Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:21, реферат
Психологическая служба образовательного пространства, о необходимости которой много говорят и пишут, становится реальностью. В образовательных учреждениях страны появляется специалист, которому предстоит вместе с учителями и родителями решать практические задачи. Успешность его работы, очевидно, будет зависеть и от академической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этапа доказательства необходимости психологической службы образовательного пространства к этапу ее научно-методического обеспечения. Начало последнему положила разработка группой ученых «Положения о психологической службе», которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности, место и роль в образовательном пространстве.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая служба образовательного пространства, о необходимости которой много говорят и пишут, становится реальностью. В образовательных учреждениях страны появляется специалист, которому предстоит вместе с учителями и родителями решать практические задачи. Успешность его работы, очевидно, будет зависеть и от академической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этапа доказательства необходимости психологической службы образовательного пространства к этапу ее научно-методического обеспечения. Начало последнему положила разработка группой ученых «Положения о психологической службе», которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности, место ироль в образовательном пространстве. Оно исходит из неявного предположения, что готовность психолога к такой работе может быть достигнута в ходе его профессионального обучения. Между тем психологу сразу же пришлось столкнуться с проблемами, адекватно не представленными ни в учебниках, ни в лекциях преподавателей высшей школы. Иначе говоря, он оказался в ситуации, которая требовала от него самостоятельного перехода от теоретических знаний к способам их практического применения. С учетом объективного рассогласования «образов мира», создаваемых, с одной стороны, академической, а с другой - практической психологией, такая ситуация серьезно препятствует нормальному функционированию психологической службы в образовательном пространстве. Для исправления создавшегося положения нужна реальная помощь со стороны психологической науки.
В этой связи появляются всевозможные методические разработки в помощь практическому психологу, которые можно расценивать как своевременную попытку построить мост между наукой и практикой. Это руководство по решению задач, стоящих перед психологом, позволяющее ему научно и обоснованно строить технологию своей деятельности. Здесь освещаются вопросы, которые касаются не только средств этой деятельности, но и концепции психологической службы в образовательном пространстве, функции и задачи психолога, его места, роли и позиции в образовательном пространстве. В своей работе я буду освещать роль и место психолога в образовательном пространстве школы.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Психологическая служба как организационная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а широком смысле – служба практической психологии в образовании.
Так, на сегодняшний день правомерно говорить о том, что в России, по сути дела, заложены основы психологической службы. Об этом свидетельствуют:
· наличие законодательной основы существования и образования службы;
· готовность отечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием;
· мощный кадровый потенциал (в системе образования России уже сейчас работают почти шестьдесят тысяч психологов);
· достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования;
· представительная сеть практических центров психологической помощи (свыше семисот таких центров действуют сейчас в системе отечественного образования).
Основную долю клиентов, с которыми наиболее часто приходится работать школьному психологу, составляют школьники младших и средних классов. На втором месте - старшеклассники и родители, затем - педагоги. Реже всего психологи работают с детьми дошкольного возраста. Интересно отметить, что дети, нуждающиеся в помощи, попадают на приём к школьному психологу следующим образом: по направлению школы, по инициативе родителей, по собственной инициативе и очень маленький процент по направлению поликлиники.
Таким образом, наиболее часто визит к психологу инициирую родители и учителя с определёнными проблемами в поведении ребёнка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, поведении, здоровье и т.д.). Всё это свидетельствует о росте информированности населения о психологической службе, о своеобразном росте доверия к сотрудникам психологической службы, а в итоге - о росте психологической культуры населения в целом, без которой трудно представить сегодня развитие современного сообщества.
Получив консультацию
квалифицированного психолога-практика,
педагоги и родители далее самостоятельно
взаимодействуют с ребёнком, корректируя
его развитие. Очевидно, что консультационно-
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ
Теоретическая концепция необходима психологической службе для того, чтобы, объяснив природу и сущность онтогенетического развития психики, обосновать содержание работы психолога в школе, охарактеризовать его функции. В качестве фундаментального положения этой концепции предполагается понимание личности как целостной психологической структуры. Очевидно, придется также разграничить процесс развития личности и развития психики. Но, взятое само по себе, оно может создать превратное представление о природе психического развития. Так, вряд ли можно принять без возражений вывод, который делается на основе указанного положения: «Учитель не имеет права объяснять неудачи своих учеников их плохим умственным развитием, так как оно само в значительной степени определяется обучением». Можно видеть, как предельно общая теоретическая формула, взятая в качестве объяснительного принципа, сразу же обнаруживает неадекватность реальности. За ней явственно просматривается, казалось бы, уже преодоленная идея всесильности педагогического процесса.
Представление о психическом развитии как внешне управляемом процессе не соответствует данным ни экспериментальных, ни теоретических исследований. Например, выявлено, что природная составляющая, существенно сказывающаяся на логике психического развития, проявляет себя не только в способностях, но и в склонностях, даже в направленности. По словам А.Г. Асмолова, подобного рода данные напоминают «кошку, которая гуляет сама по себе, если не рассмотреть их предмет как органические предпосылки развития личности ».
За предлагаемой концепцией кроется теоретическая посылка, названная А.Н. Леонтьевым «постулатом непосредственности». Согласно постулату, психические явления возникают в результате воздействия внешних агентов на органы чувств живого существа. Их влияние определяет и процессы психического развития. В этой схеме школьный психолог получает роль такого агента, корректирующего и направляющего это развитие. Как раз в эту схему укладывается «основная психологическая идея» школьного психолога - «возможность гармонического развития личности каждого школьника и «основной принцип его деятельности» - принцип индивидуального подхода.
Реальной альтернативой постулата непосредственности является представление о деятельностной природе психики, где активность живого существа связывает его с окружающим миром и выступает той основой, на которой возникает, функционирует и развивается психологическое отражение реальности. Отсюда работа с ребенком - это не совокупность педагогических воздействий, а определенная организация его жизни. Школьный психолог, конечно же, должен применять индивидуальный подход, но от него нельзя требовать ответственности за психическое развитие ребенка в заранее заданном направлении.
Свое отношение к деятельностному подходу автор демонстрирует при оценке идеи ведущей деятельности как не позволяющей решать «многие вопросы, которые школа ставит перед практическим психологом». Но эта оценка противоречит опыту психологического консультирования, показавшего, что идея ведущей деятельности имеет фундаментальное значение для развития ребенка, в том числе и для анализа индивидуальных особенностей развития в конкретных случаях. Зато в противовес идее ведущей деятельности автор выдвигат идею проблем возраста. В ней подробно излагаются эти проблемы, сведения о которых были получены от школьников различных возрастных групп, что соответствует логике названного постулата: (если мир отражается непосредственно, то все содержание отражаемого дано в сознании).
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
· психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;
· психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;
· он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы;
· психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Какие личностные появления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувства виновной ничтожности.
Сегодня в школу пришли два психолога: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школой; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ. Где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворениюего научных поисков.
Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление получать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.
Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности действия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.
Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятия ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу, что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».
Выраженная ориентация на ценность другого человека профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятием им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.
Это делает профессию психолога одни м из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа видят в практическом психологе помощника в борьбе с трудными детьми и трудными педагогами, ожидают от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.
Учреждение с низким уровнем образования и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей уроки и т.д. Однако не одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, воспитателя, который не работает с группой, директора, не умеющего работать с коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, прямое недовольство им.