Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:00, контрольная работа
Деятельность занимает основное место в жизни человека. Человек активнее по своей природе, когда он работает, он действует, отдыхает, так же действует.
Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность.
Каждый вид деятельности имеет свои теоретические ориентиры, содержание, механизмы и структуру.
Введение 3
1. Понятие деятельности в психологии 4
2. Деятельностный подход 8
3. Общепсихологическая теория деятельности 14
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Содержание
Деятельность занимает основное место в жизни человека. Человек активнее по своей природе, когда он работает, он действует, отдыхает, так же действует.
Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность.
Каждый вид деятельности имеет свои теоретические ориентиры, содержание, механизмы и структуру.
Исследования в данном направлении могут дать понимание любой деятельности и позволить наметить конкретные пути повышения эффективности деятельности за счет организации и формирования компонентов психологической системы деятельности у ее субъекта.
Исследованиям в данном направлении было посвящено много трудов, как в отечественной, так и зарубежной психологии.
Среди авторов можно выделить таких психологов, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, У. Джеймс и др.
Многие психологи затрагивали изучение различных оставляющих деятельности: Э. Торндайк изучал отдельные виды деятельности, В.В. Давыдов исследовали обучение, Д.Б. Эльконнин уделял значительное внимание игре, а А.А. Леонтьев – общению.
Цель работы – изучить психологические основы деятельности, деятельностный подход и общепсихологическую теорию деятельности.
Категория деятельности
получила в настоящее время широкое
распространение в
Известно, что человеческая деятельность является предметом как внутридисциплинарного, так и междисциплинарного исследования, деятельность изучают в психологическом комплексе наук о труде.
Деятельность является также одним из фундаментальных понятий в отечественной общей психологии, поскольку среди категорий, характеризующих бытие человека, она представляется важнейшей. Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, состояний и свойств позволило дать объяснение многим явлениям, которые прежде казались непонятными, выявить важные закономерности психического развития человека.
Между тем имеются принципиальные расхождения и трудности в трактовке самого понятия человеческой деятельности; в выборе оснований для классификации ее видов; единиц, предназначенных для ее анализа; в выборе адекватных методов ее исследования как в лабораторных, так и в естественных (производственных, учебных) условиях; в сопоставлении результатов, полученных разными методами как между собой, так и в отношении к категориальному аппарату, разработанному в историко-философской традиции исследований деятельности.
Для иллюстрации этих трудностей приведем далеко не полный перечень различий форм и видов деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя, непосредственная и опосредованная, произвольная и непроизвольная, сознательная и бессознательная, индивидуальная и коллективная, репродуктивная и творческая; игровая, учебная, трудовая, спортивная; познавательная (перцептивная, анемическая, умственная), управленческая и исполнительная, коммуникативная и профессиональная. К этому нужно добавить дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату.
Данные толковых и лингвистических словарей, энциклопедий и анализ научных работ убедительно показывают, что понятие «деятельность», формируясь в философии, физиологии, социологии и психологии, в результате перекрестных заимствований приобрело четыре основных значения: труд, работа, активность и поведение.
Термин «деятельность» был заимствован в немецкой классической философии, дальнейшее же философское и социологическое развитие получил у К. Маркса, который ввел понятие трудовой деятельности (труда) очень близкое по смыслу термину «работа».
Синонимию деятельности и активности легче всего объяснить лингвистическими феноменами. Широкое распространение многоязычия в первой половине XIX в. среди отечественной научной интеллигенции привело к синонимизации немецкого понятия «деятельность» с латинским, французским и английским «активность».
Деятельность в смысле активности или работы часто рассматривается в физиологии, особенно в исследованиях И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др.
В целом отметим, что все определения деятельности в психологии «слишком общи»1.
Так, А.Н. Леонтьев в одном случае пишет, что «специфические процессы, которые осуществляют... активное отношение... к действительности» есть процессы деятельности2.
В другом: «Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. Это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие»3.
В.В. Давыдов определяет деятельность как «специфическую форму общественного бытия людей, состоящую в целенаправленном преобразовании ими действительности»4 (1993, с. 26).
Если обратиться к первому описанию деятельности А.Н. Леонтьевым и определению В.В. Давыдова, то увидим, что они не позволяют нам различить активность и деятельность как особый вид активности, как более узкое (более конкретное) понятие.
Второе определение А.Н. Леонтьева на наш взгляд, выделяет важные характеристики деятельности, но также в глобальном виде.
Р.С. Немов определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования»5.
В экспериментальных исследованиях школы П.Я. Гальперина фактически критерием выделения деятельности служит задача. Система действий, приводящая к решению задачи, обозначается как деятельность, адекватная данной задаче. Мы отдаем себе отчет, что понятие «задача» тоже не однозначно и использование этого критерия для выделения деятельности далеко не бесспорно. В данном случае мы фиксируем лишь фактическое положение вещей.
П.Я. Гальперин пишет: «Мы называем деятельностью всякий процесс, систематически или эпизодически возобновляемый «деятелем» и ведущий к определенному результату». Второе понятие, которое необходимо обсудить, это понятие «поведение». По нашему мнению, бихевиоризм сделал важный шаг, обратив внимание на поведение. Другое дело, что бихевиоризм поведение понял ущербно, поскольку выбросил психику из него. Ну, а поведение без психики – это уже не поведение. «Поведение» и «деятельность» – это близкие понятия.
В работах А.Н. Леонтьева мы не раз встречаем термин «поведение». Когда речь идет о животных, мы говорим – поведение. Применительно к человеку мы используем термин «поведение», когда речь идет о нравственной сфере.
Таким образом, поведение как эквивалент понятия «деятельность» проникло в нашу социальную и общую психологию, с одной стороны, из психологии поведения, где оно истолковывалось, как «система реакций»6, а с другой – через понятие «социальный бихевиоризм» из западной социологии (система поступков).
Суммируя вышесказанное, можно заключить, что деятельность – «специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. В деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические»7.
Условно можно выделить три направления исследований, в которых заложены контуры деятельностного подхода в психологии:
Сначала обратимся к сути деятельностного подхода.
Центральным положением (принципом) этого подхода является положение С.Л. Рубинштейна о неразрывной связи психики и деятельности. Впоследствии, как вы знаете, он отказался от деятельности как предмета психологии, и писал, что всякий психолог, который понимает, чем должен заниматься, должен изучать психику, и только психику. В то же время он постоянно писал, что психика и формируется в деятельности, в ней и проявляется.
Неразрывная связь психики и деятельности – это принцип, сформулированный Рубинштейном.
Идеи, выдвинутые С.Л. Рубинштейном
при разработке проблемы деятельности,
развивались его учениками и
последователями –
Исследования Леонтьева о развитии психики фактически доказывают этот принцип. Именно Леонтьев показал, что психика развивалась не сама по себе, а как ответ на запросы реальной жизни. У Леонтьева очень четко подчеркивается, что развитие жизни требовало новых форм поведения, ставило новые задачи и требовало усложнения сигнальной, ориентировочной функции.
Говоря о центральном принципе деятельностного подхода, важно подчеркнуть, что в настоящее время очевидно системное строение деятельности. Деятельность – это система, целостность. Она образована из разнородных элементов, но они все увязаны таким образом, что только вся эта система элементов в определенных связях и отношениях дает возможность решать задачу и реализовывать деятельность.
Таким образом, деятельностный подход – это одновременно системный подход в психологии. В силу этого, неразрывная связь психики и деятельности выглядит как связь отдельных элементов этой целостности. И уже по законам системного анализа мы не можем понять ни один элемент системы, вырывая его из этой системы, не учитывая его места и функций в ней.
К элементам деятельности как системы относятся: мотив, цель, предмет, ориентировочная основа, операционный состав или состав действий, когда речь идет о деятельности, то всякую деятельность можно разложить на действия. Если речь идет о действии, то образование тоже системно, но там уже вместо действий найдете операции. И в деятельности, и в действии четыре функциональных блока, характерных для любой системы - это управляющий, или ориентировочный, рабочий, или исполнительный, контрольный и корректировочный. Они есть и в действии, и в деятельности. Можно добавить к элементам деятельности еще орудия. Первый принцип деятельностного подхода задает требования к единице анализа.
Л.С. Выготский писал, что «в качестве единицы анализа должен браться не простейший элемент, а такое образование, которое действительно наиболее простое, но сохраняющее все особенного того сложного, которое надо анализировать с помощью этой единицы»8. В качестве такой единицы анализа как раз и выступает действие.
Действие – это тоже системное образование. Оно имеет те же элементы, что и деятельность, но вместо действий, слагающих деятельность, мы найдем операции. Деятельностный подход позволяет выделить адекватную единицу. Действие как единица анализа удовлетворяет всем требованиям, о которых говорил Л.С. Выготский: оно сохраняет специфику более сложного образования – деятельности.
Использование действия
как единицы анализа и
Таким образом, рубинштейновский принцип кладет начало новой психологии: не психологии функций, а психологии действий. Действия можно классифицировать по разным основаниям. Можно даже сохранить старые названия. Например, действие восприятия. Восприятие как образ будет продуктом этого действия.
Стихийно деятельностный подход уже постепенно вкрапливается в нашу психологию.
Так, одна из книг под редакцией А.В. Запорожца называется «Восприятие и действие». Это значит, что процесс восприятия – это деятельностный процесс (воспринимание), а продукт его – образ. Интересное положение с памятью. Мы говорим о ней как о функции но, когда читаем главу о памяти, то не находим ответа – какова же роль этой функции, но находим действие запоминания. Когда начинаем его анализировать, то найдем, кроме памяти, всю психику: нужно и восприятие, и воля, и эмоции, и мышление. То же самое и с воспроизведением.