Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 17:26, курсовая работа
Основная проблема психологического исследования алкоголиков в том, что масса пьющих людей не желает признавать происходящих с ними изменений. Паталогическая деградация личности, изменения психики не оценивается пьющими людьми так же объективно, как паталогические изменения происходящие в их организме в результате приема алкоголя.
Не многие осмеливаются признаться себе в том, что они больны алкоголизмом, самостоятельно или с помощью квалифицированных специалистов начать работу по определению симптомов этой болезни, искать пути выхода из алкогольного тупика, разрабатывать тактику и стратегию по выздоровлению.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………3
Глава 1. …………………………………………………………..………7
Глава 2…………………………………………………………………..14
Глава 3…………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………..…20
Список использованной литературы………………………………….21
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет психологии
Кафедра клинической психологии
на тему: |
«Патологические изменения личности при алкоголизме» |
Студент |
Смуряков Д.К. | |||
2курс 215,1 гр. |
(Подпись) |
Руководитель |
Белопольская Н.Л. | |||
Профессор, Доктор психологических наук |
(Подпись) |
К защите __________________________ | |
Работа защищена с оценкой____________ |
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………
Глава1. …………………………………………………………..………7
Глава 2…………………………………………………………………..14
Глава 3…………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….21
Введение
Человечество познакомилось с алкоголем очень давно, но как это ни странно, массовая алкоголизация и связанные с ней проблемы деградации личности сравнительно молоды в исторических масштабах.
Само слово «алкоголь» происходит от арабского «аль-куль», которое использовалось вначале для обозначения тонкого сурьмяного порошка, а позднее – как нечто тончайшего, неосязаемого, затем – как чистого экстракта. Можно сказать, что в древности алкоголь рассматривался как некая философская субстанция, сравни философскому камню.
Не смотря на то, что ячменное пиво и брагу начали варить еще народы Шумера и Древнего Египта, следует отметить, что алкогольные напитки использовались очень ограниченным кругом лиц: жрецами - при отправлении культовых обрядов и представителями высших сословий. Массового доступа к спиртным напиткам не было, употребление алкогольных напитков детьми и женщинами не допускалось, а часто и жестоко каралось законом.
Питейные традиции Древнего Рима и Древней Греции предусматривали разбавление вина водой. Употребление неразбавленного вина считалось сумасшествием и приписывалось только варварам. Также необходимо помнить, что виноградарство – это самая кропотливая и требующая больших затрат времени и сил сельскохозяйственная отрасль. На протяжении веков вино было очень дорогим напитком и массовое употребление вина было возможно только по большим праздникам (праздник Диониса в Греции и сатурналии в Римской империи).
На протяжении Средних веков ситуация оставалась схожей. Постоянный доступ к спиртным напиткам имело только привилегированное сословие. Массово-доступным спиртным напитком было пиво, приготовленное в домашних условиях, но злоупотребление им было возможно при окончании сезонных работ, которые совпадали с большими церковными праздниками (к ним приурочивались и свадьбы) и происходили только несколько раз в году.
Первый этап массовой алкоголизации начинается в 16-17вв. в Англии, и связан он с политикой «огораживания», периодом развития мануфактур и притоком больших человеческих масс в города-промышленные центры. Формируется совершенно новая прослойка людей – рабочие, выключенные из привычного природного круга (посев и сбор урожая, забота о земле и скоте в своем хозяйстве и в своей деревне), проживающий скученно и нуждающийся в быстром и эффективном развлечении. Появляются так называемые «джиновые улицы», где шла постоянная торговля джином, который начали изготавливать в промышленных масштабах. Именно здесь начинается постоянный доступ к алкоголю не только у мужчин, но и у детей и женщин. До настоящих дней Великобритания и Шотландия лидируют по количеству алкоголиков, пьющих женщин и подростков.
В России употребление алкоголя регламентировалось царскими указами и подчинялось датам проведения церковных праздников. Население страны имело право на организацию «ссыпчин и братчин» (так называлось коллективное изготовление браги и пива) не чаще 4 раз в год. Немецкая слобода в Москве была создана Иоанном IV Грозным на пустынном месте, чтобы опричники, которым разрешалось употребление вина в течение всего года, не вводили простых людей в искушение. Массовая продажа вина начинается с воцарения династии Романовых и открытием «царских кабаков» со свободной продажей вина всем желающим. Появляется целая прослойка общества – «теребень кабацкая», люди, совершенно пропившиеся и обитающие у кабаков в поисках подачки или случайной работы.
Большую «услугу» в алкоголизации населения России оказала отмена крепостного права – большие массы людей, утратив привычный уклад и ритм жизни, оказавшись в городе на положении наемной силы, находили только один путь психологической и физической разрядки – алкоголь, который был самым дешевым из доступных средств.
В настоящее время победное шествие алкоголя по планете обеспечивается двумя путями: агрессивная реклама, имеющая направленность на все возраста и не знающая гендерных различий, а также дешевизна и доступность алкоголя и доступность в первую очередь для подростков. Первое знакомство с алкоголем происходит в 12-14 лет, и к 25-30 годам имеется картина явной алкоголизации.
Борьба с алкоголизмом, ведущаяся с помощью превентивных норм, путем запрета продажи в определенное время и в строго определенных местах, запрещением рекламы в СМИ практически не приносит видимых результатов. Основные затраты на борьбу с алкоголизмом направлены на лечение уже больных людей, большинство программ предупреждающих развитие алкоголизма остаются на бумаге.
В своей работе я не рассматриваю проблемы развития алкоголизма, который, наверно, можно было бы назвать органическим и она очень подробно рассмотрена в первую очередь в психиатрической литературе. Есть категория людей, конституциональная особенность имеет очень низкий порог толерантности к алкоголю, уже после нескольких приемов алкоголя они приобретают патологическую зависимость от алкоголя, спиваются очень быстро, имеют широкий спектр соматических и психических нарушений, и погибают от алкоголя очень быстро.
Основная проблема психологического исследования алкоголиков в том, что масса пьющих людей не желает признавать происходящих с ними изменений. Паталогическая деградация личности, изменения психики не оценивается пьющими людьми так же объективно, как паталогические изменения происходящие в их организме в результате приема алкоголя.
Не многие осмеливаются признаться себе в том, что они больны алкоголизмом, самостоятельно или с помощью квалифицированных специалистов начать работу по определению симптомов этой болезни, искать пути выхода из алкогольного тупика, разрабатывать тактику и стратегию по выздоровлению.
Глава 1
Самое сложное для пьющего человека – это сформулировать для себя вопрос: «Неужели правда, что я алкоголик?». И мало у кого хватает смелости честно и объективно признаться себе в этом. Человеческий разум сразу начинает искать лазейки и оправдания. Люди оправдывают себя тем, что пьют они только хорошие напитки и только в компании, только по праздникам и только в застолье. Забывая или сознательно исключая тот факт, что описывают они не то почему они пьют, а как они пьют, определяют не причину приема алкоголя, а устоявшиеся паттерны по его употреблению
Специальная, и в первую очередь литература по психиатрии, исследует влияние алкоголя на организм человека. Анализируется формирование психики в детстве: было ли употребление алкоголя у родителей, в том числе хроническое; какие травмы и инфекционные болезни переносил ребенок и были ли осложнения после болезни; исследуется характер воспитания ребенка (гипер- или гипоопека); выявленные нарушения психики в раннем детстве и методы, применявшиеся при лечении или корректировке поведения. В дальнейшем изучается динамика развития психики в подростковом возрасте и динамика развития патологических изменений психики и применявшиеся методы лечения и реабилитации. Разработаны программы медикаментозного лечения и психологической помощи.
Но основной вопрос определения сути алкоголизма не только в определении пораженных внутренних органов и объеме органического поражения мозга и нервной системы, так как все это только последствия приема алкоголя. Сам феномен алкоголизма как болезни невозможно определить в организме человека визуальными методами - нет кардиограммы, УЗИ, томографии алкоголизма.
Главная проблема алкоголизма – в душе, мыслях, переживаниях, в восприятии мира алкоголиком, в осознании или не осознании своей зависимости. Несмотря на то, что употребление алкоголя начинается в компаниях, алкоголизм – это мир абсолютного одиночества. Одиночества в первую очередь эмоционального и духовного.
Испытывая состояние похмелья, пройдя через запой или даже меры медицинского воздействия при алкогольных интоксикациях, через какое-то время человек снова начинает пить. Имея твердую установку «Не пить!» человек все равно срывается, потому что основная проблема алкоголика в том, что не пить он не может.
Алкоголизм – это зависимость, зависимость очень сильная, т.к. она поглощает и физическую и нравственную сторону человека, и очень часто эта зависимость не ощущается, не воспринимается как зависимость или вовсе отрицается пьющим человеком.
Алкоголик – это специалист по самообману. Весь интеллект пьющего человека направлен на то, чтобы найти себе оправдание в употреблении алкоголя. В ходе напряженной интеллектуальной работы всегда находятся поводы и аргументы позволяющие человеку пить снова и снова.
Одна из основных внутренних причин не считать себя алкоголиком звучит следующим образом: «Ну я же побираюсь у магазинов. Не стреляю мелочь. Не валяюсь пьяный на улице». И это действительно так. Алкоголизму подвержены люди в разным уровнем интеллекта, пьющий человек может быть и руководителем крупной компании, мастером в своей профессии или талантливым актером, иметь большой жизненный опыт, т.к. алкоголизация часто весьма растянута по времени и, как следствие, причины не считать себя пьющим могут быть очень изощренными и на первый взгляд оправданными.
Как не удивительно это звучит, но алкоголики люди очень волевые. Нужна очень сильная воля, чтобы каждый раз наносить так четко осознаваемый вред своему здоровью, заранее зная к каким последствиям и страданиям, не только физическим, но и нравственным, приведет употребление алкоголя.
Не важно, будем мы считать алкоголь болезнью или зависимостью, основная проблема в нем, что алкоголь повреждает мнение о своей зависимости или болезни. Забывание – это естественный процесс памяти, и то, что казалось кошмаром стирается и затушевывается, прошедший запой уже кажется не падением в пропасть, а недоразумением, о котором надо поскорее забыть.
Если считать алкоголизм болезнью, то это болезнь измененной морали. Для многих алкоголиков только что окончившийся запой перерастает в долгое чувство стыда: перед семьей, сослуживцами, перед самим собой. Но чувство стыда не дает решения проблемы. Пьющий человек не желает вспоминать и обсуждать с близкими ему людьми причины, побудившие его уйти в запой, не хотят или не могут говорить на эту тему члены его семьи.
На первый взгляд кажется самым простым – это перетерпеть чувство стыда и забыть о последнем алкогольном инциденте. Но если алкоголик признает себя больным – чувство стыда становится преодолимым, и пьющий человек начинает считать себя виноватым. Но это чувство не имеет положительной стороны.
Не считая себя зависимым или больным, пьющий человек, пройдя через чувство стыда, начинает считать себя виноватым, что в свою очередь вызывает тягу быть наказанным. Алкоголик начинает строить свою жизнь по модели: вина-наказание-компенсация за наказание. Человек начинает не только пить, но и работать запоями, оставляя для себя морально-нравственную лазейку: сейчас пострадаю (поработаю), а потом обязательно запью. Полное погружение в работу позволяет испытать чувство запредельной усталости.
Часто можно наблюдать следующую картину в семье пьющего человека: тяжелый запой, следующая за ним тягостная угрюмость (человеку стыдно), выправление – человек много и, возможно, плодотворно работает, но ощущение тоски становится все больше и жизнь алкоголика начинает подчиняться только одному – найти повод для очередного запоя, и этот повод обязательно находится: работал за троих, достиг должности, купил то к чему давно стремился и теперь необходима разрядка, потому что очень сильно устал. И, опять таки, находится оправдание – я заработал это право начать снова выпивать.
Схожее состояние можно наблюдать и у алкоголиков, прошедших «кодировку». Мало кто из пациентов клиник, пришедших на кодировку, осмеливается закодироваться на срок больше чем год. Практически нет пациентов, пришедших на кодировку, кто может сказать врачу и в первую очередь себе: «Все, больше не пью. Вообще не пью. Никогда больше пить не буду».
Алкоголику нужна моральная, нравственная, пусть мнимая, но лазейка, которая и обеспечивается строго оговоренным сроком кодировки. Срок кодировки подобен отбыванию наказания в тюрьме, после окончания срока наказания можно снова начать принимать алкоголь.
Наблюдение за закодировавшимися показывает, что в течение всего срока кодировки алкоголик напоминает пружину, которая с каждым днем закручивается все туже и туже. Первоначальное чувство облегчения, вызванное отказом от приема алкоголя, сменяется чувством безысходности и тоски. Эмоциональный фон снижен, характерны резкая смена настроения и сензитивность, человек становится склонен к агрессивным проявлениям своих эмоций.
Информация о работе Патологические изменения личности при алкоголизме