Особенности идентичности интернет-зависимых пользователей юношеского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в теоретическом анализе и эмпирическом исследовании особенностей идентичности интернет-зависимых пользователей в юношеском возрасте.
Объект исследования - Интернет-зависимость в юношеском возрасте.
Предмет исследования – структура и содержание идентичности интернет-зависимых юношей.
В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулирована гипотеза исследования:
Структура и содержание идентичности Интернет-зависимых пользователей отличается от структуры и содержания идентичности тех пользователей, которые не склонны к Интернет-зависимости.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..

1 Теоретические основы развития интернет – зависимости…………….


1.1 Понятие идентичности: понятие, условия и критерии формирования…………………………………………………………


1.2 Развитие и становление социальной идентичности в юношеском возрасте…………………………………………………


1.3 Особенности Интернет-зависимости у пользователей в юношеском возрасте …………………………………………………

2 Исследование Интернет-зависимости у студентов…………………….


2.1 Диагностическая программа исследования……………………


2.2 Анализ результатов диагностической программы…………..

3 Методические рекомендации по профилактике Интернет - зависимости ………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТЬ (1).doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)

Более развернутую систему критериев  приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость  при наличии 3 пунктов из следующих;

    1. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;
    2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается;
    3. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет, приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в промежутке от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет, фантазии и мечты об Интернет, произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Такие эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернета и на языке психиатрии называются «синдром отказа» или «абстинентный синдром». В данном случае он отличается от «абстинентного синдрома» курильщиков, наркоманов, алкоголиков и переедающих людей (обжор) тем, что у них развивается не только психологическая, но и физическая зависимость к вредным веществам и их отмена переживается намного тяжелее. Преимущество Интернет - зависимости в отсутствии физиологического компонента. Синдром отмены вызывает у пользователя снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.

М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для Интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущение пустоты, раздражение, возникающие во время любой деятельности, не связанной с компьютером;
  • скрывание от работодателей или членов семьи правды о своей деятельности;
  • проблемы с работой или учебой.
  • Физические симптомы:
  • синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
  • сухость в глазах;
  • головные боли, мигрени;
  • боли в спине;
  • нерегулярное питание, пропуск приемов пиши;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • расстройства сна, изменение режима сна.

Признаками сформировавшейся Интернет-аддикции, согласно К. Янг, являются следующие критерии:

- всепоглощенность Интернетом;

- потребность проводить в Сети все больше и больше времени;

- повторные попытки уменьшить использование Интернета;

- возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство при прекращении пользования Интернетом;

- проблемы контролирования времени;

- проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);

- ложь по поводу времени, проведенного в сети;

- изменение настроения посредством использования Интернета.

Что же тогда представляет собой обычное, нормальное использование Интернета? С точки зрения Р. Дэвиса, здоровые пользователи Интернета имеют четкую цель и тратят на ее достижение разумное и ограниченное количество времени, не испытывая при этом психологического или когнитивного дискомфорта. Здоровые пользователи Интернета в состоянии отграничить общение on-line от живого общения. Интернет для них является лишь полезным инструментом.

Интернет-аддиктам свойственно устанавливать приоритет в приобретении и/или поддержание электронных взаимоотношений, а Интернет-независимые предпочитают поддерживать в сети уже имеющиеся отношения. То, что Интернет предоставляет уникальную возможность для поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым потребностям, является одним из ее аддиктогенных качеств. При малейшем разочаровании или неудовольствии в Интернет-собеседнике можно прервать общение с ним/с ней и найти другого собеседника. Виртуальные социальные контакты устанавливаются гораздо легче, чем реальные, чему способствуют анонимность, безопасность, большая открытость и легкость общения в Интернете.

Конечно, по сравнению с зависимостями  от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость  в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение. Вместе с психологическими и физическими изменениями, указанными выше, которые вызывает патологическое увлечение Интернетом, у Интернет-зависимого сужается круг интересов, все они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно. В этом случае помочь Интернет-зависимому уже может только психотерапевт. Именно поэтому Интернет-аддикция в последнее время выходит на первый план наряду с другими зависимостями, которые захватывают всё больше и больше людей в современном мире и всё более беспокоят психологов и врачей.

Что касается терминологии проблемы, то здесь применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция», а также «избыточное/патологическое применение Интернета». При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену. Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы. Также имеет место побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов; готовность лгать друзьям и членам семьи преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете: склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете и др.

Кимберли Янг [17] приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

  1. навязчивое желание проверить e-mail;
  2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
  3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
  4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Более развернутую систему критериев приводит Айвен Голдберг [17]. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:

  1. Толерантность. Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает, если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.
  2. «Синдром отказа». Характерный «синдром отказа»: прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет. Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца): психомоторное возбуждение; тревога; навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет; фантазии или мечты об Интернет; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре. Использование сети Интернет позволяет избежать симптомов «синдрома отказа».
  3. Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
  4. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование Интернета.
  5. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием Интернета.
  6. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Интернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими).

Понятие «Интернет-зависимость» объединяет следующие феномены [17]:

      • зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютером деятельности);
      • информационная перегрузка, «электронное бродяжничество», т.е. компульсивная длительная (многочасовая) навигации по WWW без конкретной цели; источником удовольствия служит факт пребывания в Сети, мультимедийные формы поощрения и стимуляции посетителей сайтов либо узнавание нового в результате подобных блужданий;
      • компульсивное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам;
      • зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или «флирта»;
      • зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

Под Интернет-зависимостью мы будем понимать состояние психологического комфорта, которое испытывает человек при реализации своей деятельности только в Интернет-среде, таким образом, остальное пространство для деятельности вызывает раздражение, угнетение и полное нежелание действовать.

Интернет-аддикция – это регулярное, неконтролируемое человеком использование Интернета с целью долговременного ощущения психологического комфорта. Психологический комфорт связан, прежде всего, с эмоциональной составляющей: это иллюзия решения трудности, задачи; получение удовольствия от деятельности; эйфория и т.д.

Выделим критерии (по возрастанию), по которым можно определить, что  человек является Интернет-аддиктом:

    • Интернет используется не как средство труда, а как развлекательный ресурс и время пребывание не ограничивается;
    • человек испытывает прилив положительных эмоций во время нахождения в сети и осуществления деятельности, которая не связана с профессиональными задачами;
    • когда для человека Интернет является самым значимым в жизни, то есть занимает всю или большую часть жизни человека;
    • у человека происходит мало событий в реальной жизни, он живет виртуальной жизнью и все свои мысли направляет только в Сеть, например, человек, перестает планировать свою деятельность в реальности;
    • Человек раздражен, конфликтен, агрессивен по отношению к окружающим, когда находиться в режиме off-line.

Итак, основываясь  на определении Интернет-зависимости, мы уверенны, что Интернет - это тоже средство ухода от реальности. Нам  остается понять именно отличие этого  средства от других, например, от гемблинга, наркотиков и т.д. Мы не будем вдаваться в подробности, и описывать особенности остальных зависимостей, а сосредоточим внимание на специфике Интернета как виртуального пространства. Рассмотрим же особенности виртуального пространства через деятельность общения.

Наиболее доступным, демократичным  и предлагающим максимальные возможности  для самовыражения ресурсом Интернета  является именно чат. Дело в том, что  он предоставляет человеку уникальные возможности для самовыражения, которые человек не смог найти в реальном мире. Некоторые из этих возможностей универсальны для любых социальных коммуникаций в Сети, другие присущи только чатам.

  • Свобода творения образа. Человек в Сети изначально анонимен, в чатах же эта анонимность культивируется — подавляющее большинство посетителей используют «ники» и зайдя в чат под реальным именем и фамилией человек будет выглядеть в лучшем случае белой вороной. Сменив имя на ник, человек уже дистанцируется от своего реального «Я». Кроме того, «растворенная телесность» — отсутствие тела как такового, упраздняет все социальные характеристики реального человека — внешность, пол, возраст и т.п., что делает невозможным использование привычных средств самопрезентации. Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно обязательном отречении от своей реальной личности человек вынужден творить ОБРАЗ. Вливаясь в виртуальный социум чата, человек получает полную свободу в сотворении самого себя, которая ограничена только его фантазией. И здесь все зависит от творческого потенциала человека. Кто-то «за неумением лучшего» воссоздает, примитивизируя, самого себя, другие буквально фонтанируют персонажами. Но по сути, нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы.
  • Свободу творения пространства. В большинстве интернет-ресурсов, коммуникация проистекает в «Великом Нигде». Исключением являются только чаты. Практически с самого возникновения чаты не ограничивались одной лишь прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой только в чатах возможностью работать не только в функции «Сказать», но и в функции «<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-f

Информация о работе Особенности идентичности интернет-зависимых пользователей юношеского возраста