Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:55, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности механизмов психологической защиты у детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить основные механизмы защиты личности.
2.Изучить защитные автоматизмы.
3.Выявить особенности развития детей подросткового возраста.
4.Выявить особенности психологической защиты у подростков.
5.Выявить особенности влияния социума (семьи, школы, друзей) на развитие психологической защиты ребенка.
Введение
3
Современные научные представления о защитных механизмах личности
6
2.1. Основные механизмы защиты личности:
6
2.1.1. Отрицание
8
2.1.2. Проекция
9
2.1.3. Замещение (словом, действием, регрессия, миром фантазии)
10
2.1.4. Подавление (изоляция, интроекция)
12
2.1.5. Интеллектуализация (аннулирование, сублимация, рационализация)
13
2.1.6. Реактивное образование
15
2.1.7. Компенсация (сверхкомпенсация, идентификация, фантазии)
16
2.1.8. Вытеснение
17
2.2. Защитные автоматизмы
18
2.3. Развитие механизмов психологической защиты в онтогенезе
19
Механизмы психологической защиты у подростков
24
3.1. Особенности развития детей подросткового возраста
24
3.2. Особенности психологической защиты у подростков:
27
3.2.1. Аскетизм в пубертате
29
3.2.2. Интеллектуализация в пубертате
31
3.2.3. Любовь к объекту и идентификация в пубертатном периоде
33
3.3. Особенности влияния социума (семьи, школы, друзей) на развитие психологической защиты подростка
36
Заключение
40
Список используемой литературы и сайтов
Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального развития и научения. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми сталкивается подросток, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования [42].
Психиатры и клинические психологи, не являющиеся убежденными психоаналитиками, приходят к пониманию роли защитных механизмов в развитии личности. Так, было сказано, что преобладание, доминирование какого-либо защитного механизма может привести к развитию определенной черты личности. Или, наоборот, человек с сильными характеристиками личности имеет тенденцию доверять определенным защитным механизмам как способу совладания с определенными стрессами: так, например, личность с высоким самоконтролем имеет тенденцию использовать интеллектуализацию как основной защитный механизм.
С другой стороны, обнаружено, что у людей с серьезными личностными расстройствами и нарушениями может преобладать определенный механизм защиты как средство искажения реальности. Например, такое расстройство личности, как паранойя (страх преследования), связан чаще с проекцией, а психопатии - преимущественно регрессией как защитным механизмом личности.
Предполагаемые взаимосвязи личностных черт, расстройств личности и механизмов защиты:
Личностные черты |
Расстройства личности |
Механизм защиты |
Робкий |
Пассивно-агрессивный пассивный тип |
Вытеснение |
Агрессивный |
Пассивно-агрессивный агрессивный тип |
Замещение |
Общительный |
Маниакальный тип |
Реактивные образования |
Унылый |
Депрессивный тип |
Компенсация |
Доверяющий |
Истероидный тип |
Отрицание |
Подозрительный |
Параноидный тип |
Проекция |
Контролирующий |
Обсессивно-компульсивный тип |
Интеллектуализация |
Бесконтрольный |
Психопатический тип |
Регрессия |
В многочисленных исследованиях межличностные взаимодействия подростка однозначно оцениваются как определяющий фактор его дальнейшего психического развития и социальной адаптации [39]. Защитные механизмы возникают у подростка как результат:
Родители взаимодействуют со своими взрослеющими детьми, что существенно сказывается на формировании механизмов психологической защиты и мотивах стремления подростка к взрослости. Эти взаимодействия следует рассматривать в контексте динамической системы, в которой изменения в поведении любого члена семьи, влияют на всех остальных.
Особенности и стиль семейного воспитания является психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (по Л.С.Выготскому). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей. Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова, А.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера, В.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана важная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности. При адекватных требованиях со стороны родителей используются зрелые типы психологической защиты, а также существуют половые особенности в формировании стратегий защитного поведения у юношей и девушек.
В рамках данной работы проводится теоретический анализ влияния родительских отношений на формирование защитных механизмов личности подростка. Психологические защитные механизмы являются неотъемлемой частью личности. В то же время повышение уровня отрицания реальности, явное доминирование определенного рода защитных реакций способствуют дезадаптации личности, утрате способности к самоконтролю.
При рассмотрении защиты как результата усвоения родительских стилей поведения в виде научения через подкрепление или посредством подражания и его аналогов – имитации и идентификации – подчеркивается роль семьи как психосоциального посредника общества, призванного с помощью внешнего вмешательства в развитие подростка актуализировать различные механизмы защиты как средство социальной адаптации.
Под негативным воздействием со стороны родителей подразумевают недостаточное удовлетворение базовых потребностей подростка. На структуру защиты подростка влияет не только холодность или безразличие, но и властность матери. Показано, что подростки авторитарных и деспотичных родителей демонстрируют много признаков ранней невротизации, и в дальнейшем они проявляются как особенность их характера: застенчивость, устойчивые страхи, повышенная тревожность или излишняя покорность [26].
Не менее важным является наличие в семье барьеров общения. Примером барьера общения может служить «замаскированная коммуникация». В этом случае родитель подтверждает содержание того, что ему сообщает подросток, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, если подросток жалуется, что ему плохо, родитель отвечает: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Просто ты капризный и неблагодарный» [41]. В этом случае ради спокойствия индивида, к которому подросток обращается, интерпретация его сообщения так искажается, что ее информационная роль сводится к нулю. Однако внутренняя напряженность у подростка остается и может дать стимул к запуску конкретных защитных механизмов: подавления, замещения или рационализации.
В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Характерные для тинэйджеров отношения равенства помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди. Они перенимают у своих друзей и сверстников виды поведения, ценимые обществом, и наиболее подходящие им роли. Социальная компетентность – основная составляющая способности подростка приобретать новых друзей и сохранять старых. Развитие социальной компетентности, частично базируется на способности подростка к социальным сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать личную идентичность, а также выявить и оценить характерные черты других.
На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. Кроме того, перед подростками встает задача анализа противоречащих друг другу ценностей сверстников и родителей. Преодоление границ между ними быть сопряжено с трудностями.
Почерк, речь, прическу, одежду и самые разные привычки подростки меняют намного легче, чем в любой другой период жизни. Часто одного взгляда на подростка достаточно, чтобы сказать, кто его старший друг, которым он восхищается. Но способность к изменению идет еще дальше. Со сменой одного образца на другой меняются жизненная философия, религиозные и политические взгляды, и, сколь бы часто они ни менялись, подростки всегда в равной мере твердо и страстно убеждены в правоте столь легко принятых ими взглядов.
4. Заключение
Раскрытие особенностей развития механизмов психологической защиты у подростков, предполагает анализ существующих типов. Анализ психологической литературы показал, что существует множество классификаций, но в своей работе мы приводим наиболее часто встречающиеся в работах разных авторов: отрицание, проекция, замещение (словом, действием, регрессия, миром фантазии), подавление (изоляция, интроекция), интеллектуализация (аннулирование, сублимация, рационализация), реактивное образование, компенсация (сверхкомпенсация, идентификация, фантазии), вытеснение.
К тому же специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, обусловливая непредставленность сознанию смыслового материала, подвергшегося защите, и бессознательность самого защитного процесса. Это означает, что подростки не отдают себе отчета ни в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические механизмы. Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире.
По мнению А. Фрейд, организация защитного процесса – важная и необходимая составная часть развития личности подростка. Он является незрелым до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении – на стороне окружения. Шансы подростка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, то есть защитить себя и быть способным самостоятельно принимать решения. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на другие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для подростка направлении. Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения [35].
В защитных процессах у подростка, как и у детей, более младшего возраста могут участвовать не один, а сразу несколько защитных механизмов. Однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. В то же время каждый из механизмов, выявленных у детей подросткового возраста, вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса.
В пубертатный период с 12 до 15 лет у мальчиков и с 11 до 14 у девочек появляются такие механизмы защиты, как интеллектуализация, реактивное образование, компенсация (а именно идентификация и фантазии). Но также продолжают использовать ранее приобретенные защиты: вытеснение и отрицание.
Интеллектуализация инстинктивной жизни в пубертатный период, а именно попытка овладеть инстинктивными процессами, связывая их с мыслями в сознании и считается первым и наиболее важным шагом по направлению к овладению инстинктами, который должен быть осуществлен в развитии индивида и стать ранним и наиболее необходимым приобретением человеческого «Я». Но интеллектуализация в подростковом возрасте скорее способствует мечтам, чем выработке правильной линии поведения в различных ситуациях в любви или о выборе профессии. В норме с учетом влияния внутренней фрустрации и внешних воздействий в подростковом развитии и описывается Зигфридом Бернфельдом, как «затянувшийся пубертат», в этот период начинает проявляться механизм защиты интеллектуализации, которые выражаются у подростка в ненасытном желании думать об абстрактных предметах, размышлять и говорить о них [43].
Идентификация – это механизм возвышения себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Она позволяет подростку преодолеть чувство неполноценности, тревоги, изменить «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению. Подросток стремится не столько обладать объектом в обычном физическом смысле слова, сколько максимально уподобиться человеку, который в данный момент занимает в его привязанностях центральное место
Подавление лежит в основе забывания содержания травмирующей информации, которая уже пережита. К вытеснению прибегают в тех случаях, если нечто нельзя игнорировать либо забыть полностью. Использование отвержения приводит к торможению инстинктивных образований, например, в сексуальных фантазиях, в которых эти желания находят свою разрядку. Но из этой точки процесс распространяется на всю жизнь.
Подводя итог проведенному
исследованию, можно сказать, что
во многом настоящая и будущая
жизнь подростка зависит от
процесса формирования
4. Список используемой литературы
Информация о работе Психологические механизмы защиты современных подростков