Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное на протяжении многих лет решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения. Эти влияния, приводя к профессиональной деформации личности, добавляют новые краски в типические и индивидуальные различия между профессионалами, связанные с естественным отбором субъектов в ту или иную деятельность в соответствии с темпераментными и характерологическими особенностями, о которых говорилось ранее.
О недостаточной изученности этого вопроса и его связи с дифференциальной психологией пишет А. Л. Свенцицкий. Он пишет что проблема "профессиональной деформации" почти не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане.

Содержание

Введение 3
1. Трудоголики 5
2. Проявление профессиональной деформации у представителей различных профессий 6
Заключение 11
Список литературы 13

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.88 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

Контрольная работа на тему

«Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема»

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Хохлова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

Оглавление

Введение 3

1. Трудоголики 5

2. Проявление профессиональной деформации у представителей различных профессий 6

Заключение 11

Список литературы 13

 

 

Введение

 

Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное на протяжении многих лет решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но формирует и профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения. Эти влияния, приводя к профессиональной деформации личности, добавляют новые краски в типические и индивидуальные различия между профессионалами, связанные с естественным отбором субъектов в ту или иную деятельность в соответствии с темпераментными и характерологическими особенностями, о которых говорилось ранее.

О недостаточной изученности  этого вопроса и его связи  с дифференциальной психологией  пишет А. Л. Свенцицкий. Он пишет что проблема "профессиональной деформации" почти не изучена, хотя представляет значительный интерес и в теоретическом, и в прикладном плане.

Следует отметить, что понятие  «профессиональная деформация»  отсутствует в психологических  словарях, что создает различное  понимание этого психологического явления, порой слишком расширительное. Когда под влиянием профессии  формируется новая особенность  личности (как у железнодорожных  диспетчеров или телефонисток), то это можно расценивать как  профессиональную деформацию личности, но когда работники ГАИ или  паспортистки формируют умение распознавать (дифференцировать) различные ситуации и объекты, то это можно отнести  к развитию профессионально важных качеств, умений, но не к деформации личности. Иначе любое развитие мы будем принимать за деформацию, и  тогда использование этого понятия  теряет всякий смысл.

Цель работы: изучить профессиональную деформацию в профессиональной деятельности       Задачи:

1.Изучить литературу по  теме

2.Рассмотреть понятие «трудоголики»

3.Охарактеризовать ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕФОРМАЦИЮ  в разных профессиях.

 

 

  1. Трудоголики

Особый вид профессиональной деформации, общий для всех специальностей, связан с появлением людей, которые  благодаря Оутсу стали называть трудоголиками. Этот неологизм обозначает человека, который испытывает психологическую зависимость от работы и неконтролируемую потребность постоянно трудиться. Оутс приводит следующие признаки трудоголизма: работник с гордостью рассказывает о том, как он много трудится, презрительно отзывается о других, которые работают меньше и хуже, чем он; не способен ответить отказом на просьбу выполнить дополнительную работу и склонен к соперничеству [1]. По определению Макловиц, трудоголики — это люди, у которых есть внутреннее желание работать много и усердно; они работают больше, чем им предписывают должностные обязанности или ожидают предприниматели [2]. По ее мнению, всем трудоголикам присущи 6 общих черт: они работают интенсивно, энергично, с большим желанием и стремятся превзойти своих коллег; они испытывают сильные сомнения относительно своих возможностей; предпочитают работу отдыху; могут трудиться всегда и везде; стараются тратить свое время с максимальной пользой и не делают различия между работой и удовольствием. Трудоголики избегают уходить в отпуск или брать отгулы. Причин этому несколько. У них никогда не было хороших впечатлений от отпуска — либо из-за завышенных ожиданий, либо потому, что они неправильно выбирали вид отдыха. Кроме того, во время отдыха они не могут полностью оторваться от работы, а традиционные формы отдыха и развлечений кажутся им потерей времени, лишеными смысла. Трудоголики считают, что отпуск приносит лишь новые заботы и тревоги, связанные с подготовкой к нему. Вдобавок они боятся потерять во время отпуска полный контроль над своими рабочими делами. В то же время Макловиц выделила 4 типа трудоголиков в зависимости от того, насколько они сосредоточены на своей работе или же имеют другие интересы.

  1. Самоотверженный трудоголик целиком посвящает себя делу, кроме него не имеет никаких других интересов; отказывает себе в отдыхе; многие из самоотверженных трудоголиков лишены чувства юмора и довольно бесцеремонны.
  2. Интегрированный трудоголик интересуется некоторыми делами, не имеющими отношения к работе.
  3. Диффузный трудоголик имеет многочисленные интересы, связи с другими людьми и цели, которые гораздо разнообразнее, чем у интегрированных трудоголиков. Диффузные трудоголики могут часто менять работу.
  4. Интенсивные трудоголики относятся к отдыху (зачастую используя для этого спорт) с такой же страстью, как к работе, и проводят свободное время столь же напряженно и в таком же высоком темпе, как работают.

Макловиц считает, что  причины трудоголизма исходят из детства. У некоторых детей имеется  внутренняя мотивация достижения, а  других подталкивают родители, которые  угрожают, что не будут любить ребенка, если он не будет соответствовать  их постоянно возрастающим ожиданиям. Кроме того, родители-трудоголики  могут подавать пример своим детям [2].

  1. Проявление профессиональной деформации у представителей различных профессий

Некоторые авторы указывают на то, что с ростом стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников, их деперсонализация. Такие учителя рассматривают конкретного ученика только как типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особенностей, что снижает эффективность воздействия на него. Монологичность, жесткая структурированность и формализованность коммуникативных процессов снижает у учителей самокритичность, формирует компенсаторное ощущение превосходства над окружающими [2]. У них формируется мнительность и педантичность, происходит снижение живости, эмоциональности и самообладания, растет импульсивность и интенсивность самоконтроля. Г. А. Виноградова  отмечает, что большинству педагогов присуща поучающая, дидактическая манера речи, которая проявляется и в сфере личных отношений. У учителей проявляется излишняя авторитарность и категоричность. Властность с чрезмерной дидактичностью способствуют подавлению чувства юмора. У них наблюдается упрощенный подход к проблемам. Однако, как отмечают другие исследователи, если это оправдано в профессиональной деятельности, то вне ее такой подход приводит к ригидности и прямолинейности мышления [2].

Специфические профессиональные деформации присущи и медицинским  работникам. Профессиональная деформация, отмечают чешские авторы, проявляется  у врачей в используемом ими жаргоне. Они могут, например, сказать, что  в палате лежат четыре желудка, три  желчных пузыря и одна почка. Для  врачей больные делятся на «язвенников», «астматиков», «ревматиков» и т. п. Происходит дегуманизация отношений медицинских  работников к пациентам, а отсюда грубость и безответственность к  своему делу, отмечают многие отечественные  и зарубежные авторы.

Многие опытные терапевты  имеют «клинический взгляд» на окружающих: по внешним признакам они автоматически  диагностируют наличие у них  заболеваний даже во внеслужебной ситуации. Но с другой стороны, со временем лечащие  врачи и средний медперсонал  перестают видеть перед собой  человека со всеми присущими ему  личностными особенностями. Эта  профессиональная деформация называется по-разному, как «потеря больного»  или как «ветеринаризация» медицины. Другой деформацией медицинских работников является «приборный фетишизм», когда они видят перед собой показания приборов, анализов, но не видят больного [1].

Признаком профессиональной деформации психологов-психотерапевтов считает псевдонаучное обезличивание клиента, которое состоит в том, что психотерапевт ориентируется не на реальную жизнь клиента, а на обобщенную схему — свою терапию, которой он пользуется для упорядочивания своего опыта. Кроме того, он дает моральную оценку клиенту, занимая позицию судьи.

Характерной особенностью общения  и деятельности сотрудников органов  внутренних дел является то, что  им приходится постоянно иметь дело с преступниками, нарушителями общественного  порядка и другими лицами с  делинквентным поведением. Вследствие этого работники испытывают воздействие  отрицательной информации и эмоций, что может вызвать профессиональную деформацию личности. Происходит привыкание к негативной информации, притупление  восприятия делинквентного поведения, что ведет к формализму, бездушию сотрудников ОВД [2]. Необходимые для противостояния преступникам бдительность, готовность противостоять их уловкам и ухищрениям могут перерасти в излишнюю подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся человеку. Наблюдается перенос негативного отношения к преступникам на отношение к правопослушным гражданам. Некоторые начинающие сотрудники могут посчитать, что подавляющее большинство населения — это потенциальные преступники. Как пишет известный знаток преступного мира писатель А. Константинов , некоторые из сотрудников уголовного розыска признавались в том, что им намного легче общаться с рецидивистами, чем с нормальными, законопослушными людьми.

Профессиональная деформация надзирателей тюрьмы наиболее сильно проявляется в деформации ценностной сферы. В частности, в откровенной  беседе высказывались мнения о том, что нарушают законы и требования нравственности все люди, и сдерживает людей до некоторой степени только нежелание сидеть в тюрьме [1]. Другой характерный взгляд на преступников - то, что в тюрьму попадают более глупые из них, и даже, что многим из них в тюрьме лучше, чем на свободе. Завершая незаконченные предложения «Тюрьма - это...», практически все надзиратели и воспитатели подчеркивают функцию изоляции и практически отрицают возможность исправления или перевоспитания в тюремных условиях [2].

Профессиональная деформация знаний также может быть результатом  глубокой специализации в какой-либо одной профессиональной сфере. Человек  ограничивает сферу своих познаний тем, что необходимо ему для эффективного выполнения своих обязанностей, демонстрируя при этом полную неосведомленность  в других областях. «Невежество Холмса было так же поразительно, как и  его знания. О современной литературе, политике и философии он почти  не имел представления. <...> Когда  оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о  строении Солнечной системы, я просто опешил от изумления. <;..> На кой черт она мне? - перебил он нетерпеливо. - Ну, хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне  или моей работе?» [1].

У летчиков-испытателей, как  показано В. М. Звониковым с соавторами, при выполнении теста Розенцвейга (тест на реакции при фрустрации) почти в половине случаев наблюдаются препятственно-доминантные (O—D) и внешне-обвинительные (Е) реакции. Авторы объясняют это социальной адаптацией этих профессионалов, особенностями их профессиональной деятельности. «Обладая высокой ответственностью за порученное дело, летчики-испытатели довольно часто должны отстаивать свою точку зрения, иногда противоречащую мнению социально значимых лиц, что и вырабатывает определенный тип реагирования. Кроме того, одной из основных составляющих их деятельности является поиск "препятствия", затрудняющего доводку самолета или его систем. Поэтому преобладание реакций типа О—D у летчиков-испытателей можно считать адаптивным вариантом нормы для этой профессии».

Таким образом, сформированные у профессионалов стереотипы и установки могут мешать освоению новых профессий. Так, в проведенных исследованиях было показано, что наличие стереотипов в сознании врачей может затруднить их адаптацию к новой получаемой ими профессии медицинского психолога. «Представления о профессии психолога у медиков и педагогов и у психологов, имеющих базовое образование и успешно работающих в своей области, имеют определенные различия. Так, обе группы выделяют такие качества, как умение расположить к себе, доброжелательность, внимательность к людям. Однако если психологи относят эти качества к разряду профессиональной компетентности, то врачи и учителя этого не делают. Причиной этого может быть перенос старых моделей на новые условия. В традиционной медицине и педагогике существует образ врача (педагога) как профессионала-манипулятора, включающий такие характеристики, как доминирование, авторитарность, требовательность, управление поведением пациента или ученика. В противоположность врачам и педагогам, психологи строят свой образ в контексте психологически ориентированной модели». 

Заключение

 

Профессиональная принадлежность оставляет неизгладимый след на человеческой личности. В этом нет ничего удивительного, ведь обычно мы проводим на рабочем  месте не менее 8 часов в день. Изменения качеств личности, которые  наступают под воздействием трудовой деятельности, называются профессиональной деформацией.

Это явление  отражается на тех свойствах личности, которые  меняются под влиянием профессиональной роли. Причины изменений  кроются  в глубинах процесса адаптации личности к условиям труда. Принято считать, наибольшее влияние профдеформация оказывает на тех специалистов, которым  по долгу службы приходится много  работать с людьми: врачи, учителя, менеджеры, продавцы, психологи, чиновники, специалисты  по кадрам и т.д. Система разделения труда, существенный разрыв между умственным и физическим трудом и другие характеристики окружающей среды создают предпосылки  для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения  их в «узких» специалистов.

Информация о работе Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема