Понятие психологической нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. Что считается нормой в психологии ,а что нет, как возникает аномальное и отклоняющиеся развитие.

Прикрепленные файлы: 1 файл

контроша1.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

1Введение

Приспособление  людей к окружающей природной  и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется  с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо  подготовленные к жизни, не могут  адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. Что считается нормой в психологии ,а что нет, как возникает аномальное и отклоняющиеся развитие. Под развитием в психологии понимается процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность. Сам процесс развития не универсален и не однороден. В литературе справедливо отмечается, что понятие “норма”, особенно “психическая норма”, является проблемой, трудной для определения .. Признаки, долженствующие сформировать понятие “норма”, трудноуловимы и изменчивы, что имеет отношение в особенности к социальным нормам.В литературе под нормой принято понимать нечто среднее, устоявшееся ..Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке.

1.1 Понятие психологической нормы

Одно из основных значений термина «норма» (лат norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем. Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность, в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня существуют следующие понятия нормы: предметная норма; социально-возрастная норма; индивидуальная норма; нормы психического развития. Если подвергнуть анализу существующие в психологии учения о норме (культурный релятивизм, выраженная патология, статистический релятивизм и т.п.), то окажется, что под нормой понимается некий средний показатель. Б.С. Братусь отмечает в связи с этим: “Пожалуй, самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы, и, во-вторых (что необходимо связано с первым) - наиболее приспособленного, адаптированного к определенной среде”.. Психофизиологи придерживаются аналогичной точки зрения.Известно, что психический баланс возможен лишь при равновесии между специфическими и неспецифическими путями передачи информации, между возбуждением и торможением как двумя противоположностями, неантагонистическое решение борьбы которых приводит к норме.

Существует  три точки зрения на определение  психологической нормы: 
1) психологическая норма - это некая среднестатистическая величина всех известных и мыслимых психологических параметров;  
2) нормой является гомеостазис, оптимальная адаптация человека к окружающему миру;  
3) отрицающий, негативный критерий — если человек психически не болен, значит он психически здоров. 
Как отмечает Б.С.Братусь, если внимательно приглядеться к этим критериям, то нетрудно обнаружить, что их исходные основания лежат не в психологии, а в иных областях, прежде всего естественнонаучных. В самом деле, среднеарифметический взгляд на норму идет от статистики, адаптационный — от биологических представлений о гомеостазисе, негативный критерий - от медицины и т.п. Образно говоря, критерии нормы как бы ускользают, уходят из психологии, обнаруживая себя на других территориях науки. Что касается наиболее расхожих адаптационных и среднестатистических критериев, идущих от естественнонаучного подхода, то их недостаточность интуитивно заставляла даже психиатров, для которых эти критерии были основой их профессии, относиться к ним с плохо скрываемым раздражением.  
Однако такие общие определения не отвечают основному запросу психолога-практика. Одно из наиболее удачных в современной психологии, функциональное определение психологической нормы описано в трудах Б.С.Братуся. С его точки зрения, нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода “человек” (центральное и системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни. 
Напомним, что речь идет о развитии человека, признаках его нормального бытия, тогда как личность, согласно пониманию Б.С.Братуся, - специфический инструмент, орудие этого развития и в качестве такового оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобщению человека к его сущности. В свою очередь, личность необходимо разводить с “психическим”, на чем настаивал А.Н.Леонтьев, говоря о “личностном” как особом “измерении”. Поэтому человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодовольным и т.п.) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности (религиозный мыслитель сказал бы - к Образу Божьему в человеке), удовлетворяться суррогатными ценностями и т.п. Кстати, если говорить о тенденциях современного общества, то приходится с горечью признать, что для все большего количества людей становится характерным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен. 
Если при этом понимать личность как инструмент достижения человеком своего понятия, сущности, то оказывается, что психология исследует пути к некоему едино с этикой понимаемому благу (равно как и законы и последствия отклонений от этих путей). Этика тогда по отношению к психологии оказывается не только нормативной, абстрактно принудительной, но разрабатывающей, указующей те же вектора, которые в основном и главном совпадают с предельной ориентацией, векторами нормального психологического развития. 
То, что нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья, можно показать не только в теоретических рассуждениях, но и на конкретно-психологических, клинических данных. Еще у русского психолога А.Ф. Лазурского находим мы основанный на тщательных наблюдениях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечивает идеал бескорыстного служения другому. “Альтруизм, — писал он, — в том или ином виде представляется формой, и средством, и показателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет”1 . Современные авторы, используя другую терминологию, приходили к сходным выводам. Данные Б.С.Братуся показывают, что отклонения личности, невротическое развитие тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация .

В современной  науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический  подход

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание  нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.2

Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.

Ниже 20 – глубокая умственная отсталость

20–34 –  выраженная умственная отсталость

35–49 –  умеренная умственная отсталость

50–70 –  легкая умственная отсталость

71–84 –  умственная отсталость близкая  к норме

85–114 –  НОРМА

115–124 –  интеллект выше нормы

125–134 –  высокий интеллект

135 и  выше – гений

Статистические  нормативы относительны, так как культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

Адаптационный подход

Быть  нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

Последователи этого подхода рассматривают  норму и ненорму в связи  с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как  динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы  характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие  устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом  норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает  или не достигает своего функционального  оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Понятие «нормы» смещается до границ индивида

Каждый  человек рассматривается по отношению  к самому себе: каким он был, каким  он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

Культурно-релятивистский подход

Не решает проблемы и подход с позиции культурного  релятивизма. Согласно ему, о норме  и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней мере, два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.). К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

Психопатологический подход

Довольно  распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода. 

Гуманитарный (гуманистический) подход

Оценка нормы  самой по себе, не в отношении  патологии, при отсутствии дихотомии  «норма-патология». Этот прямо противоположный  подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

Данный подход тесно связан с теорией личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся.

А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что  воспринимается;

принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

непосредственность, простота, естественность;

центрированность  на цели;

независимость и наличие потребности в уединении  от суеты;

автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

спокойное отношение  к социальным поощрениям;

свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

глубокие межличностные  отношения;

разграничение целей и средств;

философское чувство  юмора;

сопротивление окультуриванию.

Фромм выделяет следующие характерные черты  нормы:

продуктивная  деятельность, т.е. созидание;

связь человека с внешним миром через эмоции и переживания;

постижение объективной  реальности своим интеллектом;

осознание собственной  неповторимости при наличии связи  с ближними и с другими людьми;

отсутствие признания  иррациональных авторитетов, но охотное  подчинение рациональным;

постоянное возрождение  нормального человека;

нормальный человек  смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

  • высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
  • личностно-смысловой;
  • психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Информация о работе Понятие психологической нормы