Психологические аспекты возмещения морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 17:17, реферат

Краткое описание

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законодательными актами. (п.2 ст. 968 ГК РБ).
Моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав или умалением иных его личных (нематериальных) благ - посягательствами на его честь и достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т. д. Моральный вред может влечь имущественные потери (т. е. быть источником материального вреда), например, причинение увечья может препятствовать дальнейшей трудовой или предпринимательской деятельности. В этом случае он возмещается с помощью компенсации имущественного вреда (убытков).

Прикрепленные файлы: 1 файл

КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

Учреждение образования

«Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»

Кафедра гражданского и трудового права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Психологические аспекты возмещения морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь. Компенсация морального вреда, причиненного незаконными действиями правоохранительных органов»

 

по дисциплине: «Гражданское право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законодательными актами. (п.2 ст. 968 ГК РБ).

Моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав или умалением иных его личных (нематериальных) благ - посягательствами на его честь и достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т. д. Моральный вред может влечь имущественные потери (т. е. быть источником материального вреда), например, причинение увечья может препятствовать дальнейшей трудовой или предпринимательской деятельности. В этом случае он возмещается с помощью компенсации имущественного вреда (убытков).

Однако он может и не причинять прямых материальных потерь, не становясь от этого менее ощутимым для потерпевшего (например, при умалении его чести, причинении вреда здоровью, неизгладимом обезображении лица, незаконном применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде и др.). Такой вред сам по себе не может быть компенсирован гражданско-правовыми (имущественными) способами, ибо не поддается точной материальной оценке. Однако в случаях, прямо предусмотренных законом, он может быть возмещен в приблизительно определенной или символической денежной сумме с учетом требований разумности и справедливости, а также индивидуальных особенностей потерпевшего и других фактических обстоятельств1.

Статья 969. Основания компенсации морального вреда

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

1) вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;

2) вред причинен гражданину в результате незаконного осуждения, применения принудительных мер безопасности и лечения, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, содержания под стражей, домашнего ареста, применения подписки о невыезде и надлежащем поведении, временного отстранения от должности, помещения в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, незаконного наложения административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ;

3) вред причинен распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 970. Способ и размер компенсации морального вреда

1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Право требования возмещения морального вреда в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь возникает как из уголовных, так и из гражданских дел и, соответственно, рассматривается как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Общей проблемой применения института возмещения морального вреда является отсутствие в правоприменительной деятельности практики использования психологических знаний в вопросах установления факта причинения морального вреда и определения размера компенсации. Проблемы установления реальности причинения морального вреда, индивидуализация его количественных и качественных характеристик представляются неразрешимыми без применения психологических  знаний.

Основным вопросом, подлежащим решению по данной категории дел, является установление самого факта причинения потерпевшему морального вреда. Постановлением Пленума Верховного Суда от 28 сентября 2000 г. № 7 "О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда" моральный вред определяется как физические и (или) нравственные страдания, которые выразились в физической боли, функциональном расстройстве организма, изменениями в эмоционально-волевой сфере, иных отклонениях от обычного состояния здоровья (физические страдания) либо в ощущениях страха, стыда, унижения, иных негативных переживаниях (нравственные страдания), при условии, что все проявления и изменения явились следствием неправомерного посягательства.

Основным в содержании понятия морального вреда является психологический аспект - наличие негативных эмоциональных переживаний, вызванных неправомерными действиями причинителя вреда. Физические страдания, содержащиеся в определении в качестве основания возникновения права на компенсацию, на наш взгляд, самостоятельного значения не имеют, поскольку такие проявления как-"физическая боль", "функциональное расстройство организма" неизбежно сопровождаются негативными переживаниями. Поэтому рассмотрение физиологических проявлений, как самостоятельного основания возникновения права на возмещение морального вреда, представляется не оправданным.

Цель, заложенная законодателем в компенсации морального вреда, также имеет психологическое содержание: предоставляя определенную денежную сумму, вызывать у потерпевшего положительные эмоциональные переживания, способные компенсировать негативные, вызванные неправомерным посягательством. Представляется, что определить размер суммы, которая может компенсировать негативные переживания, возможно только в случае, если суд будет располагать объективными данными, характеризующими эмоциональное состояние потерпевшего.

В настоящее время в теории права используется заимствованный из психологии подход к возможности определения эмоционального состояния через деятельность человека, т.е. через его действия и поступки. Переживание негативных эмоций может устанавливаться на основе анализа поведения потерпевшего и его действий. При этом должны учитываться:

  • субъективное мнение потерпевшего о его состоянии (утомление, раздражительность, слезливость), настроении, ведущих эмоциональных переживаниях - так, к примеру, потерпевший может отметить, что за время, происшедшее с момента причинения ему вреда, все в его жизни стало восприниматься в мрачных тонах, что он стал раздражительным, легко утомляется, испытывает все время чувство тоски и безысходности;
  • наблюдения в ходе предварительного следствия, судебного разбирательства за поведенческими реакциями потерпевшего (адекватностью его поступков, ответов на вопросы, активностью или пассивностью, четкостью выражения мыслей, перепадами настроения и проч.);
  • оценки состояния потерпевшего, его поведения близкими, коллегами по работе и т.д.

Следует отметить, что данные о состоянии потерпевшего, получаемые лицом, ведущим следствие, судьей в ходе проведения допросов самого потерпевшего, его близких, хотя и позволяют установить факт причинения морального вреда, не являются объективными и не могут дать представление о тяжести нравственных переживаний. Для получения объективных данных в ходе проведения следствия, судебного разбирательства должна быть назначена судебно-психологическая экспертиза.

Ст. 226 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь предусматривает необходимость назначения экспертизы в случае, "когда при проведении дознания, следствия возникает потребность в специальных знаниях в науке, технике, искусстве и ремесле". Лица, проводящие расследование, и судьи, не будучи специалистами в области психологии, не могут и не должны заниматься диагностикой состояний психической напряженности непатологического характера; установлением причин возникновения негативных переживаний; определением индивидуально-психологических особенностей потерпевшего, уровня психического, интеллектуального развития, определенных качеств (повышенная тревожность, внушаемость), которые могли повлиять на восприятие-события преступления и обусловить глубину, интенсивность и длительность переживания негативных эмоций. В то же время без решения этих вопросов следствие, судебное разбирательство не могут считаться проведенными полно.

Экспертиза, которая проводится психологами с привлечением врачей-клиницистов и физиологов, может дать ответы на вопросы о переживании негативных эмоций потерпевшим; о наличии причинно-следственной связи между переживаемыми негативными эмоциями и событием правонарушения, а также определить тяжесть негативных переживаний. Информация по первым двум вопросам используется для определения наличия права на возмещение морального вреда. Данные, определяющие тяжесть негативных переживаний, могут быть использованы в качестве критерия для определения размера возмещения. Тем более что в соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда от 28 сентября 2000 г. № 7 "О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда" суд обязан при определении размеров компенсации морального вреда учитывать, в том числе степень нравственных страданий потерпевшего, "исходя из (тяжести) значимости для него наступивших последствий". Следовательно, тяжесть морального вреда должна определяться, исходя из основных характеристик негативных переживаний, испытываемых или испытанных потерпевшим, которые, в свою очередь, зависят от индивидуальных особенностей и свойств личности потерпевшего. Психические реакции - не механический ответ человеческого организма на внешние воздействия. Они преломляются через внутренние особенности реагирующего субъекта. Одно и то же преступное посягательство может иметь разные последствия в виде негативных переживаний потерпевшего в зависимости от того, какое место в иерархии ценностей занимают отношения, ставшие объектом преступного посягательства.

При установлении значимости психотравмирующего воздействия должны также учитываться динамические особенности личности потерпевшего (быстрота познавательных процессов, способность к концентрации внимания). Такая точка зрения высказывается И.А. Кудрявцевым2, который также указывал, что экспертиза эмоциональных состояний, помимо исследования личности, должна включать также экспертную оценку объективных условий аффективной ситуации.

Эмоции представляют собой единство эмоциональных переживаний, происходящих на уровне психики и соответствующих им существенных сдвигов в функциональном состоянии организма, являющихся биологически специфическими реакциями нервной системы на происходящее во внешней среде. Поэтому под эмоциями "часто понимают два рода явлений: с одной стороны - наблюдаемые внешние физиологические реакции (изменение дыхания, сердечной деятельности, функций органов чувств и нервной системы и т.д.), с другой - внутренние состояния человеческой психики, которые обычно называют переживаниями. Как целостный психический процесс эмоции - неделимое единство, имеющее внешнее выражение в виде физиологических реакций и внутренних субъективных переживаний"3. Многочисленными опытами доказано, что эмоции существенно влияют на основную характеристику жизни - обмен веществ. Например, при эмоциональном возбуждении наблюдается повышение окислительных процессов, усиление синтеза белков в нервных клетках, что приводит к потере веса. А отрицательные эмоции влияют также и на кровообращение, повышая его и перераспределяя кровоток от внутренних органов к мышцам4.

Кроме того, эмоции служат причиной "перенастройки" анализаторов, представляющую собой "физиологическое явление установки анализатора на наиболее адекватный режим работы, для наилучшего восприятия раздражителей при данных условиях внешней среды"5.

Каждой эмоции соответствует своя картина проявлений. При проведении судебно-психологической экспертизы представляется возможность регистрации и правильной интерпретации изменений психофизиологических и психологических показателей жизнедеятельности потерпевшего. Изменения мимики и пантомимики потерпевшего, наличие особого непроизвольного напряжения мышц - скованности, изменения физиологических реакций (частота и ритм сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции, величины потоотделения, изменение состава крови (например, наличие характерных для стрессовых состояний содержания липоидов и сахара в крови) позволяют установить сам факт переживания потерпевшим негативных эмоций, а также их длительность и глубину, что служит критериями установления размера компенсации.

Необходимо учитывать также, что возмещение морального вреда подчиняется общим правилам, в соответствии с которыми необходимым условием наступления ответственности является вина причинителя. Установление отношения причинителя вреда к переживанию потерпевшим негативных эмоций является обязательным за исключением случаев, предусмотренных ст. 969 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В ходе предварительного следствия, судебного разбирательства должно быть установлено следующее: продумывались ли причинителем вреда такие последствия его действий, как нравственные страдания потерпевшего; не стремился ли он их усугубить; как ему удалось реализовать свой замысел в ходе неправомерного посягательства. О желании причинить наибольшие нравственные страдания могут свидетельствовать: совершение преступления с особой жестокостью; истязания потерпевшего; оказание на него психологического воздействия; распространение сведений для максимально возможной аудитории, в среде, наиболее значимой для потерпевшего и прочее. Таким образом, использование в качестве одного из источников получения доказательств судебно-психологической экспертизы представляется необходимым по следующим основаниям:

  • проведение судебно-психологической экспертизы будет способствовать полному, всестороннему исследованию обстоятельств дела;
  • выводы суда, следствия будут основываться на заключении, сделанном специалистами, а значит, будет устранен элемент субъективного и непрофессионального подхода в вопросах установления 
    и оценки негативных переживаний;
  • определение тяжести негативных переживаний, сделанное экспертами на основе профессиональных познаний, с учетом обстоятельств дела и индивидуально-психологических особенностей потерпевшего, может стать объективным критерием, позволяющим определить сумму возмещения, которая действительное может компенсировать причиненный моральный вред.

Информация о работе Психологические аспекты возмещения морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь