Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:42, курсовая работа
Сознание и бессознательное - две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом. Четкое различение между первым и вторым - это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументированно заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые, неведомые даже ему самому, процессы.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосо¬знаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Введение.
Глава 1. Понятие сознания
1.1. Сознание и бессознательное
1.2. Соотношение сознания и бессознательного
Глава 2. Бессознательное.
2.1. Фрейд о бессознательном.
2.2. Юнг о бессознательном.
Глава 3. Диалектика сознательного и бессознательного.
3.1. Основные положения учения Фрейда: сознательное и бессознательное.
Заключение.
Список литературы.
Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. [11]. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, например, не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает и наделяет переживание смыслом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном внимании к данному предмету и т.д.
Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям [15].
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
(а) когда перед человеком
возникают неожиданные,
(б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа,
(в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может,
(г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что сознание - это свойство высокоорганизованной материи мозга [4]. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств. Более существенное воздействие на бытие человека оказывает сознание, нежели тело.
Когда в животном мозгу появляется сознание, оно создает для себя собственную информационную базу: оно из фактов производит интерпретации. Например: наступило похолодание, опасное для здоровья. Животный мозг оценивает это как «плохо», и анализирует все имеющиеся в данный момент факторы среды, и делает выводы о том, как надо действовать, чтобы было «хорошо» - чтобы обеспечился инстинкт самосохранения. Сознание имеющуюся оценку «плохо» оценивает во второй раз: оно на «плохо» надстраивает еще одно «плохо». Возникает интерпретация факта, что-то вроде: «Как мне всю жизнь не везет. Какой я несчастный».
Мир сознания - это мир субъективности: он состоит из множества вторичных оценок. Сознание анализирует эти оценки, которые отражают реальность весьма искаженно. На основе анализа делаются выводы о том, как человеку надо действовать, чтобы было хорошо. Но не в реальности! Сознание просто не знакомо с фактами. Сознание делает выводы о том, что делать, чтобы было хорошо, в созданном им мире иллюзий. Чтобы было хорошо в реальности, необходимо удовлетворение изначальных, истинных, потребностей. Чтобы было хорошо в иллюзиях, необходимо обилие вторичных оценок «хорошо». Сознанию все равно, откуда выжать вторичное «хорошо». Ему все равно, соответствует ли объект тому, что у него запрашивается. Оно просто побуждает человека вслепую идти туда-то и делать то-то, чтобы получить плюс [6].
Поскольку в изначальные расчеты заложена ошибка, человек испытывает фрустрацию: он не получает того, что ожидал. В поле сознания на анализ вместо плюса поступает минус. Так начинаются, а потом прогрессируют болезни внутреннего мира: в нем минус постепенно поражает всю жизнедеятельность.
Сознание не сдается и продолжает попытки вытянуть плюс из всего, что доступно. Но оно не учится на своих ошибках. Оно есть самопроизвольные процессы в головном мозгу. Подчиняясь им и действуя на автомате, человек наступает на одни и те же грабли, действуя в тумане непонимания. Но когда у него, получается, выжать плюс из внешнего мира, его сознание все равно недовольно. Сознание априори не может обеспечить в своем информационном поле преобладание «хорошо», потому что оно не может оценивать очевидное «плохо» как «хорошо», и оно не может оценивать очевидное «хорошо» как «хорошо». Сознание не может давать оценку «хорошо» направо и налево, потому что ему всегда кажется мало, сколько бы плюса ни получал человек.
Животное живет необходимым и достаточным. Сознанию надо больше, чем необходимо, и больше, чем достаточно. Жадность - естественно возникающее у него качество. Это потому, что, как только оно появляется в мозгу, оно сразу производит феномен понимания: когда информация анализирует саму себя, она начинает понимать саму себя. И первое понимание, которое приходит к сознанию, - о том, что оно есть. Оно есть - отдельно от внешнего мира. Оно - единица. Но быть единственно важным можно только в среде не важных. «Я» автоматически становится центром мира, вокруг которого все крутится, и все служит ему.
Но вслед за первым пониманием к сознанию сразу приходит второе понимание: о том, что мир - неизмеримо огромный и опасный, а оно - крохотная беспомощная частичка в нем. Это второе понимание становится трагедией сознания, с которой оно начинает бороться. Оно мечется по своему информационному полю и ищет способы надежно прикрыться чем-нибудь от мира. Надежно защитить себя. Оно находит много источников, из которых можно вытянуть плюс - это окружающие люди. Оно становится охотником за их любовью. Оно мониторит чужие оценки и желания, и затягивает их к себе, чтобы проанализировать, а потом сделать выводы о том, как человек должен вести себя, чтобы понравиться. Оно заставляет человека вести себя так, чтобы его любили в ответ. Если ожидаемый результат не приходит, то оно начинает ненавидеть себя за то, что оно некачественное. Если ожидаемый результат приходит, оно не верит и требует от человека, чтобы он постоянно получал подтверждения того, что его любят. Человек начинает истязать любимых и близких, вынуждая их защищаться, закрыться, исчезнуть.
Так получается, что «Я» - изначально самое ценное - растаптывается и теряется. Оно теряется в хаосе чужой информации - но оно не исчезает. Оно просто заталкивается на самую глубину бессознательного, и оттуда требует восстановления в своих прежних правах. Сознание ищет, как вернуть «Я» его первоначальные позиции. Оно находит, что надо подавить других, чтобы быть более важным, чем они. Возникает антагонизм, которого нет у животных - скрытая борьба между людьми за то, чтобы урвать друг у друга как можно больше плюса, доказав при этом, что другой - ничтожество. Эта борьба приносит сознанию новые страдания, потому что в его информационное поле проникают новые минусы [4].
Сознание анализирует сложившуюся ситуацию на основе накопленного опыта своей жизни. У животного память о прошлом не оснащена субъективным отношением - значит, в ней нет боли. У человека память о прошлом субъективна. В ней хранится боль незаконченных ситуаций.
Когда-то минус одержал над человеком верх - человек не смог справиться с обстоятельствами, он проиграл. Он постарался все забыть, обеспечил себя обилием новых впечатлений, которые слоями легли на незаконченную ситуацию, и успели родить много новых проблем. Решение новых проблем, конечно, увлекает, однако оно не выполняет той функции, ради которой было создано: оно не уничтожает запрятанную в глубине боль. Боль требует лечения, даже если человек не знает об этом.
Незаконченная ситуация - это большой минус, зафиксированный в душе. Минус требует такого же по объему плюса, чтобы в итоге получился ноль. Ноль в душе - это освоенный опыт адаптации. Это сила. Это умение щелкать трудные ситуации, как семечки. Незаконченная ситуация требует, чтобы человек дал ей победу. Но человек не знает об этом, и дает ей обилие новых впечатлений, которыми густо наполняет свою жизнь. Незаконченной ситуации не нужен плюс на тему, не связанную с ее болью. Она его не принимает, и ее боль, не получая лечения, разрастается на весь внутренний мир. Сознание анализирует всю новую информацию через ее призму: оно все, что происходит сейчас, наряжает в одежку прошлого. Так человек бесконечно долго продлевает свое прошлое поражение.
Сознание начинает искать спасение в будущем. Оно покрывает свое информационное поле сеткой надежды на то, что скоро все будет хорошо, и анализирует все происходящее ныне с этих позиций. Но и счастье будущего не спасает, потому что оно априори не может этого сделать. Оно просто становится точкой на горизонте, которую человек не в состоянии достичь. Оно приносит новые фрустрации.
Человек ищет виновников своей внутренней боли среди людей. Но общество - это совокупность субъективных миров сознаний. Взаимоотношения в нем - это ориентация в интерпретациях. Все расплывчато, везде - догадки, а не то, что есть на самом деле. Люди не могут понять самих себя и друг друга. Если кто-то кого-то обижает, то не факт, что он знает об этом. А тот, кого обижают, может не замечать этого. Виновник, конечно, находится, и с ним начинается конфликт. Но это глупая война: в ней никто не будет победителем.
Жизнь животного - образец эффективности: его мозг анализирует факты, и оно живет в реальности. Сознание переселило человека из реальности в мир своих иллюзий. Зачем оно ведет в тупик? Почему оно так неуловимо? Почему не открывается человеку, не доносит свою волю, свои планы?
Вместе с сознанием человеку дана свободная воля. Он может воспользоваться ею для руководства своим мышлением: научиться фиксировать работу сознания и направлять ее. Человек может обуздать свое сознание. Он на самом деле великий. Он может на сто процентов стать тем, кто играет, и никому не позволять играть им. Ему надо только освободиться от иллюзий, которые наплодило его сознание.
Существует феномен: чем больше человек отличается от животных в плане управления собственным мозгом, тем больше он возвращается в их мир - в мир реальности. Он из своего внутреннего мира переселяется туда, где когда-то жили его далекие первобытные предки. Он освобождается от иллюзий, и начинает воспринимать факты с их лаконичными связями. Его жизнь становится образцом эффективности[18].
Сознание управляет нами и нашей жизнью.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.
Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, неактуально человеком не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Сознание и бессознательное - две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом.
Четкое различение между первым и вторым - это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументировано заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые, неведомые даже ему самому, процессы.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
До Фрейда человеческую душу воспринимали, как что-то цельное и неделимое, и такая точка зрения имеет полное право на существование… при условии, что наблюдатель находится за пределами исследуемой души. Если смотреть на человека со стороны, то никакой очевидной разницы между сознательными и бессознательными его мотивами нет. Человек и его поступки могут выглядеть противоречиво, но это впечатление разбивается о несокрушимый факт - это всегда один и тот же человек.
Сторонний наблюдатель легко может подметить противоречия или непоследовательность в поведении другого человека, но какие выводы из этого обычно следуют? В лучшем случае его обвинят в глупости, в худшем - в сознательном двуличии и обмане. Никто не любит, когда слова человека расходятся с его действиями.
Но подобные обвинения не всегда справедливы, поскольку, зачастую, речь идет о добросовестном заблуждении, когда человек совершенно искренне не замечает собственной непоследовательности. Вчера он говорил одно, сегодня сделал обратное, и если его ткнуть в это носом, тот он вынужден будет признать, что так оно и есть - его слова и действия расходятся. Но в то же время он может и сам не понимать, почему так вышло, ведь искренним он был и вчера и сегодня.
Вероятнее всего, он начнет оправдываться, искать какое-то объяснение всплывшему противоречию. И делать он это будет не только для того, кто его на противоречии поймал, но и для себя самого, ведь это очень неуютно - сознавать и признавать тот факт, что внутри царит хаос, что целостность собственной личности иллюзорна. Поэтому его ум будет предлагать тысячи объяснений, лишь бы замаскировать обнаруженное противоречие. Одно вранье, маскируется другим враньем.
Так вот, Фрейд первым озвучил проблему внутренней раздвоенности, которая имеет место у каждого, в том числе и совершенно нормального, человека. До Фрейда, раздробленность личности признавалась и исследовалась только в крайних своих проявлениях, когда в результате глубокого психического заболевания личности, как таковой, уже и не оставалось - одни только ее осколки. А Фрейд заявил и доказал то, что в психике даже вполне здоровых людей автономно сожительствуют две сферы - сознательное и бессознательное, и между ними – пропасть [7].
Бессознательное по-разному проявляется в сознании, но оно само связано с космическим, прежде всего посредством биополя. О природе биополя много говорят и пишут. Известно, что биополе есть у людей, растений и животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Наиболее сильными биополями среди людей обладают экстрасенсы. Они же способны раскодировать скрытую и хранящуюся в биополе информацию [12].
Бывают, конечно, совпадения, если говорить о теории больших чисел. Да, иногда можно отгадать ответ, когда речь идет о случае «орел или орешка», когда только два исхода. Но когда человек дает направление поиска и называет место в 40 км, когда называются такие детали, как зоны повреждения у человека, - это уже не совпадения.
Многочисленные факты, связанные с биополем и действиями бессознательного, позволяют сформировать понимание того, что возможна связь сознания через бессознательное с космическим. Это понимание основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3.Фрейдом и его последователями. Так сформировалась точка зрения на бессознательное, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.