Психология в экстремальных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 22:57, реферат

Краткое описание

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно, как всегда. Но с наступлением сложной, лично значимой, а тем более опасной, экстремальной ситуации многократно возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение координации движений, снижаются восприятие и внимание, меняются эмоциональные реакции и многое другое.
В экстремальной ситуации, иначе говоря, в ситуации реальной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:
резкое понижение организованности (аффективная дезорганизация) поведения
резкое торможение активных действий;
повышение эффективности действий.

Содержание

1. Психология безопасности деятельности…………………………………………..3
2. Поведение человека в экстремальных ситуациях………………………………...4
3. Управление эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях…………6
4. Оценка и диагностика угрозы по физическим данным и признакам психического состояния человека…………………………………………………...16
5. Паника………………………………………………………………………………27

Список используемой литературы………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Поведение человека в экстремальных ситуациях.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

Лиц, от которых исходит  угроза нападения или шантажа, можно разделить по трем большим группам:

  1. Психически нормальные люди, находящиеся в состоянии, когда не наблюдается отклонений в поведении.
  2. Психически нормальные люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  3. Люди с патологией психики.

Если наличествует угроза физического нападения или оно  уже осуществляется, то в первую очередь необходимо ориентироваться  на физические данные нападающего: рост, вес, телосложение, характерные признаки, могущие указать на то, что он проходил специальную подготовку.

Как данный человек стоит?

  • боксер, как правило, принимает открытую, но все же боксерскую стойку, непроизвольно сжимает кулаки, нередко кулаком ведущей руки постукивает в открытую ладонь другой, как бы играя сам с собой (таким образом тут можно получить информацию о том, левша он или правша). Нередко у боксеров можно наблюдать характерные изменения в строении носа - как следствие неоднократного травмирования переносицы.
  • борец обычно стоит несколько опустив плечи, руки - вдоль туловища или полусогнуты, пальцы как бы готовы что-то схватить, ноги на ширине плеч или чуть шире, стойка может восприниматься как угрожающая, при этом движения более плавные, чем у боксера.
  • человек, занимающийся карате, может непроизвольно принять одну из стоек этого вида единоборства, ноги и руки занимают характерное положение, пальцы не всегда сжаты в кулак, но если сжаты, то гораздо плотнее, чем это делают боксеры.

Как правило, все эти  люди имеют хорошее телосложение, развитую мускулатуру, гибкость в движениях, смотрят на партнера, фиксируя малейшие изменения в его поведении.

Кстати, фиксация внешних  признаков угрожающего, нападающего, шантажирующего крайне важна, поскольку  любая замеченная мелочь может пригодиться  в случае дальнейших контактов. Если позволят время и условия, целесообразно обратить внимание на рост, особенности телосложения, цвет волос и особенности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбородка, ушей, следует обратить внимание на то, во что одет шантажирующий, но самое главное - особые приметы, выделяющие данного человека. К особым приметам относятся не только родинки, шрамы, наколки, какие-либо физические изъяны, но и манеры поведения, жестикуляция, особенности голоса, произношения, лексика и многое другое, характерное только для этого человека. После того как ситуация тем или иным образом закончится, целесообразно зафиксировать все на бумаге, не дожидаясь прибытия представителей правоохранительных органов, пока многие детали еще свежи в памяти.

Если угрожавший звонил по телефону, следует обратить внимание на характер звонка - местный или иногородний, как абонент представился, сразу же повел речь о существе дела, не спросив, с кем он разговаривает, или вначале уточнил, с кем он говорит. Характеристика его речи - быстрая или медленная, внятность, наличие заикания, акцента, четкость и другие особенности произношения. Голос - громкость, тембр (хриплый, мягкий), нетрезвый. Манера говорить - спокойная, уверенная, связная, неторопливая, торопливая, пристойная, или наоборот. Наличие шумов, сопровождающих разговор, - другой голос, который подсказывает, что говорить абоненту, тишина или сильный шум, звук транспорта (поезд, метро, автомобиль, самолет), шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим, следует также обратить внимание на степень агрессивности и направленности на конкретное лицо, что может свидетельствовать о личных мотивах, или это агрессивность "общего" характера, а конкретное лицо - это объект, над которым поручено произвести насилие. Следует реальность угрозы отличить от ситуации "взятия на испуг".

Важно определить эмоциональное  состояние шантажиста - от этого  зависит характер и быстрота его  действий, степень агрессивности, возможность  ведения диалога с ним. Опишем некоторые эмоциональные состояния, характерные для разбираемой ситуации, и покажем, как по внешним признакам можно определить, какую (какие) эмоции испытывает угрожающий.

Страх - иногда можно столкнуться  с ситуацией, когда угрожающий или нападающий сам боится.

При страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, за счет чего у человека появляется скованность, раскоординированность движений, можно  зафиксировать дрожание пальцев  или рук, постукивание зубов можно  не только видеть, но иногда и слышать. Брови почти прямые, несколько приподняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают морщины. Глаза раскрыты достаточно широко, нередко расширены зрачки, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, губы напряжены и немного растянуты. Взгляд воспринимается как бегающий.

Происходит более активное потоотделение в следующих зонах: лоб, над верхней и под нижней губой, шея, подмышки, ладони, спина.

При страхе могут происходить  изменения голоса и речи. Громкость голоса снижается порой до шепота, меняется темп речи, она становится более замедленной, с заметными паузами между слогами, словами, фразами. Часто эти "пустоты" заполняются междометиями, словами-паразитами.

Гнев - показатель степени  агрессивности шантажиста. Его поза приобретает угрожающий характер, человек выглядит так, будто готовится к броску. Мышцы напряжены, но нет характерного для страха тремора. Лицо нахмуренное, взгляд может фиксироваться на источнике гнева и выражать угрозу. Ноздри расширяются, крылья ноздрей вздрагивают, губы оттягиваются назад, иногда настолько, что обнажают стиснутые зубы. Лицо либо бледнеет, либо краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу человека, испытывающего гнев, пробегают судороги. Резко повышается громкость голоса (угрожающий срывается на крик), кулаки сжаты, на переносице резкие вертикальные складки, глаза прищурены. При сильном гневе человек выглядит так, будто вот-вот взорвется.

Речь с нотками угрозы, "сквозь зубы", могут иметь место  весьма грубые слова, обороты и нецензурная брань. Характерно, что при гневе человек ощущает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импульсивным. В этом состоянии он испытывает потребность в физическом действии, и чем больше гнев, тем больше эта потребность. Самоконтроль снижен. Поэтому нападающие стремятся любыми способами "взвинтить себя", быстрее довести свое состояние до гнева, поскольку облегчается пусковой механизм агрессивных действий.

Презрение - в отличие  от гнева эта эмоция редко вызывает импульсивное поведение угрожающего, но не исключено, что именно поэтому человек, демонстрирующий презрение, в чем-то более опасен разгневанного.

Внешне это выглядит примерно так: голова приподнята, и  даже если человек, демонстрирующий  презрение, ниже Вас ростом, то создается впечатление, что он смотрит на Вас сверху. Можно наблюдать позу "отстраненности" и самодовольное выражение лица. В позе, мимике, пантомимике, речи - превосходство. Особая опасность этой эмоции заключается в том, что она "холодная" и презирающий человек может совершить агрессивное действие спокойно, хладнокровно. Но если что-то из задуманного не получится, то может появиться гнев. Сопряжение этих двух эмоций несет еще большую опасность.

Отвращение - эмоция, которая  тоже может стимулировать агрессию. Человек, испытывающий отвращение, выглядит так, будто в рот ему попало что-то отвратительное или он почувствовал крайне неприятный запах. Нос наморщен, верхняя губа подтягивается вверх, иногда создается впечатление, что у такого человека косят глаза. Как и при презрении - поза "отстраненности", но без выраженного превосходства.

В сочетании с гневом может вызвать весьма агрессивное  поведение, поскольку гнев "мотивирует" нападение, а отвращение - потребность  избавиться от неприятного.

Нередко угрозу нападения, само нападение или шантаж осуществляет человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Алкоголь и наркотики приводят психику нападающего или угрожающего в состояние повышенной возбудимости, резко снижают уровень самоконтроля. Именно поэтому иногда бывает важно определить, какой "допинг" и сколько принял партнер и чего от него можно ожидать.

Наиболее опасны легкая и средняя стадии алкогольного опьянения, вызывающие нередко повышение агрессивности. Некоторые принимают алкоголь "для храбрости", преодолевая тем самым чувство страха. При алкогольном опьянении снижается критичность восприятия происходящего, такой человек с трудом воспринимает или вообще не воспринимает какую бы то ни было аргументацию. Движения активизируются и быстро могут перейти в агрессивные. Как правило, физическому нападению в подобных ситуациях предшествует ругань, брань, угрозы.

Человек, находящийся  в состоянии наркотического опьянения  внешне выглядит как любой нормальный человек, в связи с чем это  состояние трудно распознать.

Наркотическое опьянение  характеризуется, как правило, повышенной активностью в движениях; быстрая, чрезмерно живая речь, не совсем адекватное реагирование на вопросы, своеобразный "блеск" в глазах, иногда беспричинный смех, приподнятое настроение. У некоторых людей в этом состоянии уменьшается чувствительность к боли, отсутствует чувство сопереживания к другим. Ответственность за свои действия может осознаваться. Все это характерно для легкого наркотического опьянения, которое действует возбуждающе.

У хронического наркомана  можно зафиксировать следы от уколов, мешки под глазами. Кстати, следует иметь в виду, что реакция  на наркотик может быть достаточно кратковременной, а окончание его  действия в экстремальной для  наркомана обстановке может вызвать у него абстиненцию, следствием которой будет резкое ухудшение его состояния, он может стать подавленным, злобным, еще более возбужденным и агрессивным. У него может возникнуть непреодолимое желание как можно скорее устранить препятствие к очередной дозе наркотика. У некоторых наркоманов этот период "активизации" длится непродолжительное время, после которого может наступить период резкой депрессии, вплоть до эпилептических припадков, когда он становится практически беспомощным.

Агрессия может исходить от человека:

  • страдающего расстройством психики (параноидной шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и др. заболеваниями);
  • психически здорового, но с аномалией характера (психопатии, особенно возбудимая, эпилептоидная формы);
  • с акцентуацией характера, когда при определенных условиях происходит дезадаптация личности по одной из форм или видов психопатий;
  • психически здорового, но находящегося в состоянии временного расстройства психики (психогении, реактивные состояния, экзогении).

Давать агрессивную реакцию может любой человек при определенных условиях, но акцент делается именно на лица, страдающие психическим недугом (хроническим или временным), поскольку агрессия может являться выражением психического состояния независимо от внешних факторов или каких-либо особых условий. Более того, когда агрессивное состояние не находится в прямой или косвенной зависимости от внешних обстоятельств или от внешних побуждающих мотивов (никем не провоцировано), это означает, что повлиять или видоизменить реакцию со стороны окружающих немедикаментозным способом невозможно.

Особенно опасны больные, страдающие слуховыми или зрительными  галлюцинациями, когда они утрачивают всякую связь с реальностью и  подчиняют свои действия только им ведомым мотивам. Часто их поступки совершенно непонятны окружающим: нет последовательности действий, они не подчинены законам логики, причинно-следственным отношениям между явлениями и фактами, их невозможно прогнозировать и чаще всего истинные причины агрессивных реакций утаиваются ими даже от самых близких (родителей, друзей, если можно назвать друзьями криминальные элементы, у которых они пользуются "уважением" из-за своей агрессивности и жестокости). Но, как правило, такие больные предпочитают криминальное поведение в одиночестве и агрессия может быть направлена на совершенно случайного человека. Из-за отсутствия логики и видимой причины, побудившей человека к совершению преступления, крайне трудно становится обнаружение преступника.

Им неведомо состояние  страха, которое может испытать человек без психических расстройств, чувство сострадания, жалости.

Внешне они выглядят напряженными, взгляд как бы обращен  в себя, они "прислушиваются" к  чему-то, мимика меняется независимо от внешних обстоятельств, чаще всего  злобная, так же как и выражение глаз, улыбка более схожа на оскал. Такие больные обращают на себя внимание неряшливостью, запахом немытого тела и грязной одежды.

Бывают варианты, когда  агрессия направлена против самого себя, больные считают себя недостойными жить, но готовы и других "забрать с собой", будучи искренне уверенными, что окажут услугу, избавляя человека от "ужасов земного существования".

Не менее агрессивны бывают больные эпилепсией, психопаты  эпилептоидного круга и акцентуированные личности по эпилептоидному типу. Их объединяет еще и жестокость. Как правило, они отличаются крайней обидчивостью, злопамятностью, мстительностью, упрямством, неспособностью уступить в споре, хотя сами являются его инициаторами. Конечно, отличия в этих вариантах имеются: если для акцентуированной личности существуют все же пределы, которые они не переступят в споре, в конфликте, то больной эпилепсией насколько медленно, настолько и глубоко вязнет в конфликте и не может остановиться, теряет контроль в своем возбуждении, ярости и агрессии. Если он переступил грань, то реакция обязательно будет сопровождаться деструктивными действиями (множественными и однотипными). Для всех вариантов характерна злопамятность, вынашивание мести. А до осуществления мести - их поведение отличается льстивостью и угодливостью, не зря о них говорят: "с библией в руках и кинжалом за пазухой".

Поскольку они педантичны, тщательны и скрупулезны, то они  в этом ключе и строят планы  мести. Фанатизм в религии, политике и идеологии чаще является свойством  эпилептоидных психопатов; большинство террористов под лозунгом "борьбы за справедливость" окружают себя такими же типами и безжалостно уничтожают массу невинных людей. С ними невозможны переговоры, их нельзя уговорить, они не внушаемы, они никого не любят, даже себя - "умру, но не уступлю".

Информация о работе Психология в экстремальных ситуациях