Психологические корни жестокости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявление психологических корней жестокости.
Предметом исследования являются жестокость и ее наиболее опасная форма — особая жестокость, вызывающие самое суровое осуждение общества.
Объект исследования – человек с осложненной формой поведения.
На основании сформулированной цели, выделения объекта, предмета курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать, как влияет семья на личность и поведение несовершеннолетних, приводящее к появлению жестокости;
2. Дать характеристику видов агрессии и их причинам.
3. Рассмотреть понятие жестокости ее виды и причины.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Агрессивное поведение человека
1.1. Понятие и виды агрессии……………………………………………..5
1.2. Причины агрессии…………………………………………………...15

Глава 2. Жестокость
2.1.Понятие и виды жестокости………………………………………….23
2.2. Причины жестокости………………………………………………....33
Выводы………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы……………

Прикрепленные файлы: 1 файл

психологические корни жестокости.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы, скорее всего, будут содействовать  выживанию тех, у кого имеются схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов.

(Э. Фромм  .,1994) выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям.

Действие, в  результате которого может быть нанесен  ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит  к псевдоагрессии. Он различает следующие  подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение. Концепция псевдоагрессии как самоутверждение находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением. Сексуальная способность мужчин имеет большое значение для продолжения жизни рода. Поэтому и природа снарядила самца особенно высоким потенциалом агрессивности. Как известно, гормоны вызывают агрессивность. Главное различие между мужчиной и женщиной заключается в их разных функциях во время полового акта. Анатомические и физиологические особенности мужчин обусловливают их активность и способность к вторжению без промедления и без страха, даже если женщина оказывает сопротивление. Иначе говоря, в естественном биологическом акте проявляется витально заложенное качество в своей естественной сути без какого-либо разумного, очеловеченного вмешательства социума, культуры, высокоорганизованной материи. То есть этот акт проявления естественной сути и содержания человека, а именно проявление фундаментальной энергии человека, без страха (очеловеченных эмоций), без психастении и навязчивостей (интеллектуальных и мыслительных проявлений) в определенном конкретном направлении.

Нельзя согласиться  в этом аспекте ни с З. Фрейдом, понимающих людей как однородных и однотипных – то, как сплошь биологическую детерминанту, то, как социально-психологическую. З. Фрейд считает, что стоит поставить людей в одинаковые условия голода, как с возрастанием голода будут стираться все индивидуальные особенности, и вместо них появится однообразное выражение неукротимого побуждения. То есть, с точки зрения З. Фрейда, инстинкт самосохранения смывает все личностное. Да, люди различны, и это бесспорно. Но различие – не на уровне индивидуально-личностном. На этом уровне вряд ли встретишь двух совершенно одинаковых людей. А различие надо видеть на уровне видовом, скорее подвидовом.

Свобода представляет собой свободу по отношению к  трем вещам: влечениям, наследственности и среде. Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им, они  не исчерпывают его. Я не могу подтверждать что-то, если мне не дана предварительно свобода это отрицать. Свобода – это как раз свобода по отношению к чему-либо: свобода от чего-то и/или свобода для чего-то.

Человек обладает свободой по отношению к своей  наследственности. Среда же не определяет человека. Влечение среды больше зависит  от того, что человек из нее делает, как он к ней относится. С моей точки зрения автор здесь перегибает – а от чего человек не свободен?! Человек – это меньше всего продукт наследственности и окружения; человек, в конечном счете, сам решает за себя. Я бы назвал это гипертрофированным гуманизмом. Не все люди – твари, да и не все твари – люди. Автор видит лишь то, что хочет видеть.

Э. Фромм считает  потребность в свободе биологической  реакцией человеческого организма. Свобода является предпосылкой для  развертывания всех человеческих способностей, ее физического и психического здоровья и равновесия. Если у него отнимают свободу, он становится больным, калекой, инвалидом. Свобода является для человека жизненно важным биологическим фактором, который обусловливает беспрепятственное развитие человеческого организма, и потому опасность лишиться свободы вызывает точно такую же оборонительную агрессию, какую вызывает любая угроза витальным интересам индивида.

Анализируя  деструктивность, как проявление злокачественной  агрессии, Э. Фромм (1994) выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

С точки зрения Э. Фромма, человек, который, совершая садистские действия, достигает сексуального возбуждения, обязательно является носителем садистского характера. То есть это настоящий садист, человек, одержимый страстью властвовать, мучить и унижать других людей. Сила садистских импульсов человека проявляется в его сексуальных и несексуальных влечениях. Несексуальное садистское поведение проявляется в том, чтобы найти беспомощное и беззащитное существо и доставить ему физические страдания вплоть до лишения его жизни. Военнопленные, рабы, побежденные враги, дети, больные (особенно психически больные), заключенные, цветные расы, собаки и другие домашние животные – все они были и есть объект физического садизма. Еще более распространен психический садизм. С точки зрения З. Фрейда, общим для психического и физического садизма является сексуальный аспект, то есть смесь Эроса с Танатосом. Сущность садизма, согласно Э. Фромму, составляет страсть или жажда власти – власти абсолютной и неограниченной, власти над живыми существами, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина. Заставить кого-то испытать боль или унижения, когда этот кто-то не имеет возможности защищаться – это проявление абсолютного господства. Такие люди становятся либо государственными деятелями, либо преступниками. Или же объявляются сумасшедшими.

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод, что существуют различные подходы, объясняющие природу происхождения агрессивности как свойства личности. Взяв за основу биологическую и социальную природу развития личности, ученые склоняются к возможности врожденности и приобретения агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины агрессии.

 

Боль

Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем  большую жестокость, чем сильней  вызванные у них болевые ощущения.

«Психологическая  боль» - это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей. Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль.

( Берковиц Л.  2001) сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.

Жара

На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Изменение климата могут влиять на поведение. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха - все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара.

Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни. В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким.

Однако надежных доказательств того, что между  температурой и агрессией существует прямая зависимость нет. Возможно, в  горячие летние вечера людей тянет  на улицу, где они могут подвергнуться  влиянию факторов группового взаимодействия.

Атакующее поведение

Атакующее поведение  другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным  возбудителем агрессии. Чаще всего  действует принцип «око за око, зуб  за зуб».

Теснота

Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства —  также является стрессочным фактором.

Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень  агрессивности. Несомненно, что в  компактно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.

Возбуждение

Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение  действительно усиливает эмоции.

Сексуальное возбуждение  и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга. На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг.

Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают  возбуждение. При этом возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.

Алкоголь

Стимуляторы оказывают  мощное воздействие на поведение  людей, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя. Даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. Ученые обнаружили, что незначительные дозы (15 г. на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г. на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению.

Сексуальная агрессия

Сексуальное принуждение  подразумевает половое сношение вследствие применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с  его стороны. Наиболее характерным  личностным фактором сексуальной агрессии является агрессивность.

Всплеск физического  и сексуального насилия совпал по времени с учащением появления  в средствах массовой информации кровавых и откровенно непристойных сцен.

Агрессия наиболее выражена у людей со сформированными  установками на одобрение насилия, рассадником которых является порнография. Мужчины, чье сексуальное поведение оскорбительно и агрессивно, обычно стремятся к доминированию, проявляют враждебность в отношении женщин и сексуально опытны.

Все многообразие поведенческой активности живых существ, не исключая человека (Эрман Л. и Парсонс П., 1984), (Макфарленд Д., 1988) представляют в виде следующих четырех типов «эволюционно стабильной стратегии поведения»:

1. Агонистическое  поведение, связанное с конфликтами,  которое может переадресоваться на себя и проявиться в виде аутоагрессии;

2. Кооперативное  поведение, противоположное агонистическому  и связанное с отказом от  конфликта, взаимными уступками,  компромиссами и направленное  на объединение усилий к достижению  целей с наименьшими потерями. Социобиологический смысл кооперативного поведения заключается в сохранении жизненных преимуществ, адекватных реальным экологическим условиям;

3. Альтруистическое  поведение, связанное с односторонней  утратой индивидом или частью  сообщества определенного набора жизненных преимуществ ради повышения общей приспособленности всего сообщества. Иначе говоря, данный тип стратегии поведения представляет собой жертвенное поведение;

4. Эгоистическое  поведение, связанное с односторонним  накоплением жизненных преимуществ и направленное на максимальное повышение уровня собственной приспособленности; иначе говоря, это «поведение выживания». Это форма поведения рассматривается как противоположное альтруистическому.

Спорт – это  особая ритуализированная форма  борьбы, развившаяся как результат культурного развития человека. Он подобен филогенетически возникшим турнирным боям, роль которых заключалась, с одной стороны, в предотвращении социально вредных проявлений агрессии, с другой, - в постоянном поддержании агрессивности (воинственного духа), в готовности во избежание вредных для индивида, группы, общества или рода последствий. Вместе с тем, эта культурно-ритуализированная форма агрессивности выполняет другую, не менее важную задачу, - обучает сознательному контролю, власти над своими «боевыми» инстинктами. Наконец, как предохранительный клапан, он дает возможность «выплеснуть» агрессивность, сохранив при этом достоинство, честь и уважение. Спортивное соперничество между людьми снижает возможность военного соперничества, сближая людей общими идеалами, дает разрядку национальному воодушевлению, сближает людей разных наций, вероисповеданий, рас, социальных групп и т.д.

Конкретным  проявлением социальной агрессивности  являются убийства – это комплексное  отражение человеческой агрессии с мультифакторной биологической и социокультуральной.

Самоубийство, говоря простым языком, есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни. Если человек решает покончить с  жизнью, это означает, что в его  сознании под влиянием тех или  иных обстоятельств серьезным и глубоким изменениям подверглась такая основополагающая психологическая категория, как смысл жизни. Утрата смысла жизни – это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Суицидальное поведение есть следствие взаимодействия личностных факторов и социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро- и макросоциального конфликта. В суицидальный поступок личность вкладывает определенный смысл – это протест, месть, призыв, избежание (наказания или страдания), самонаказание, отказ. Человек хочет лишить себя жизни потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. На уровне морального сознания все самоубийцы апеллируют к нравственным ценностям: именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и т.п. Иными словами, суицидогенные события – это мощные удары по моральным ценностям личности.

Информация о работе Психологические корни жестокости