Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 14:28, реферат
Человек - сложная живая система, и ее жизнедеятельность осуществляется на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования: биологическом, психологическом и социальном. И на каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления. В данной работе мы рассмотрим здоровье, связанное с психологическим уровнем.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Психическое здоровье…………………………………………………...5
§1. Критерии психического здоровья……………………………………………5
§2. Связь психологического здоровья с биологическим……………………...10
§3. Виды психического нездоровья ……………………………………………14
Глава II. Представления о здоровой личности в теориях развития личности.
§1. Психосоциальная теория развития Э. Эриксона…………………………..16
§2. Теория личностного развития Э. Фромма…………………………………19
§3. Теория развития личности К. Роджерса……………………………………21
§4. Теория развития личности А. Маслоу…………………………………...…23
§5. Теория черт Г. Олпорта……………………………………………………..25
§6. Аналитическая теория личности К. Юнга………………………………...29
Заключение………………………………
У людей противоположных по своему складу личности типу «А» (их относят к типу «В»), вероятность сердечных заболеваний в шесть раз меньше, в том числе они являются иммунными к ишемической болезни сердца. Это неагрессивные, не ощущающие бега времени люди, не склонные к соревнованию, спокойные, неспешные и умеющие расслабиться. Они взвешенно смотрят на то, когда и в какой степени им включиться в работу.
Можно назвать еще один тип личности, особо подверженный раковым заболеваниям (тип «С»). Как правило, это люди, не предрасположенные к внешнему проявлению раздражения и гнева. Испытывая сильные чувства, они редко показывают их, загоняют переживания внутрь себя, поддаваясь при этом ощущениям страха, беспомощности, безнадежности. Они высоко чувствительны к стрессу, но при этом мало способны к разрядке негативных эмоций, снятию напряжения. Этих людей отличают уступчивость, подчиняемость, неуверенность в себе и терпеливость. Их может вывести из равновесия наличие таких межличностных проблем, как зависть и конкуренция, они легко теряют надежду, становятся беспомощными, впадают в депрессию ([4], c. 112).
Асоциальная личность с присущими ей соответствующими чертами и стилем поведения также не может считаться здоровой. Криминальная ориентация, приверженность алкоголизму и наркомании, религиозный фанатизм (сектантство), политический экстремизм влекут за собой разрушительные последствия для психического и физического здоровья. Это находит проявление в агрессивности, неприятии инакомыслия, суженной сферы жизненных интересов, догматическом мышлении, эмоциональной экспрессии или тупости, а также имеет продолжение в функциональных расстройствах (заболеваниях нервной системы), органических поражениях (язва, инфаркты, инсульты, онкологические заболевания и др.).
§3. Виды психического нездоровья.
Теперь остановимся на наиболее типичных признаках психического нездоровья, которые также можно попытаться упорядочить в соответствии с видами проявления психического (процессы, состояния, свойства).
В сфере психических процессов чаще всего упоминаются: неадекватное восприятие своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; неорганизованность мышления; стереотипность мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.
К психическим состояниям обычно относят: чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность.
Среди свойств личности можно отметить: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). В целом нездоровая личность достаточно дезинтегрирована, ей присущи утрата интереса, любви к близким, пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отличается неадекватностью самооценки, ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира, дезадаптивном поведении, конфликтности, враждебности, эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечность), стремлении к власти (как самоцель) и др. ([11], с. 63 – 65).
Различные виды серьезных органических нарушений влекут за собой изменения в психике, личностном статусе человека и его социальном поведении. Это могут быть нарушения когнитивных процессов (ослабление памяти, внимания, рассеянность мышления и т.д.); изменения в эмоциональной сфере (переживания, тревоги, депрессии, беспомощности, озлобленности, раздражительности и др.); утрата ценностных ориентаций, интереса к жизни, к близким. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее его влияние на состояние психического здоровья.
Древневосточная медицина (прежде всего китайская и индийская) исходит в своем учении из следующего кардинального тезиса: духовное здоровье есть главная основа здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое, в сочетании со здоровьем тела, надо ценить и охранять превыше всего.
§1. Психосоциальная теория развития Э. Эриксона.
Истоки личностного здоровья Эриксон видел в базовых предпосылках когнитивного и социального развития ребенка. “В последовательности приобретения наиболее значимого личностного опыта здоровый ребенок, получивший определенное воспитание, будет подчиняться внутренним законам развития, которые задают порядок развертывания потенциальностей для взаимодействия с теми людьми, которые заботятся о нем, несут за него ответственность, и теми социальными институтами, которые его ждут… Личность развивается в соответствии с этапами, предетерминированными в готовности человеческого организма побуждаться расширяющимся кругом значимых индивидов и социальных институтов, осознавать их и взаимодействовать с ними” ([15], с. 102). Таким образом, жизненный цикл человека включает в себя восемь витков адаптационной спирали, каждый из которых, расширяясь, захватывает все более обширную область социальных функций и межличностных отношений, выводя личность на более высокий уровень психологической зрелости, где обретается новая, более цельная идентичность. Правда, эта спираль может быть деформирована в силу семейного или социального неблагополучия.
Э. Эриксон, рассматривая становление человека как поэтапный процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, наглядно показывает, что самой логикой человеческого развития личность периодически подводится к выбору между зрелостью, здоровьем – и регрессом; личностным ростом, самоопределением – и болезнью, неврозом. С точки зрения Эриксона, человек, принимая вызов в ходе каждого психосоциального кризиса, получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Успешно разрешив один кризис, он продвигается в своем развитии к следующему. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития. Благополучное разрешение очередного психосоциального кризиса предоставляет индивиду все больше возможностей для роста и самореализации. Это указывает на то, что теория Эриксона предполагает наличие внутренних связей между личностным ростом и здоровьем. ([2], с. 143-145)
Согласно Эриксону, именно болезнь и кризис позволяют осознать всю сложность человеческого организма; повышенная чувствительность, обостренное восприятие и страдание выступают в качестве основных предпосылок более глубокого самопознания и неустанного поиска себя, который может успешно завершиться обретением подлинной идентичности. Эриксон полагал, что переживание глубокого кризиса и внутреннего конфликта составляет необходимый компонент взросления и предстоит любому молодому человеку, перед которым стоит основная жизненная задача – обретение собственного неповторимого Я. Однако разные люди по-разному проходят это испытание. «Одни молодые люди капитулируют перед кризисом посредством невротического, психотического или преступного поведения; другие разрешают кризис, самоотверженно участвуя в идеологических движениях, связанных с религией или политикой, природной средой или искусством. Однако есть и такие, кто, терпя страдания и опасно отклоняясь от нормы, что воспринимается как затянувшаяся юность, оказываются способными внести оригинальный вклад в рождающийся стиль жизни: сама ощущаемая ими опасность заставляет их мобилизовать свои способность говорить и видеть, мечтать и рассчитывать, проектировать и созидать по-новому». ([16], стр. 35). Способность достойно пережить жизненный кризис во многом предопределяет творческий размах и глубину духовного влияния самореализующейся личности.
Ценность теории Эриксона в том, что она показывает, как социокультурные и межличностные механизмы, определяющие индивидуальное развитие, на каждом жизненном этапе действуют в неразрывной взаимосвязи и приводят к интегральному результату – к формированию неповторимой и уникальной идентичности, представляющей собой образ собственного Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру.
§2. Теория личностного развития Э. Фромма.
В свете нашего анализа также представляют интерес рассуждения Э. Фромма о влиянии адаптационных процессов на формирование или трансформацию человеческого характера и, в частности, на закрепление патологических черт. В связи с этим, Фромм выделяет две разновидности адаптации. “Целесообразно различать “статистическую” и “динамическую” адаптацию. Статистической мы называем такую адаптацию, при которой характер человека остается неизменным и лишь появляются какие-то новые привычки, например переход от китайского способа еды палочками к европейскому – ножом и вилкой. Китаец, приехав в Америку, приспосабливается к новому для него обычаю, но такая адаптация вряд ли приведет сама по себе к изменению его личности – ни новых черт характера, ни новых стремлений он не приобретает.
Примером динамической адаптации может послужить такая, когда ребенок подчиняется строгому, суровому отцу: он слишком боится отца, чтобы поступить иначе, и становится “послушным”. В то время как он приспосабливается к неизбежной ситуации, в нем что-то происходит. Может развиться интенсивная враждебность по отношению к отцу, которую он будет подавлять, ибо не только проявить, но даже осознать ее было бы слишком опасно. Эта подавленная враждебность – хотя она никак не проявляется – становится динамическим фактором его характера. Она может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым привести к еще большему подчинению; может вызвать беспредметный бунт – не против кого-либо конкретно, а против жизни вообще. Здесь, как и в первом случае, индивид приспосабливается к внешним условиям, но такое приспособление изменяет его: в нем возникают новые стремления и новые тревоги. Любой невроз – это пример подобной динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивида иррациональными – особенно в раннем детстве – и, вообще говоря, неблагоприятными для роста и развития ребенка. Аналогично социально-психологические явления, проявляющиеся у целых общественных групп и сопоставимые с невротическими, например, наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным условиям, иррациональным и вредным для взрослых людей… мы обращаем внимание на то, что черты и стремления человеческой натуры развиваются как реакции на определенные условия жизни. Они достаточно устойчивы; превратившись в черты характера, они исчезают или трансформируются в другие побуждения с большим трудом. Но эти же черты характера являются гибкими в том смысле, что индивиды, особенно в детстве, развивают ту или иную склонность в соответствии с обстановкой, в которой им приходится жить. Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку” ([13], с. 192 - 194).
Таким образом, всматриваясь в наиболее характерные черты конкретного индивида, мы можем увидеть за ним реальные проблемы и трудности его адаптации к условиям жизни. А это значит, что неверно утверждать, будто человек изначально слаб или зол; его плачевное или недостойное состояние скорее отражает гнет и тяжесть тех жизненных обстоятельств, к которым он не сумел адаптироваться другим, более безобидным способом.
Исходя из теории Э. Фромма, ведущим показателем психического здоровья является способность личности к адаптации в различных условиях.
§3. Теория развития личности К. Роджерса.
Гуманитарное переосмысление проблем здоровья и патологии захватило умы крупнейших психологов ХХ столетия, которые, подобно Олпорту, стремились сформировать научное представление о здоровом индивидууме. Переход от свойственного психиатрии и психопатологии жесткого фиксирования «нормальных» и болезненных состояний к исследованию процесса становления личности, ее свободного и искреннего самораскрытия четко обозначился в работах К. Роджерса, предложившего динамическую модель «полноценно функционирующего человека». Роджерс также рассматривает здоровье в аспекте естественного личностного развития, роста – как атрибут свободно развивающейся и открытой опыту личности.
Он вводит понятие конгруэнтности, отражающее способность личности реагировать и действовать, искренне, открыто выражая свои подлинные чувства и установки. Часто человек пытается скрыть или фальсифицировать их, желая получить одобрение от окружающих, и такая неконгруэнтность (неподлинность) препятствует его самореализации, негативно сказываясь и на душевном здоровье. С другой стороны, защищаясь от неприятных и болезненных переживаний, человек склонен отрицать негативные стороны жизни, лишая себя полноты жизненного опыта. Роджерс полагал, что «человек восстанавливает психическое здоровье, возвращая себе подавлявшиеся и отрицаемые части своего «Я» и ассимилируя негативные аспекты жизненного опыта. Иными словами, конгруэнтность и открытость опыту, предполагающие доверие к собственной человеческой природе и жизни в целом, являются основными условиями функционирования, по Роджерсу. «Полноценно функционирующий человек постоянно находится в процессе всесторонней самоактуализации; он способен всегда свободно реагировать на ситуацию и свободно переживать свою реакцию», что позволяет ему жить подлинной, по-настоящему «хорошей» жизнью. Согласно роджерианской модели, движение к «хорошей жизни», предполагает возрастание открытости опыту, стремление жить настоящим и доверие к своему организму ([2], с. 49 – 150).
Первым и непременным условием здорового развития личности Роджерс считал безусловное «позитивное внимание» к ребенку, что предполагает безоговорочное проявление к нему любви и приятия его, особенно в раннем детстве.
Самоактуализация, по Роджерсу, представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности, но не как конечный результат, а в процессуальном смысле, т.е. как постоянное движение личности по пути собственного роста и самосовершенствования. В представлении Роджерса здоровая личность может быть охарактеризована такими чертами:
§4. Теория развития личности А. Маслоу.
Признанный лидер гуманистической психологии А. Маслоу провозгласил основным критерием здоровья «полную актуализацию возможностей человека», или «самоактуализацию». Согласно его точке зрения, «высочайшие порывы человеческой души практически всегда недооценивались», а «человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают» ([10], с. 7). И именно те люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.
Информация о работе Понятие психического здоровья в ведущих теориях развития личности