Психологическая характеристика групп осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Лишение человека свобод, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Но можно выделить основные психологические симптомы поведения человека в этих, по существу крайне напряженных, а иногда и стрессовых условиях. Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предупреждения преступлений. 4
1.1. Понятие и значение предупреждения преступности. 4
1.2. Общая характеристика системы предупреждения преступности. 6
1.3. Правовое регулирование, информационное и организационно-техническое обеспечение предупреждения преступлений. 8
Глава 2. Общее, специальное и индивидуальное предупреждение преступлений. 11
2.1. Общее и специальное предупреждение преступности. 11
2.2. Понятие и основные направления индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений 15
Глава 3. Зарубежный опыт предупреждения преступлений 18
Заключение 21
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 102.65 Кб (Скачать документ)

 
 
3.4 Социально-психологическая  характеристика групп осужденных  с пониженным социальным статусом.

 
        На низшей ступени преступной иерархии находятся так называемые "обиженные". В среде осужденных они именуются по-разному: "отверженные", "петухи", "козлы", "мастевые". Эту категорию составляют большей частью пассивные гомосексуалисты, лица, не выдержавшие камерных испытаний, а также окончательно опустившиеся, всеми гонимые и забитые "чушки". В отличие от всех перечисленных выше категорий состав "обиженных" - самый молодой. До 80 % - это лица моложе 25 лет. Около 90 % из них стали "обиженными" в период первого пребывания в местах лишения свободы. 

"Среди факторов, - отмечает С. Я. Лебедев, - способствующих  определению в "обиженные", наряду  с непрохождением испытаний следует назвать: 

  • совершение позорных с точки зрения уголовной среды преступлений: изнасилование несовершеннолетних, развратные действия в отношении малолетних и т. п. (до 5 %); 

  • попадание осужденного в долговую зависимость к "авторитету", либо его "семье": карточный долг, продовольственный долг и т. п. (до 20 %); 

  • обнаружение связи с правоохранительными органами (до 45 %) - в этом случае преступники становятся "обиженными" насильно и именуются "замастованными"; 

  • невыполнение требований "авторитетов" либо невыполнение взятых перед ними обязательств (15-17 %). 

    В остальных случаях (15-20 %) "обиженные" стали таковыми по собственной воле, предлагая себя в обмен на защиту от притеснений, унижений, на поддержку и покровительство сильного". Большей частью "обиженные" стараются скрыть свое положение. Однако некоторые бравируют таким титулом, специально надевают женскую одежду, присваивают себе женские имена, овладевают женскими манерами поведения и т. д. Положение этой категории в местах лишения свободы крайне незавидно. "Обиженные" отличаются от основной массы осужденных затравленным выражением лица, неопрятным внешним видом. Эти люди вне закона, они отвергаются не условно, а на самом деле. У них отдельные спальные места в неуютном месте - в углу у выхода из казармы (в следственном изоляторе - на нарах, ближайших к отхожему месту, "параше"), свой стол в столовой, свои места в клубах учреждений. Их миски и ложки маркируются, чтобы ими не пользовались осужденные других категорий. Спят они чаще всего без постельного белья. Кто угодно в любое время дня и ночи может безбоязненно оскорбить такого осужденного, ударить. И делается это часто без всякой причины, просто из желания отобрать у него продукты, вещи, заставить выполнять за себя черную работу. Их используют для проноса, провоза в жилую зону запрещенных предметов. 24

   Неформальные нормы в регулировании отношений с данной категорией осужденных наиболее жесткие. С ними запрещено разговаривать на равных, брать сигареты и угощать их, оказывать помощь и т. д. Проявление малейшего сочувствия к этим лицам не просто не поощряется, но крайне опасно, так как может при определенных обстоятельствах послужить причиной для перевода самого сочувствующего в группу "обиженных" ("отверженных").

  Указанный оскорбительный статус закрепляется за определенным человеком практически на весь срок пребывания в местах лишения свободы, и изменить это положение невозможно. Ярлык "отверженного" следует за ним при переводе в другое исправительное учреждение, при помещении в больницу, а очень часто и после выхода на свободу. Не случайно некоторые отвергнутые, сознавая безысходность и трагизм своего положения, убивают своих обидчиков или совершают побег. Следует отметить, что в группах "обиженных" в свою очередь происходит расслоение и на низшую ступень опускаются самые слабые и неприспособленные, презираемые и самими "обиженными", которые стоят над ними на социальной лестнице. Последние могут даже распоряжаться первыми, например, могут "выдать" пассивных гомосексуалистов преступным "авторитетам".25

 

 

 

4. Взаимоотношения между  группами осужденных.

 

В качестве одного из доминирующих признаков асоциальной субкультуры выступает дифференциация статусов между различными категориями осужденных и неформальными группами. Она проявляется в обладании материальными ресурсами, предъявлении взаимных психологических требований и социальных ожиданий, которым члены тех или иных групп обязаны следовать, вступая во взаимодействие.

Как правило, в местах изоляции существуют достаточно ограниченные репертуары ресурсов и ценностей, которые могут детерминировать развитие неформальных отношений и влиять на выбор поведения.

  В психологическом плане, к числу  наиболее значимых относятся: продукты  питания и одежда; свободное обращение  денежных средств; алкоголь и  наркотические вещества; самоуважение (образ «Я») и уважение окружающих; доступ к источникам информации; лояльность персонала; контроль за каналами проникновения в учреждение запрещенных предметов.   

    Наблюдения свидетельствую - если у осужденных или неформальных групп появляется больше шансов достичь перечисленные ценности и осуществлять их распределение, тем вероятнее и ощутимее становится уважение со стороны сообщества. Вполне понятно, что владение этой ситуацией будет определять их статус и степень влияния на других.    

  В зависимости от вида режима и конкретных условий пенитенциарного учреждения могут действовать другие факторы внутри- и межгрупповой дифференциации: возраст осужденного, частота пребывания в местах изоляции; региональные и культурные особенности; вероисповедание; национальность; квалификация преступлений и др. Например, по мере увеличения количества судимостей, общего «стажа» пребывания в изоляции, степени ритуальной чистоты «следования» неписаному  кодексу поведения, определенная часть осужденных становится законодателем асоциальной субкультуры и берет на себя роль регулятора индивидуального и группового поведения. Осуществления такого рода функций базируется нередко на насилии и  эксплуатации. Характерной моделью такого рода влияния является развитие групповой системы отношений «принятие — зависимость — подчинение».    

    Дифференциацию субкультуры осужденных можно представить в следующем виде:

— дезадаптированные («петухи», «обиженные», «козлы») 18-25%;

— просоциальные («мужики», «трудяги», «работяги») 50-60%;

— асоциальные («блатные», «фраера», «козырные», «путевые», «танкисты») 15-20%;

— элитарный слой («воры в законе», «паханы») 5-8%;

— маргинальные или нейтральные («сами по себе», «лояльные») 3-7%.

Наиболее низкие статус в микросоциальной среде занимают дезадаптированные личности, обозначаемые в ненормативной лексике как «козлы», «петухи» и т. п. Основная роль это категории лиц нередко заключается в удовлетворении сексуальных потребностей высокостатусных членов группы, как правило, асоциальной направленности. Посредством данной категории может канализироваться межличностная агрессия, потому что они выступают в роли безобидных объектов для насмешек, угроз и физических действий.26    

    Неформальные группы, расположенные ближе к вершине, занимают наиболее предпочтительную позицию в субкультуре. Особое внимание с психологической точки зрения привлекают осужденные, занимающие так называемое элитарное положение. Их поведение отличается строгим и последовательным соблюдением ритуалов и «преступной этики», за счет чего достигается наполнение образа жизни особым содержанием. Численность данной категории невелика, но влияние весьма существенно.

Просоциальная часть наиболее многочисленна (50-60%). Однако вследствие слабой внутри- и межгрупповой сплоченности она не в состоянии оказывать активное сопротивление асоциальным неформальным группам.   

   Осужденные «маргинальные» занимают зависимо-подчиненную позицию и часто оказываются в тех общностях, которые способны оказать на них наибольшее влияние. Их взаимодействие во многом определяется не только соотношением полярных групповых статусов, но и позицией, которую занимают «нейтралы» в отношениях с «просоциальной» или «асоциальной» частью осужденных.

Они являются своего рода питательной средой для рекрутирования в группы различной ориентации.

Изменение статуса идет, как правило, в одном направлении, от важного, «престижного» до презираемого и отвергаемого, по вертикали — «сверху - вниз» и развивается в системе групповых социальных координат «свой - чужой».

Теряя статус, личность или группа переходят на более низкую ступень неформальной иерархии. Специфика заключается и в том, что исключается возможность компенсации утерянного статуса за счет перехода в аналогичную групповую структуру по направленности. Жесткое закрепление места в пространстве «свой - чужой» соответствует в большинстве своем враждебно-агрессивной или пассивно-зависимой межличностной позиции общности, с неизбежностью предполагая неравное распределение «власти» между ее членами.

С учетом приведенных положений, необходимо отметить, что неформальная система отношений пронизывает всю субкультуру пенитенциарных учреждений, независимо от того, к какой категории относятся осужденные. Разница состоит лишь в степени принятия и соблюдения тех или иных неформальных норм. В конечном итоге, характер взаимоотношений между различными группами зависит от того, в чьих руках находится источник влияния, кому делегируются полномочия по регуляции поведения.27

Система взаимоотношений в субкультуре предполагает не только дифференциацию межличностных и групповых статусов, но и консолидацию осужденных вокруг общих ценностей. Как, например, может развиваться взаимодействие в случаях обострения социальной несправедливости в системе отношений «осужденные — персонал — общество»? В этом контексте вполне вероятна активизация межгрупповой дискриминации по принципу «мы - они». Формы проявления поведенческих реакций в рамках этой системы далеко не однозначны и не гарантируют исключение конфликтов, напряженных отношений. Однако, основная тенденция скорее всего будет направлена на усиление позиции «своих» групп и дискриминацию «чужих», поскольку именно здесь закладываются материальные и психологические основы неформальной системы, ее конструктивные или деструктивные начала.28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Заключение

 

Считаю, что цель данной работы достигнута. В полном объеме рассмотрены  классификации неформальных групп осужденных, образование и историческое развитие неформальных групп осужденных, даны социально-психологические характеристики каждой группе, изучено взаимоотношение между группами осужденных.

Следует помнить и учитывать в повседневной психологической практике, что групповые нормы поведения не только блокируют процесс исправления, но и ограничивают возможности сотрудничества, установления и развития открытых конструктивных отношений между осужденными и персоналом, которые могли бы основываться на общечеловеческих ценностях и интересах общества.

 

            В условиях изоляции групповые нормы выполняют следующие основные функции:

-  являются своеобразным способом регулирования, согласования различных статусом, когда закрепляются ожидаемые и отвергаются нежелательные стандарты индивидуального или группового поведения;

- выступают неформальным критерием  для оценки личности и малой  группы; служат источниками сигнальной  информации и социальной поддержки для осужденных при решении личных проблем;

-   сохраняют значимые преступные ценности, в которых выражаются отношения осужденных к различным социальным институтам (труд, образование, культура, мораль и др.); 

- выступают  в качестве регулятора неформального  взаимодействия, направленного на  консолидацию или расширение  сферы влияния, укрепление групповой  сплоченности в противодействие  усилиям персонала, общественности  и органов самоуправления.

В заключении можно привести некоторые психологические рекомендации, направленные на минимизацию межгрупповой напряженности и углубление сотрудничества в исправительном плане:

- Критерии оценки любых действий должны быть ясными, понятными для всех групп, независимо от статусных различий. В этом случае применение системы поощрения или наказания будет являться вполне оправданным в глазах низкостатусных и высокостатусных осужденных, поскольку открыто аргументируется.

- Достижение позитивных результатов членами групп и их оценка должны быть напрямую связаны с собственными усилиями, а не зависеть от субъективных пристрастий персонала или среднегрупповых показателей.

- Следует более активно привлекать разностатусных членов групп к совместному обсуждению значимых вопросов (определение коэффициента трудового участия, применение мер поощрения и взыскания, перевод на улучшенные условия содержания). Такая практика будет способствовать развитию взаимодействия, базирующегося на принципах ответственной зависимости, что особенно важно в условиях производства, где осужденные разобщены между собой.

- Желательно создавать, по мере  возможности, одинаковые условия  для разностатусных осужденных во всех сферах жизнедеятельности и своевременно реагировать на те или иные нарушения, предусмотренные требованиями законодательства.

Информация о работе Психологическая характеристика групп осужденных