Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 23:12, курсовая работа
Цель исследования – изучение специфики совладающего поведения.
Объект исследования – стресс как психологический феномен.
Предмет исследования – стресс и совладающее поведение.
В качестве гипотезы исследования выступали предположения о том, что выбор определенной стратегии совладающего поведения у личности зависит от уровня тревожности.
В представлении А. Маслоу копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействий стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды.
В концепции А.Маслоу копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению. Ученый характеризовал копинг-поведение как целенаправленное и мотивированное действие, являющееся результатом научения. Он также утверждал, что копинг в большей степени детерминирован переменными внешнего характера, которые определяются культурой и окружающей средой. Копинг-поведение предполагает, что предпринимаются усилия и используются определенные средства, а его цель – удовлетворение потребности или уменьшение угрозы. Копинг более управляем (подавляется, сдерживается, вытесняется), так как для него типичен сознательный характер.
В современных зарубежных источниках применяются понятия «активный копинг» (active coping), «преобразующий копинг» (transformational coping), «регрессивный копинг» (regressive coping), «копинг, направленный на избегание» (avoidance coping) [20].
В отечественной психологии термин «совладающее поведение» стал употребляться в 1990-е годы, хотя сопряженные с ним явления изучаются давно. Так, в исследованиях К.К. Платонова, Л.И. Уманского, Б.М. Теплова это понятие именовалось стрессоустойчивостью, в работах В.С. Мерлина оно представало в виде термина «эмоциональная устойчивость». Обращение российских психологов к проблематике копинг-поведения обусловлено расширением представлений о формах личностной активности человека, вниманием к проблемам саморегуляции и усилением в рамках субъектно-деятельностного подхода одного из его полюсов – психологии субъекта.
В настоящее время над различными аспектами этой проблемы (совладающее поведение в семье, на разных этапах возрастного развития, в ситуации болезни или формирующейся зависимости, в условиях профессионального стресса) работает целый ряд ученых: В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, И.А. Горьковая, А.В. Махнач, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, В.Д. Сапоровская, Н.И. Сирота, В.А. Ташлыков, С.А. Хазова, В.М. Ялтонский и другие.
Особое направление в исследовании совладающего поведения появилось, благодаря трудам Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяка, М.В. Сапоровской. Ими выстраивается новый подход к пониманию психологии совладающего поведения как поведения субъекта. Если большинство отечественных авторов изучают совладающее поведение, связывая копинг с теми или иными личностными характеристиками (диспозиционный подход), то последние уделяют внимание ситуационным факторам совладания, которые ещё недостаточно изучены.
Серьезное внимание российским научным сообществом уделяется проблеме описания специфики копинга и его отличий от защитных механизмов. Выделяют следующие критерии различия: осознанность, подконтрольность, адекватность восприятия, эффективность преодоления ситуации, направленность активности «внутрь себя» или на ситуацию (Р.М. Грановская, Б.Д. Карвасарский, А.В. Либин, Е.В. Либина, И.М. Никольская, Е.Т. Соколова, В.А. Ташлыков). При этом копинг характеризуется как целенаправленный, конструктивный и осознанный способ реагирования. Активное изменение, разрешение ситуации ведет к накоплению опыта преодоления и в конечном итоге – к личностному росту. Механизмы защиты способствуют уменьшению эмоционального напряжения, тревоги, делают возможным сохранение гармоничности и уравновешенности структуры личности. Психологической ценой такого внутреннего преодоления стресса является искаженная, фальсифицированная картина ситуации либо ее игнорирование [20].
Наибольшую популярность в русле такого подхода к трактовке копинга приобрело определение, сформулированное Т.Л. Крюковой: копинг-поведение является целенаправленным поведением и позволяет человеку справиться со стрессом (трудной жизненной ситуацией) адекватными личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий, которые либо адаптируют к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать её.
Такое определение копинг-поведения представляется нам наиболее приемлемым ввиду полноты его содержания, учитывающего и личностные ресурсы, и ситуационные факторы.
Можно сделать вывод о том, что, не смотря на множество различных трактований понятия «совладающее поведение», в той или иной степени все они сходятся в том, что это способ адаптации и поведение человека, к которому он прибегает в стрессовой ситуации.
1.3. Характеристика стратегий совладеющего поведения
Существует достаточно большое количество различных классификаций
стратегий копинг-поведения. Они выделяются
исследователями достаточно произвольно.
Однако в зарубежной психологии изучение
можно выделить несколько направлений
По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») Р. С. Лазаруса существует два глобальных типа копинг-стратегий (способов преодоления стресса) - проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный [3].
Проблемно-ориентированный тип направлен на рациональное разрешение трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительных источников информации.
Субъектно-ориентированный тип преодоления стресса является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными действиями и проявляется в попытках не думать о проблеме вообще, стремлении переложить свои заботы на других и использовании средств компенсации отрицательных эмоций, таких, как алкоголь, сон, еда и т. п. Восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение проблемы) используется более интенсивно, если у человека нет знаний, умений или реальных возможностей снизить давление стрессора.
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют пять основных задач копинга как особого адаптивного поведения:
1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности;
2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;
3) поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих силах;
4) поддержание эмоционального равновесия;
5) установление и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [23].
Данные авторы подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Совладание с жизненными трудностями, как они утверждают, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [15]. Это означает следующее: требования ситуации необычны; они подвергают индивида испытанию; требования ситуации превышают ресурсы индивида; им предпринимаются когнитивные и поведенческие усилия, чтобы справиться с требованиями ситуации. Однако авторы этого определения говорят лишь о попытках, об усилиях человека, т. е. о самом процессе совладания с жизненными трудностями. При этом усилия могут быть успешными, а могут и не дать желаемого результата. Как бы то ни было, задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо просто терпеть их присутствие.
Очевидно, само понятие «совладание с жизненными трудностями» имеет разные значения. Прежде всего, это постоянно изменяющийся процесс. Как считают Т. Уиллс и С. Шифман, в данном процессе можно выделить три стадии.
Первая стадия – предупреждающая. Деятельность на этом этапе совладания с негативными жизненными событиями помогает человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений (например, когнитивное усилие для иной интерпретации ситуации).
Вторая стадия – непосредственно совладание с проблемой. Здесь осуществляются когнитивные и поведенческие усилия для решения конкретных задач.
На третьей, восстанавливающей стадии человек имеет дело с последствиями критического события. Цель данного этапа – ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние.
Согласно другой трактовке, совладание представляет собой исключительно реакцию индивида на стресс. Это значит, что когнитивные и поведенческие попытки совладания с проблемной ситуацией делаются только тогда, когда человек переживает стресс. Хотя такой подход позволяет отличить обычное, рутинное поведение субъекта в повседневной, привычной обстановке от его усилий совладать с негативными жизненными событиями, он не учитывает ряд обстоятельств. Например, данный подход исключает возможность избегания стресса индивидом. Кроме того, по этому принципу поведение человека до наступления стрессовой реакции не может быть рассмотрено как попытка совладания с жизненными трудностями.
А. Хамер и М. Зейндер разработали собственную классификацию психологических источников – ресурсов преодоления сложных жизненных ситуаций, включающую пять областей жизнедеятельности человека, «подпитывающих» его действия в трудный период: сферы 1) познания и представлений, 2) чувств, 3) отношений с людьми, 4) духовности и 5) физического бытия. Эффективность обращения к той или иной сфере обусловлена содержанием проблемной ситуации.
Фолкман и Лазарус со своими сотрудниками разработали методику «Способов совладания», которая содержала 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий:
Стратегия противостоящего совладания – состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.
Стратегия дистанцирования – описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.
Стратегия самоконтроля – заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.
Стратегия поиска социальной поддержки – состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.
Стратегия принятия ответственности – заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.
Стратегия избегания – складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из неё.
Стратегия планового решения проблемы – состоит в выработке плана действий и следования ему.
Стратегия позитивной переоценки – описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.
Все восемь типов стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности. Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы. В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда - дополняют. Практика показывает, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания. По оценке ряда исследователей, эффективно использование нескольких способов совладания с негативными событиями, в особенности с применением практических шагов. Неэффективной являются стратегия избегания и позитивная переоценка ситуации. В стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации содержится ловушка.
Придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна и дезадаптивность стратегии избегания.
По мнению отечественного психолога И. Г. Малкиной-Пых стратегии совладающего поведения являются различными вариантами процесса адаптации и подразделяются на соматически, личностно и социально ориентированные в зависимости от преимущественного участия в адаптационном процессе того или иного уровня жизнедеятельности личностно-смысловой сферы. Она выделяет следующие способы совладающего поведения: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание.
Можно выделить три основных критерия, по которым строятся классификации стратегий копинг – поведения: