-стиля, что связано с изменением социальной ситуации в развитии (окончание школы, поступление в вуз). Количество изменений по психологическим защитам остается стабильным [2].
Таким образом, анализ основных характеристик динамики защитного поведения, полученных разными методами исследования (методом лонгитюда, поперечных «срезов»), позволяет нам утверждать, что «закладывание» и дифференциация устойчивого стиля совладающего поведения происходит в период младшего школьного возраста, что в дальнейшем определяет вектор развития личности – адаптивной / неадаптивной.
Задачи нашего исследования:
Мы используем опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Опросник был создан на основе первой методической разработки Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктов-утверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал.
В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции.
В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых - как психически здоровых, так и больных.
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него. К тесту прилагается ключ, состоящих из 8 субшкал: конфронтационный копинг, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.
Интерпретация результатов копинг теста Лазаруса.
1) Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
2) Дистанцирование. Преодоление негативных
переживаний в связи с
3) Самоконтроль. Преодоление негативных
переживаний в связи с
4) Поиск социальной поддержки. Разрешение
проблемы за счет привлечения
внешних (социальных) ресурсов, поиска
информационной, эмоциональной и
действенной поддержки. Характерны
ориентированность на
5) Принятие ответственности. Признание
субъектом своей роли в
6) Бегство-избегание. Преодоление
личностью негативных
7) Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
8) Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.