Психогенетические исследования интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 08:30, реферат

Краткое описание

В США, Германии, России, Англии, в странах Азии и северной Европы проведены тысячи исследований и написаны сотни книг для того, чтобы ответить на вопрос, почему люди отличаются по способностям? Почему кто-то умнее, сообразительнее и талантливее других, почему одни легко, почти играючи, приобретают знания и умения, а другим тоже самое дается ценой неимоверных усилий?

Содержание

Введение
Общий, или генеральный, фактор (g) когнитивных способностей
Другая точка зрения на интеллект — интеллект как сумма отдельных способностей
Различия в коэффициенте интеллекта между группами людей
Наследуемость IQ
Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом
Воздействия среды и коэффициент интеллекта
К психогенетике одаренности (гениальности)
Эмергенез
Импрессинг
Средовые воздействия и одаренность

Прикрепленные файлы: 1 файл

yniversitet_rossiiskoi_akademii_obrazovaniya_2.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Например, было обнаружено, что некоторое влияние  на коэффициент интеллекта оказывает  грудное вскармливание. Особенно заметен  этот эффект на детях недоношенных или родившихся в срок, но с пониженным весом (меньше 2,4 кг). У тех из них, кого вскармливали только грудью, IQ в возрасте 5 лет был в среднем на 11 баллов выше по сравнению с группой, где грудное вскармливание было ограниченным и применялись различные питательные смеси. Для детей с нормальным весом наблюдалась та же закономерность, но эффект не был таким выраженным (в среднем на 3 балла выше для группы с грудным вскармливанием). В настоящее время Американская академия педиатрии рекомендует грудное вскармливание в течение не менее 6 месяцев. Если сопоставить показатели детей, которых кормили грудью 7-9 месяцев, с теми, у которых этот срок был меньше месяца, то у первых IQ в среднем на 6 баллов выше.

К этой же категории  воздействий (нарушение нормального  развития) относится   и   близнецовый   эффект,   из-за которого у монозиготных близнецов несколько снижен коэффициент интеллекта (в среднем 90 баллов). В тех случаях, когда по какой-то причине один из близнецов умирает после рождения, развитие оставшегося идет практически без отклонений от нормы (IQ равен 99 баллам).

В учебниках  часто упоминается о влиянии  на IQ ребенка числа детей в семье, причем значение имеет число старших. Чем больше детей в семье и чем меньше интервалы между рождениями, тем ниже коэффициент интеллекта у младших детей. Однако следует отметить, что действительно значимые отличия наблюдаются только при большом количестве детей в семье (более 5-7). Поэтому данный фактор, по-видимому, тоже связан с ухудшением условий развития на ранних этапах онтогенеза.

Определенное  влияние оказывает процедура  усыновления, особенно ранняя, которая повышает IQ (на 15 баллов). Причина, очевидно, также связана с обеспечением нормальных условий развития, поскольку приемные дети, как правило, происходят из неблагополучных семей, не обеспечивающих надлежащего ухода и воспитания.

Имеется еще  один, в определенной степени загадочный, средовой фактор, обусловливающий так  называемый эффект Флинна.

Флинн обнаружил  значительное увеличение коэффициента интеллекта (примерно на 20 баллов) в  течение второй половины XX столетия (Flynn, 2000). Причины этого неясны, поскольку они вроде бы должны иметь средовую природу, но настолько большой прирост предполагает колоссальные изменения в средовых воздействиях за весьма короткое время. Наряду с предположениями, что это связано с повсеместным улучшением здравоохранения, питания и других условий жизни, было показано (Dickens, Flynn, 2001), что причиной такого мощного потенцирующего эффекта средовых воздействий в принципе могла бы быть корреляция «генотип-среда».

В свое время  предпринимались многочисленные попытки изменить коэффициент интеллекта за счет различных программ компенсаторного воспитания, раннего вмешательства, специального тренинга. Одна из самых масштабных попыток, так называемый Милуокский проект, представляла собой программу раннего вмешательства. Была выбрана группа риска (дети матерей с коэффициентом интеллекта менее 75 баллов), которая подверглась интенсивной тренировочной программе с 3-месячного возраста до 6 лет. Психологи оказывали помощь матерям в воспитании и обучении детей, специально тренируя способности, необходимые для успешного решения тестов. Эксперимент привел к тому, что у части детей удалось к моменту поступления в школу поднять IQ на 30 баллов. После этого разница между контрольной и экспериментальной группой стала быстро уменьшаться и к концу восьмилетнего обучения в школе составила только 10 баллов, причем натренированным оказался именно специфический интеллект, школьная успеваемость была одинаковой.

Тренировочный эффект вмешательства коснулся именно способности решать тесты, не затронув общий фактор интеллекта. Милуокский проект раннего вмешательства продолжался 14 лет и закончился без особых результатов. Затраты составили 23 тыс. долларов в расчете на 1 балл прироста IQ у одного ребенка.

Анализ 72 проектов раннего вмешательства показал, что все они давали примерно одинаковые результаты: в подавляющем большинстве случаев в результате применения развивающих программ удавалось увеличить IQ на 9-10 баллов перед поступлением в школу, после чего наблюдалось быстрое возвращение к уровню контрольных групп. Таким образом, коэффициент интеллекта за счет такого рода вмешательств удается изменить, но эффект имеет преходящий характер.

На основании  этих данных многие пытаются отстаивать точку зрения о невозможности  изменить с  помощью  программ раннего  компенсаторного обучения «траекторию» развития интеллекта, которая устанавливается при рождении. Эта точка зрения основана на представлении (иногда неявном) о существовании некоего критического периода, когда воздействия среды определяют способности на всю оставшуюся жизнь.

На самом  деле эти данные можно рассматривать  и с другой точки зрения. Во-первых, эффекты различных развивающих  программ достаточно очевидны, а то, что с прекращением обучения по этим программам наблюдаются обратные изменения, показывает лишь высокую пластичность ментальных способностей. Как только прекращается тренировка памяти, внимания, планирования и т. п., происходит их изменение в соответствии с новым уровнем использования. Экспериментальные данные показывают, что мозг сохраняет огромный потенциал пластичности практически в течение всей жизни. И принцип use it or loose it («либо используешь, либо теряешь») играет огромную роль в развитии или деградации ментальных способностей человека.

Высокая наследуемость  коэффициента интеллекта очень часто  совершенно неправильно воспринимается как указание на бесполезность обучения. Существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что в низкой успеваемости человека, который плохо учится, виноват не он сам, а его гены. Согласно второй, всех обладающих низким коэффициентом интеллекта, не стоит учить вовсе, так как это бесполезная трата средств. Оба этих подхода неверны.

Интеллект и коэффициент интеллекта - это все-таки вещи разные, и обученный человек радикально отличается от необученного, даже если у них одинаковый IQ. Более того, лица со сниженным коэффициентом интеллекта нуждаются в особенно тщательном и методичном обучении, чтобы компенсировать недостаток способностей.

Второй момент, тоже очень важный; нельзя забывать о том, что в случае коэффициента интеллекта речь идет об определенных способностях. Каким образом будут использованы эти способности в жизни конкретной личности - это уже совсем другой вопрос. В некоторых случаях, как это ни парадоксально звучит, слишком хорошие способности могут оказать дурную услугу. Н. Винер в свое время заметил, что он видел немало способных умов, ничего не достигших, потому что легкость усвоения защищала их от дисциплины обычной школы и они ничего не получили взамен нее.

 

8. К  психогенетике одаренности (гениальности)

Концепцию врожденного  таланта довольно трудно доказать или  опровергнуть обычными методами, однако анализ биографий одаренных людей  дает основания для сомнения в ее априорной справедливости (Howe, 1996). Если одаренность базируется на неких генетических предпосылках и имеет врожденный характер, то должны быть какие-то признаки, по которым ее можно было бы заметить заранее, еще до того как она проявится в полной мере. По этим признаком можно было бы предсказать, кто преуспеет в какой-либо сфере деятельности. Должна быть какая-то специфичность в способностях, например, музыкальная одаренность, хотя этот талант может реализовываться в разных формах (композитор, исполнитель, импровизатор).

Рассмотрим  вопрос о раннем появлении признаков  таланта. Существует огромное количество сообщений о необычных способностях, которые проявляются у детей  в раннем возрасте. Например, описан случай, когда мальчик начал говорить в 5-месячном возрасте, месяц спустя его словарный запас составлял уже пятьдесят слов, а к трехлетнему возрасту он уже говорил на трех языках (Fowler, 1981). Однако следует сразу сказать, что нужно как-то различать случаи раннего появления признаков таланта и преждевременного развития. Большое количество таких описаний относятся именно к случаям, когда по каким-то причинам наблюдается ускоренное развитие, особенно это касается речи. По большей части такие вундеркинды впоследствии ничего выдающегося собой не представляют.

В случаях, когда  эти сведения касаются действительно  талантливых людей, они зачастую базируются на автобиографических сообщениях; например, Артур Рубинштейн утверждал, что научился играть на фортепьяно прежде, чем стал говорить. Точность таких сообщений весьма сомнительна, учитывая особенности детской памяти (и памяти в преклонном возрасте также). Анализ биографий выдающихся композиторов показывает, что все они в раннем возрасте подвергались интенсивнейшей и регулярной тренировке под руководством взрослых в течение нескольких лет. Получается, что появление необычных способностей скорее следовало за периодом высокой степени поддержки родителей, поощрения, когда были предоставлены необычные условия для развития навыка.

Даже такие  особенности, как наличие абсолютного  музыкального слуха, когда человек  способен узнать или спеть ноту определенной высоты без эталонного тона, не являются примером врожденного качества. Доказано, что абсолютный слух можно приобрести в результате упражнений, что зачастую и имеет место при музыкальном обучении детей в возрасте до 5-6 лет.

Имеются сообщения  о проявлении необычных способностей у детей, страдающих аутизмом. Это могут быть выдающиеся счетные способности (мгновенное перемножение многозначных чисел или определение дня недели для любой даты календаря). В исследовании Миллера описан умственно отсталый ребенок, почти не способный говорить, который мог воспроизводить на фортепиано любую мелодию, транспонировать в любом ключе и импровизировать. Сообщалось об аутичных детях, которые были блестящими рисовальщиками, изображали животных с удивительным соблюдением пропорций и перспективы, с иллюзией движения.

Эти способности могут выглядеть как удовлетворяющие концепции врожденного таланта, хотя довольно странно, что для подтверждения наследственной природы гениальности привлекаются примеры поведения умственно отсталых людей. Тем не менее, есть одно существенное обстоятельство - эти дети отдавали своим излюбленным занятиям практически все время, демонстрируя необычную навязчивую концентрацию на одном виде деятельности (столь характерную при заболевании аутизмом).

Если способности  проявляются в результате особого  обучения, то даже очень раннее их появление уже не может удовлетворить концепции врожденного таланта. Например, в некоторых областях Африки (Кения) дети начинают сидеть и ходить значительно раньше европейских. Полагали, что эти отличия имеют какую-то генетическую основу, но было доказано (Super, 1976),  что   раннее   формирование  двигательных  способностей   связано   с особенностями традиционного воспитания в деревнях. Дети из тех же племен в городских условиях, где родители не поощряют двигательную активность преднамеренно, уже не обнаруживают отличий от европейских.

В целом можно  говорить об отсутствии достоверных  ранних признаков врожденного таланта. Это касается даже музыкальной одаренности. В специальном исследовании Сосняк провела подробные опросы 21 выдающегося американского пианиста и их родителей в самом начале их карьеры (Sosniak, 1990). Оказалось, что в раннем возрасте не было заметно каких-либо признаков будущих достижений. Даже после шести лет интенсивной подготовки только для очень небольшого числа музыкантов можно было прогнозировать будущие успехи. Похожие выводы были получены в лонгитюдных исследованиях известных музыкантов, математиков и спортсменов (теннисистов, пловцов). В одной работе по музыкальным способностям (Howe et al., 1995) были охвачены 257 детей, из которых несколько впоследствии достигли больших успехов. Родителей просили указать, когда ребенок впервые запел, начал заниматься музыкой, стал проявлять интерес к занятиям и так далее Оказалось, что ни один из признаков не отличал группу преуспевших от других детей.

Согласно еще  одному объяснению, предлагаемому концепцией врожденного таланта, генетически  предопределенные способности обнаруживаются в легкости обучения каким-то навыкам. Там, где от обычных людей требуются  значительные усилия, люди с врожденными способностями овладевают навыками без видимых трудностей. Однако специальные исследования в музыкальных школах британии также не подтверждают эту точку зрения.

К похожим выводам  приходят исследователи и в других сферах человеческой деятельности. Так, для подготовки шахматиста международного класса требуется не менее десяти лет интенсивной работы, а если она начинается в раннем возрасте, то, по мнению Крогиуса, времени уходит еще больше.

Среди данных, противоречащих концепции врожденного таланта, следует упомянуть об экстраординарном уровне способностей у обычных людей.

Существует  масса сведений о появлении экстраординарных способностей у обычных людей, которые, уже будучи взрослыми, значительное время тренировались в каких-то навыках или умениях. Например, официантки, которых наблюдал Беннетт, были способны одновременно удерживать в памяти до двадцати заказов одновременно (Bennett, 1983). Емкость рабочей вербальной памяти в данном случае намного превосходит норму.

Поразительные данные были получены в исследовании лондонских таксистов, которым в ходе профессиональной деятельности приходится ориентироваться в очень сложных пространственных условиях мегаполиса. Таким образом, их способности к ориентации в пространстве подвергаются ежедневной многочасовой тренировке. Изучение их мозга с помощью томографии показало, что наблюдается существенное увеличение размеров гиппокампа - структуры, играющей ключевую роль в ориентации в пространстве.

Информация о работе Психогенетические исследования интеллекта