Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 17:23, реферат
Роджерс Карл Рэнсом
(1902 - 1987) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги Центрированная на клиенте терапия (1954). В качестве ядра личности рассматривал Я-концепцию, представленную динамикой соотношения Я-реального и Я-идеального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно, реальное Я, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и идеальное Я, представляющее собой то, каким человек хочет быть. Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем.
Исследования в области науки о человеке (именно так следовало бы назвать данную междисциплинарную область исследования) становятся все более представительными и упорядоченными, они быстро развиваются в ряде научных центров. Монографии, публикации в научных журналах, а также ежегодные научные конференции АГП, способствующие распространению философии науки, методов и результатов, относятся к гуманистическим исследованиям.
В последние годы наблюдаются
попытки творческого
Продуктивное сближение происходит также в тех случаях, когда теоретики современного психоанализа делают предметом научного рассмотрения такие темы, как «Опыт своего Я», «Творческие межличностные взаимодействия», вместо разного рода интрапсихических абстракций.
Очень продуктивным может
оказаться сближение гуманистич
Международное общество
политической психологии насчитывает
в своих рядах много гуманистич
Многообещающим примером в этой области является попытка Д. Блайта из Гарвардского университета исследовать внутренний опыт людей, принимающих политические решения в кризисных ситуациях, чреватых перерастанием в ядерный конфликт. Д. Блайт признает, что попытки использовать бихевиористские, когнитивные или психоаналитические модели, для того чтобы изменить мышление политических деятелей, оказались несостоятельными. Д. Блайт работает в русле феноменологической традиции Джемса и использует глубинные интервью, выявляя у политиков их представления о мире, ценностях, эмоциональные состояния и мыслительные процессы во время кризисов.
А. Маслоу, который обладал высоким гражданским сознанием, утверждал, что гуманистическая психология не должна существовать только для себя как некая сепаратистская группировка по отношению ко всей психологии и американской культуре. Ее задача состоит в том, чтобы обогатить мир и служить ему, обогащаясь, в свою очередь, лучшим из того, что существует в мире человеческой мысли и действия. В период усиления нарциссических и индивидуалистических тенденций в США в конце 60-х гг. его предостережение не было лишено оснований. В те годы критики упрекали гуманистическую психологию за то, что она якобы представляла собой некий конгломерат развлекательных и полусерьезных в научном отношении психологических техник, которые действительно получили распространение в среднеобеспеченных слоях общества
Однако анализ конкретных исторических фактов показывает, что гуманистическую психологию всегда волновало положение человека в обществе, улучшение условий труда и жизни людей в обществе. В 1980 г. АГП провела конференцию под девизом «Призыв к действию: роль АГП в социально-общественной жизни». Позитивные социальные тенденции гуманистической психологии представлены в монографии Т. Грининга «Политика и гражданская ответственность», а также в ряде статей в «Журнале гуманистической психологии». Знаменательно, что теперешний сопрезидент АГП Д. Васконселлос, калифорнийский государственный и политический деятель, известен своими работами по психологии самооценки и творческой реализации личности, а также смелыми программами прогрессивных реформ, которые он успешно реализует в общественной жизни штата в течение последних лет.
В 1985 г. АГП отмечала четверть века гуманистической психологии. На конференции, состоявшейся в связи с этим юбилеем, собрались представители различных, в том числе и конфликтующих, ориентации. Конференция показала, что гуманистическая психология преодолевает научный сепаратизм, узость взглядов в борьбе за принадлежность к той или иной школе в психологии и способна к конструктивному синтезу всего лучшего, что накапливается при многообразии форм развития.
Проект советско-американского
сотрудничества АГП с АПН СССР
был основан в 1983 г. на понимании
настоятельной необходимости
Среди многих научных институтов, которые посетили делегации АГП в Москве, Тбилиси и Ленинграде, особенно конструктивные и дружеские контакты происходили в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, сотрудники которого ведут широкие исследования гуманистической ориентации. Общие точки в исследованиях послужили основой для проведения совместных рабочих семинаров в 1986 и 1987 гг. Общим является представление об уникальности и творческом развитии личности, о возможностях психологии и психологов не только в психотерапии, но и в воспитании, в развитии творческого потенциала человека. Важно, что как только мы задаем себе вопрос: «Каковы условия обучения и воспитания, обеспечивающие творческое развитие ребенка?» — мы встаем перед необходимостью определить, что мы понимаем под «творческим развитием», а также обсудить вопрос о том, что считать «хорошим» и кто, собственно, должен решать, что здесь хорошо и что плохо.
Традиционное образование дает сиюминутный эффект, однако в более длительной исторической перспективе оно ведет к дефектам индивидуального и социального развития. Такое образование лишено возможности помочь растущему человеку развить присущие его личности мотивы и способности, установить органичные, т.е. здоровые и полноценные взаимоотношения с обществом (особенно в сфере труда и семейной жизни).
Гуманистическая психология релевантна такому обучению, которое исходит из идеи самоактуализации, использует творческие формы групповой динамики, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия и раскрытию творческих возможностей каждого человека.
Традиционное образование с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса ориентировано исключительно на подготовку производителей материальных ценностей и формирует людей, которые должны заполнить заранее предназначенные для них «ячейки» в обществе. Такое образование уже давно стало тормозом, мешающим эффективно развиваться новому типу обучения и, следовательно, воспитывать человека во всей полноте его уникальности и своеобразия, его возможностей активно и творчески учиться на всех возрастных этапах.
Всеобщая компьютеризация производства и обучения в США усугубила давление на человека, предъявила к нему новые, более жесткие требования, которые идут вразрез с принципами гуманистического обучения. Тем не менее последовательное развитие и практическое приложение принципов гуманистической психологии может превратить компьютеры из врагов в союзников человека. Используемые в контексте гуманизированного обучения, компьютеры могут стать помощниками учащихся в развитии навыков самостоятельного продвижения в той или иной области знаний, могут создавать условия для активного участия в уникальном для каждого учащегося процессе усвоения знаний.
Что мы имеем в виду, когда говорим о необходимости учета уникальности каждого учащегося в процессе обучения? Этот учет означает признание значимости и ценности для учителя и учащихся переживания компонентов открытия нового знания; понимание принципиальной важности непосредственно переживаемых межличностных отношений между учителем и учащимися. Эти моменты должны занимать преимущественное положение, иметь приоритет перед абстрактными принципами обучения, его содержанием и методами эффективного управления учебной работой, преодолевать бюрократические цели и задачи традиционного образования. Такой подход может показаться непозволительной роскошью для школьной системы с ее весьма ограниченными финансовыми возможностями. Сравните, однако, стоимость гуманистического образования с теми прямыми и косвенными затратами на традиционное образование, разрушающее желание ребенка учиться и тем самым преступно растрачивающее драгоценные ресурсы наций. Приплюсуйте к этому затраты на подготовку и оплату работы тех учителей, которые в своей профессиональной деятельности не могут реализовать свои творческие возможности и вынуждены тратить всю свою энергию на безуспешную борьбу с трудностями и проблемами (например, с проблемой дисциплины учащихся), порождаемыми дегуманизированными программами школьного обучения. Хотим мы этого или нет, но полноценный процесс обучения — это всегда индивидуализированный и личностный процесс в той мере, в какой он действительно способствует творческому развитию учащегося.
К. Роджерс получил большую поддержку во время московских встреч с советскими психологами (так же как и я во время своих четырех поездок в СССР).
В группах «встреч» и на рабочих семинарах, которые К. Роджерс провел во время его самых последних семинаров в Москве и Тбилиси, было убедительно показано в натуральных условиях естественно складывающихся событий жизни группы, что если воздействовать аутентично и создавать особые условия, которые развивают в каждом отдельном индивиде его конгруэнтность, эмпатию и самоутверждение, то это в итоге проводит к росту творческости каждой личности и группы в целом, к ее возможности решать совместно личностные и групповые проблемы все более и более сложного уровня. Наверное, немного найдется психологов, кто, подобно К. Роджерсу, столь полно и до конца личностно включался в каждый опыт общения, в каждый эксперимент, в каждую страничку своих многочисленных работ, в столь доказательно представленные стенограммы экспериментов.
Осуществление новаторских, гуманистических начинаний в области образования —большое искусство, требующее настойчивости в воспитании воспитателей, высокого профессионального мастерства, творческого видения проблем и полной самоотверженности.
Развитие сотрудничества
между американскими и советски
Для теории личности Роджерса характерны все основные положения гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса являются феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, соответственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.
Фундаментальное понятите теории Роджерса – «Я-концепции», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.
В тенденции самоактуализации очень важна потребноть человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.
В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем рожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.
В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность». Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).
Второй тип соответствует человеку, получившему условное позититвное внгимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведнеи отягощено защитными механизмами. Он живет соглдасно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.
С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между «Я» и преживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названием «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке», в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.