Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:50, реферат
Настроение и быстрота реакций, способности и ценности, умение общаться с людьми и интеллект - любая психологическая характеристика, какую бы мы не назвали, имеет индивидуальные различия. Эти индивидуальные различия могут быть больше или меньше, увеличиваться или уменьшаться с возрастом, чрезвычайно возрастать в экстремальной ситуации и сводиться к минимуму в результате обучения и тренировки. Единственное, чего не происходит, так это их полного исчезновения.
Введение 3
1. Первые попытки выделения психологических типов 4
2. Построение психологических типологий 7
3. Типология темпераментов И.Канта и В.Вундта 12
4. Типологии, основанные на клиническом материале
(О. Гросс И К. Юнг) 19
5. Выделение биологических основ психологических свойств
(типология Э. Кречмера) 26
6. Объединение типологий Кречмера и Юнга 29
7. Соматотипирование 33
Заключение 34
Список литературы 35
Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоциональных реакций, второй - уровень стабильности эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д. (рис. 1).
Таким образом, Вундт отходит от
чисто описательных типологий темперамента,
вводя две психологические
Кроме того, типология Вундта не привязана исключительно к крайним проявлениям тех психологических характеристик, которые свойственны разным типам темперамента. Так, например люди с разной силой эмоций могут быть отнесены к холерическому или меланхолическому типу: главное, чтобы баланс силы - слабости эмоций был в пользу силы.
Рис. 1. Модель четырех типов темперамента по Вундгу
3. Типологии, основанные на клиническом материале (О. Гросс И К. Юнг)
В начале XX в. был предпринят ряд попыток создания психологических типологий, исходя из клинических наблюдений.
Хорошо известна типология Отто
Гросса (1902), выделившего два типа
психопатий. В основе его типологии
лежит представление о
Разные соотношения первичных и вторичных функций образует два типа. Один из них характеризуется глубокой эмоциональностью (т.е. интенсивностью первичных функций), которая связана с большими затратами нервной энергии и на восстановление которой требуется длительное время (длительная вторичная функция).
Второму типу свойственна меньшая интенсивность переживаний (т.е. первичная функция имеет низкую интенсивность), поэтому и период восстановления (длительность вторичной функции) оказывается короче.
Чем короче вторичные функции, тем больше первичных функций может быть выполнено в единицу времени. Благодаря этому, люди, относящиеся ко второму типу, более активны, у них меньше скорость реакции на внешние стимулы и им легче переключать внимание с одного объекта на другой. У людей первого типа медленно восстанавливающаяся готовность к действию способствует лучшей переработке информации, и ее более прочному запоминанию.
Типология Гросса в том виде, в котором она была описана автором, почти не использовалась в психологии. Однако она повлияла на формирование представлений о когнитивных стилях.
Значительно большей известностью пользовалась и пользуется до сих пор типология Карла Густава Юнга (1920). Она представляет собой попытку разделить людей на типы, исходя из собственно психологических различий между ними.
Юнг выделил два общих типа - экстравертированиый и интровертированный. В основе различий между этими двумя типами лежит субъектно-объектная ориентация.
Для экстравертов характерна направленность
на объект. Внешние по отношению
к ним факторы - мнения других людей,
общепринятые представления, объективные
обстоятельства - определяют их поступки
и решения в значительно
Для интроверта решающими являются субъективные точки отсчета. У него субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая, например, какое-то чувство, интроверт обращает внимания не на события или людей, которые эти чувства вызвали, а, прежде всего, на собственные переживания. Интровертированная установка выражается и в том, что собственное мнение оказывается для интроверта всегда более весомым аргументом, чем внешняя реальность. Как говорит Юнг, собственное мнение становится между интровертом и объективными фактами.
Кроме сознательной установки, оба типа - экстравертированный и интровертированный - имеют и бессознательную установку. Бессознательная установка выполняет по отношении к сознательной компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная.
У экстравертов, при подавлении субъективного, компенсация, как естественно предположить, будет акцентировать именно субъективное. Поэтому бессознательная установка экстравертов является интровертированной (ориентированной на субъект) и выражается в эгоцентрических устремлениях.
Компенсаторная функция
Если сознательная установка сильно преувеличена, то бессознательное теряет свой компенсаторный характер. Так, например, интроверты в этом случае могут наделять объект опасными и магическими чертами. При этом, чем сильнее сознательная интровертированная установка, тем больше тревоги и недоверия вызывают новые и незнакомые объекты, тем страшнее становится общаться с окружающими. Идеалом становится необитаемый остров.
Экстраверсия и интроверсия
характеризуют две больших
Экстравертированный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения исходя исключительно из рассудочных, интеллектуальных мотивов. Люди этого типа склонны создавать схемы (Юнг называет их «формулы») объективной реальности и руководствоваться этими схемами в своей жизни как непреложным законом бытия, не терпя никаких отклонений и требуя полного подчинения этим схемам ото всех окружающих. Они точно знают, как надо. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то люди этого типа предстают перед обществом в виде новаторов и социальных реформаторов. Но, чем уже схема, тем больше вероятность, что представитель этого типа превратится просто в брюзгу, а служение своему идеалу не остановит его ни перед какими сомнительными с нравственной точки зрения поступками: цель оправдывает средства. Экстравертам мыслительного типа свойственна неполноценность эмоциональной сферы. Они редко сочувствуют людям и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
Экстравертированный эмоциональный тип характеризуется склонностью к эмоциональной оценке всего того, что его окружает и одновременно - к «правильным» эмоциям. Поскольку общей установкой экстравертов является направленность на объект, то и эмоции их обусловлены объектом. Они любят «подходящего» партнера, т.е. партнера, отвечающего определенным критериям (например, занимающего соответствующее социальное положение). Они ходят в театр и испытывают те эмоции, которые надо испытывать в театре. От их чувств веет холодом, и они воспринимаются скорее как притворство, нежели как истинная эмоция.
Экстравертированный сенсорный тип определяет ценность объектов по силе ощущения: те объекты, которые производят наиболее сильные ощущения оказываются и наиболее ценными. Люди этого типа ориентированы на поиск удовольствия и наслаждения. При относительно небольшом превалировании ощущений над другими психическими функциями они производят хорошее впечатление на окружающих, являя собой эстетов или, в более примитивном варианте, людей, предающихся простым радостям жизни (хороший обед, обустроенный быт). При сильном преобладании ощущений представители этого типа становятся неприятными: все, что они делают, рассматривается ими исключительно как повод для получения приятных ощущений.
Экстравертированный интуитивный тип стремится к открытию возможностей в окружающих его объектах. У него чрезвычайно тонкий нюх на все новое и необычное. Замечая нечто новое, он преисполняется энтузиазма, не может думать ни о чем другом, но, как только объект его бурной привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на что-нибудь другое, сулящее новые возможности. Поскольку при этом его никогда не заботят нравственные аспекты, окружающие считают его человеком легкомысленным и даже авантюристом. Люди этого типа вносят неоценимый вклад в общественную жизнь. Они не только замечают то, что может быть перспективным, но обладают способностью заражать своим энтузиазмом окружающих и воодушевлять их. Однако сами они редко пользуются плодами своих интуитивных прозрений, потому что переключаются на новые объекты, предоставляя другим доводить до конца то, что потеряло прелесть непознанных возможностей. Юнг пишет про представителей этого типа, что они «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.
Интровертированный мыслительный тип характеризуется тем, что его суждения определяются субъектной направленностью. Его мышление - это не воссоздание реальной действительности, а доведение неясного образа до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под имеющийся у него образ или вообще эти факты игнорировать. Он склонен создавать теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа он стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Основные проблемы людей этого типа связаны с тем, что они не могут вступить в продуктивный контакт с другими людьми. Они не стремятся увлечь окружающих своими идеями, завоевать их поддержку. Если они уверены в правильности своих идей, то негодуют на общество, отказывающее их воспринимать, а люди, эти идеи критикующие или не понимающие, вызывают у них исключительно раздражение. Они - плохие учителя. Окружающими они воспринимаются как люди неприятные, высокомерные и властные. Однако те, кто знает их близко, видят их наивность и неприспособленность.
Интровертированный эмоциональный тип характеризуется внешним спокойствием, даже индифферентностью. Поскольку эмоции интроверта субъектно ориентированы, они часто оказываются незаметны для наблюдателя, но на самом деле могут достигать необычайной глубины. Сдержанность в выражении эмоций воспринимается не только как холодность, но и как негативная оценка окружающих.
Интровертированный сенсорный тип, в отличие экстравертированного сенсорного типа, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение возникает, объект теряет ценность для представителей этого типа. На окружающих люди этого типа оказывают угнетающее воздействие. Представители этого типа непонятны и непривлекательны.
Интровертированный интуитивный тип порождает фантастов и художников, а при отклонении от нормы - мистиков. При выраженном преобладании интуиции над другими процессами и сами представители этого типа, и продукты их творчества становятся непонятными для окружающих.
Характеризуя
различные психологические
Путь от психиатрии к психологии является традиционным для типологических концепций первой четверти XX в. Более развитая в этот период психиатрия обладала обширной фактической базой и стремлением к междисциплинарному анализу наблюдаемых явлений. Использование данных о психических отклонениях как крайних проявлениях нормальной психической жизни человека казалось естественным и для понимания механизмов, регулирующих функционирования мозга, и для описания индивидуальных различий.
Очень скоро стало ясно, что норма - сложнее патологии, а нормальные психологические характеристики - значительно многообразнее в своих проявлениях, чем это представлялось при создании подобных типологий. Тем не менее, эти типологии сыграли немалую роль в развитии психологической науки: во-первых, они обратили внимание на индивидуальные различия между группами людей, а во-вторых, они смогли выделить существенные особенности психической жизни. Так, предложенное Юнгом разделение людей на экстравертов и интровертов не потеряло своего значения до настоящего времени, хотя в смысл этих понятий вкладывается теперь несколько иное содержание.